РАЗРАБОТКИ
|
Образ Демона в традиции русской культурыНаучно-исследовательская работа ВВЕДЕНИЕ В русской литературе, как и в европейской, образ Демона воссоздавался неоднократно, Демон представал во многих обличиях: от весёлого гоголевского чёрта до мудрого булгаковского Воланда. Однако наша задач - рассмотреть, как Демон рисовался именно в русской лирической поэзии, где грань автор \ герой подчас очень тонка. Образ Демона уже использовался в западной литературе. К этому образу, взятому из библии, олицетворяющему дух отрицани, обращались многие европейские писатели (Сатана в «Потерянном рае» Дж. Мильтона). Демон всегда был мятежным духом. М.Ю.Лермонтов уже в первой строке переосмыслит традиционный образ Демона: «Печальный Демон, дух изгнанья». Демон становится романтическим героем, воплощая гордость и страдание. Замысел поэмы «Демон» возник у М.Ю.Лермонтова в 1829 году, когда поэту было 15 лет. В этом же году завершена первая редакция. Существует восемь редакций поэмы, последняя относится, скорее всего, к 1838-1839 годам. В процессе работы менялись место действия, ритм стиха, но неизменной осталась первая строка поэмы, которая открывает все варианты поэмы, начиная с первого: «Печальный Демон, дух изгнанья…». Демон Лермонтова воплощает не только бунт против окружающего порядка вещей, но и внутреннюю борьбу, сложность и противоречивость личности. Как и на картине Врубеля, Демон становится не просто дерзнувшим против бога ангелом, а страдающим человеком. В начале ХХ века интерес к мятежному герою возродился и в поэзии, и в живописи - иллюстрации Врубеля «Демон у стен монастыря». А.А.Блок заимствовал заглавие у М.Ю.Лермонтова и назвал своё стихотворение «Демон». К.И.Чуковский говорил о Блоке: «Он был Лермонтов нашей эпохи. И у него была та же тяжёлая тяжба с миром, богом, собою, тот же роковой демонический ток, та же тяжёлость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя». Если лермонтовский герой говорит: Не всё я в мире ненавидел, то герой Блока увлечён внутренними переживаниями, своей любовью больше, чем отношениями с миром: Прижмись ко мне крепче и ближе, Б.Пастернак шёл по следам А.А.Блока, продолжая традицию «вочеловечивания» Демона. Он посвятил М.Ю.Лермонтову книгу «Сестра моя – жизнь» (1922 год), которая начиналась со стихотворения «Памяти Демона». М.Ю.Лермонтов, по словам Б.Пастернака, был олицетворением творческого поиска и откровения. Отсюда в стихотворении образы и мотивы лермонтовской поэмы «Демон». Влияли на Б. Пастернака и знакомые ему с детства иллюстрации к лермонтовскому «Демону» картины Врубеля, среди которых есть «Демон у стен монастыря». Мы попробуем сопоставить трёх Демонов и выявить черты, которые сближают эти три произведения, а также те изменения, которые показывают трансформацию образа Демона и в культуре вообще, и индивидуальном сознании автора. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. СЮЖЕТ У М.Ю.Лермонтова в основе сюжета поэмы – библейский миф об ангеле, восставшем против Бога. В наказание Бог сверг его с неба в ад и сделал носителем зла. Но лермонтовский герой «сеял зло без наслажденья», «зло наскучило ему»; он стремится к красоте и гармонии, что нашло воплощение в его любви к Тамаре. Акцент делается с содержания на переживания лирического героя. Он ведёт борьбу с богом. Демон Лермонтова оказывается не только падшим ангелом, но и человеком. Он влюблён в Тамару, их отношения представляют условный любовный сюжет. В стихотворении Б.Л.Пастернака и А.А.Блока любовный сюжет вообще показан пунктирно, а имя Тамары в каждом из стихотворений упоминается всего по одному разу. Лирический герой выражает свои чувства очень тяжело и эмоционально. Акцент делается на переживания Демона. ЛИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ. Демон у Лермонтова упоминается в третьем лице, автор рассказывает, словно сам всё видел. Автор управляет своим героем, его поведением и чувствами. Он – «эпический» повествователь, который смотрит на своего героя со стороны. Л.Флейшман отмечает связь «расставания с демоном» в стихотворении Б.Л.Пастернака «Памяти Демона» и посвящения Лермонтову (как живому) книги «Сестра моя – жизнь», сопоставляя возраст самого Б.Л.Пастернака (27 лет). Когда Пастернак накануне начала работы над книгой пишет, что годы заигрывания со своим демоном миновали, он декларирует отторжение от себя демона. Не случайно всё стихотворение «Памяти Демона» построено на грамматическом неразличении 1 и 2-го лица единственного числа («приходил», «намечал», «клялся» - равно и «я», и «он»). Сначала рассказывается как «он» «Приходил по ночам…». В конце «он» принимает лицо «я», говорит Тамаре от первого лица: «Спи, подруга, - лавиной вернуся». В стихотворении Б.Пастернака предельно воплощается идея, намеченная Блоком: Демон – индивидуум (я) и человек вообще (он). ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ - ТАМАРА Лермонтовский герой сеял зло без наслажденья, зло наскучило ему; он стремится к красоте и гармонии, что нашло воплощение в его любви к Тамаре. Она для Демона - средство достижения мирского блага, а для автора - предмет действия. У блоковского Демона Тамара - мечта: «С тобою, с мечтой о Тамаре…», к которой он стремится: На дымно – лиловые горы Стихотворение Б.Л.Пастернака насыщено реалиями поэмы Лермонтова «Демон»: Тамара, Кавказ, «плита / за оградой грузинского храма», «зурна…». Но и только. Сюжет уж е не вполне лермонтовский: герой «Памяти Демона» возвращается в своё жилище ни с чем и клянётся умершей Тамаре вернуться лавиной: «Спи, подруга, - лавиной вернуся». У Пастернака Демон внешне спокоен: Не рыдал, не сплетал Для автора ощущение жизни неразрывно связано с женщиной, для Демона - с Тамарой. Но от Лермонтова к Пастернаку образ Тамары затушевывался: место героини занимает мечта, герой и его переживания затмевают объект переживаний. ПРОСТРАНСТВО У Лермонтова действие происходит в Грузии: в горах: «И над вершинами Кавказа…», у берегов Дарьяла и Терека: Вился лучистый Дарьял, Фон Кавказа помогает нам понять и увидеть всю эмоциональность и вспыльчивость, гордость и жажду свободы героя. Действия лирического героя выражаются прошедшим временем. Таким образом, они происходят как бы в идеальном прошлом. В стихотворении Блока пространство открытое, действия происходят в настоящем времени в Чечне: Пусть скачет жених - не доскачет! Пространство близко к лермонтовскому: «На дымно-лиловые горы…», «У склона бессмертной горы,…» Вокруг Кавказ и его просторы. У Б.Л.Пастернака в «Памяти Демона» действия происходят в прошлом: «Приходил по ночам…», «Парой крыл намечал», «Клялся льдами вершин…» тоже на Кавказе, в Грузии: Уцелела плита Но неожиданное появление образа окна – частотного у Пастернака и связанного с разрушением преграды, проникновением мира и единением мира и человека, говорит об одиноком человеке, закрытом для окружающих: От окна на аршин, СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР У лермонтовского «Демона» существует восемь редакций поэмы. В процессе работы менялись место действия, ритм стиха. Существует четвёртая редакция 1831 года - семь начальных строф поэмы о Демоне, написанные пятистопным ямбом. Имеются заметки этой же поры о неосуществлённых впоследствии замыслах: перенести действие во времена вавилонского пленения евреев; написать сатирическую поэму о Демоне. Восьмая редакция предназначалась для чтения при дворе и тогда же готовилась Лермонтовым к печати; в связи с этим ещё в дореволюционной литературе было высказано предположение, что «диалог о боге» («Зачем мне знать твои печали» впервые появился в третьей редакции) изъят из этой редакции по цензурным мотивам. Окончательная восьмая редакция «Демона» написана четырёхстопным хореем. А.Блок написал своё стихотворение «Демон» трёхстопным амфибрахием, а Б.Пастернак своё «Памяти Демона» с чередованием двух - и трёхстопного анапеста. Судя по стихотворному размеру все три «Демона» совершенно различны, не имеют ничего общего. Однако от двусложника авторы ХХ века переходят к трёхсложникам, интонационно увеличивая элегичность повествования. КОМПОЗИЦИЯ Поэма «Демон» Лермонтова написана с разделением делясь на две части, а части в свою очередь делятся на главы. В каждой части по шестнадцать глав. Строфы каждой главы неупорядочены, состоят из разного количества строк. (Длину строфы определяет содержание. Строфы соответствуют главам.) А. А. Блок и Б. Л. Пастернак написали свои стихотворения «Демон» и «Памяти Демона» четырёхстишиями, и строфы представляют собой катрены. У Блока в стихотворении нет глав. У него другое деление строфы – смысловые части, выделенные многоточием. Притом это деление в первом четверостишии второй строфы; четвёртое и пятое четверостишия – последние строфы; шестое четверостишие – вторая строфа. Таким образом, четыре смысловые части, выделенные многоточием: первая - вторая - третья - четвёртая - Б.Л.Пастернак также делит стихотворение «Памяти Демона» на смысловые части. Но по-другому. Оно делится на две смысловые части одиночным противительным союзом «но»: Но сверканье рвалось Это говорит о неразрешённости вопроса внутреннего мира героя. Но после «но» герой решается и для него не существует преграды: От окна на аршин, ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, проанализировав образ Демона в трёх разных произведениях, следует сказать, что он существенно изменился с 1829 по 1917 годы. В стихотворении М.Ю.Лермонтова он был падшим ангелом, бунтующим против бога, и вёл внутреннюю борьбу с самим собой. Эта борьба выходит на первый план. Блоковский Демон занят только самим собой, увлечён своими внутренними переживаниями, своей любовью. В стихотворении Б.Л.Пастернака он переживает очень тяжело и эмоционально. Акцент делается именно на внутренние переживания героя, которые в итоге изменяют и мир внутренний и внешний. События оказываются нерасторжимы. Попытка проанализировать образ Демона в трёх разных произведениях приводит к выводу, что он сохранился в литературе, но изменялся каждый раз не только из-за особенностей авторского видения, но и из-за веяний эпохи, которая предполагала всё больший индивидуализм, акцент на внутреннем мире героя. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год Популярные разработки
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как выбрать кружок для ребенка: Советы для родителей Сочинение ученика 11 класса «Этот мир многоязычен» Использование нейропсихологического подхода на уроках русского языка |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены