РАЗРАБОТКИ
|
Психологическое сопровождение личностно-профессионального самоопределения воспитанников детских домов и интернатных учрежденийКак известно, в подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является базой ценностных ориентаций у человека. Также в этом возрасте школьники сталкиваются с первой серьезной жизненной проблемой - это выбор будущей профессии. Особенно актуально это для воспитанников детских домов, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно проводимое педагогами - психологами анкетирование, по выявлению уровня сформированности профессионального самоопределения, показали, что большинство воспитанников детского дома, обучающиеся в 9 – х и 11 – х классах, не готовы к осознанному и самостоятельному выбору профессии. Они связывают это с тем, что не имеют целостного представления о себе, неправильно оценивают свои способности, имеют низкую самооценку. Одно из самых серьёзных препятствий для самостоятельного выбора профессии – это недостаток информации о различных специальностях и тех учебных заведениях, где можно получить необходимое образование. В связи с чем, профориентационная работа потребовала нового подхода к её организации. Использование ИКТ открывает более широкие возможности в практической деятельности психолога, органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия психолога с воспитанниками. В чем же преимущество использования ИКТ педагогом-психологом в работе с воспитанниками? Первое и немало важное – это огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами. Второе – широкие мультимедийные возможности. Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Четвертое – интерактивность компьютерных программ. Пятое–экономия временных ресурсов. Профориентационная работа обусловлена созданием условий, в которых педагог - психолог выступает в роли координатора (направляющего деятельность воспитанника, организующего и координирующего его самостоятельное познание, осмысление новой информации, нового знания) и организацией самостоятельной познавательной деятельности детей. Совместная работа педагога и воспитанников складывается из нескольких направлений:
Целью профориентационной работы, является формирование и развитие воспитанников выпускных классов навыков самостоятельного осознанного выбора и принятия решения, включая выбор профильного класса, досуговое и профессиональное самоопределение. Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
На основе полученной информации рассматриваются все возможные варианты самостоятельного принятого правильного решения. С воспитанниками проводится занятия по программе «Психология и выбор профессии».(Резапкина Г.В.). Занятия состоят из 4 блоков:
Каждый блок состоит из нескольких занятий. На занятиях с использованием ИКТ воспитанники в итоге создают электронный портфолио, в котором отображены все работы по следующему содержанию: 1. Создание мультимедийной презентации
2. Подготовка публикаций (буклетов, информационных. бюллетеней, постеров — описание особенностей профессии);
3. Создание электронных таблиц
4. Участие в проектах
5. Социальные сервисы и сети
В результате дети создают свой информационный файл, в котором собрана вся необходимая информация о будущей профессии. Также участвуют в проектах с использованием ИКТ. В 2014 году воспитанники участвовали в дистанционной олимпиаде «Познавательный марафон « Открытие»» по программе «Знаю. Умею.Могу». в рамках проекта «РОСТ» детского фонда Виктория. Цель: Развитие интеллектуального потенциала и творческих способностей детей, вовлечение их в активную познавательную деятельность средствами сети Интернет. Для участников двух возрастных категорий (5 -7 класс и 8 – 10 класс) были подготовлены кейсы с заданиями на сайте фонда, а результаты отправлять на электронную почту. Все задания должны быть использованы с применением современных IT технологий. Также в сентябре 2016 г. воспитанники от 13 до 18 лет участвовали в проекте по профессиональному самоопределению для детей – сирот Самарской области «Выбор за тобой». В рамках данного проекта дети был организован он – лайн чемпионат на базе обучающего стимулятора Business Wars. Это электронная бизнес игра, имитирующая деятельность предприятия: человек садиться за компьютер и на время становится руководителем предприятия, выпускающий некий продукт. Есть пять основных направлений куда нужно вкладывать деньги. При этом необходимо внимательно следить за изменением ситуации на рынке труда, вырабатывать стратегию и решать задачи которые появляются по ходу игры. Главная задача участников – заработать максимальную прибыль В ходе профориентационных занятий дети не только учатся грамотно использовать интернет – ресурсы и возможности компьютера, но также у воспитанников развиваются определённые качества и умения:
Оценка эффективности определяется качественными и количественными показателями достижений результатов. Качественный показатель определяется «сделано, не сделано». Успешность количественного результата будет зависеть от выполненных заданий на определённые темы – это создание мультимедийных презентации, буклетов, сайтов, электронных таблиц. Также воспитанникам предлагается самим разработать критерии, по которым бы их хотели оценивать. Метод оценивания для педагога – анкетирование по профессиональному самоопределению, в результате которого позволят определить, в какой степени достигнут тот или иной результат. Таким образом, использование информационных технологий в деятельности педагога - психолога обеспечивают свободный доступ к интересующей информации, активизирует интерес воспитанников, как к психологическим занятиям, так и к самому процессу самоопределения в целом.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены