РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация поисковой деятельности школьников при помощи дистанционного курса

75 лет назад закончилось одно из самых трагических событий нашей истории – Великая Отечественная война. Миллионы советских граждан прошли через все тяготы войны. Тысячи солдат, офицеров, военных водителей, санинструкторов не вернулись с войны. Тысячи пропали без вести.

В настоящее время, когда довольно остро стоят вопросы гражданско-патриотического воспитания в школе, Великая Отечественная война яркий пример героизма наших предков. Сегодня уделяется большое внимание поисковому движению со стороны государства. Поисковое движение становится объектом для научных исследований.

На сегодняшний день в современной исторической науке понятия как поисковое движение, военная археология поисковая работа никак не определены [2]. Отметим, сегодня существует множество типов поисковой работы, но мы рассматриваем в статье феномен поисковой работы по событиям Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Поисковое движение — деятельность поисковых отрядов и отдельных энтузиастов, направленная на поиск пропавших без вести солдат и увековечивание их имен на основе смертных медальонов и архивных документов[1]. В наши дни патриотическое воспитание в школах вновь становиться актуальным, появляются поисковые отряды, которые отправляются в экспедиции в районы затронутые войной. В течение последних двух десятилетий лет идет возрождение поисковой работы. Она стала основой гражданско – патриотического воспитания школьников.

В 2015 году в Гимназии № 74 г. Барнаула, на базе актива музея «Боевой пусть 312 стрелковой дивизии» создается поисковый отряд «Восхождение». Отряд по сей день совершает поисковые экспедиции в Смоленскую область, занимается установлением имен на основе архивных документов[3]. Сразу после первых экспедиций возникла проблема – теоретическая подготовка юных поисковиков. Руководством поискового отряда было принято решение о создании дистанционного курса теоретической подготовки «Школа молодого поисковика»

Дистанционный курс преследует следующий цели - обучение методике поиска, воспитание осознанного отношения к поисковой работе, воспитание потребности в изучении истории своего края и своего Отечества. Подготовка к участию в экспедициях, работа с архивными данными и т.д.

В нашем городе существует много музеев Боевой Славы, созданных на базе школ. Одним из направлений деятельности школьных музеев является поисковая работа, данный курс может помочь активистам школьных музеев в данном направлении, а также всем интересующимся поисковой деятельностью и историей Алтайского края в годы войны. Для осуществления поставленных целей и создан этот дистанционный курс.

Для достижения вышеуказанных целей нужно решать следующие задачи:

  • обучать работе с историко-архивными материалами (в том числе Интернет-ресурсами);
  • обучать основам археологии, краеведения;
  • обучать работе в полевых условиях;
  • формировать понятие о поисковом движении и его месте в современном мире.

Курс ориентирован на детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Программа данного курса рассчитана на 9 часов теоретических и практических занятий для будущих и начинающих поисковиков. Курс предназначен для изучения в поисковом отряде, образованном на базе учебного учреждения общего или дополнительного образования.

Программа предусматривает теоретическую подготовку к проведению раскопок, организации поисковой экспедиции, освоение методики исследовательской работы, работы с архивами, документами, иными историческими источниками, умения работать с медальонами, специальным оборудованием и т. д. Большое внимание в Программе уделяется вопросам реализации воспитательных задач с целью формирования нравственных качеств молодого человека: патриотизма, бережного отношения к истории Отечества и родного края, активной жизненной и гражданской позиции.

В качестве системы дистанционного обучение была выбрана система Moodle. 50 % тем изучается теоретически, остальные 50 % теория + практика. Теоретическая часть состоит из: лекционного курса, презентаций, видеороликов, изучение карт и документов. Практическая часть предусматривает: работу с картами, работу с архивными материалами через специальные интернет – ресурсы (ОБД «Мемориал», Память Народа, Солдат.ру) Контроль может осуществляться руководителем поискового отряда, руководителем музея или учителем.

Наш поисковый отряд занимается военной археологией уже несколько лет, в течение работы возникает проблема теоретической подготовки. Ранее ребята учились сразу на практике, а теорию пропускали. В поисковой работе очень много сложностей, чтобы стать участником поисковой экспедиции, необходимо знать теорию поисковых работ. Отряд у нас краевой многие ребята живут в разных частях Алтайского края, дистанционный курс для них обязателен. Ребята поедут в поисковые экспедиции уже подготовленными. Курс предусмотрен не только для новичков в поисковой деятельности, но и бывалых.

С сентябре 2017, дистанционный курс начал свою работу, обучающиеся выполняли задания по доступности. Работа строится по принципу – «сделай первое задание, доступно будет второе». Ребятам необходимо прочитать теорию, выполнить задания, поработать с контурными картами, пройти тестирование по каждой теме.

Данный дистанционный курс решает проблему теоретической подготовки юных поисковиков. Дистанционный курс может быть полезен не только для потенциальных поисковиков, но и для всех интересующихся историей Великой Отечественной войны.

Литература

  1. Боле Е.Н. Историческое значение поискового движения России // Военная археология, №1 (1). М., 2010, с12-21.
  2. Бубличенко В.Н. К вопросу о научной обоснованности поискового движения // Сборник «Государство и общество в увековечении памяти защитников Отечества: опыт, проблемы, перспективы. Сыктывкар, 2007 – с.11.
  3. Закон Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-I «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (Ведомости Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, № 7, ст. 245; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 45, ст. 4631)
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены