РАЗРАБОТКИ
|
Решение квадратных уравнений с параметрами с учащимися 8-9 классовКвадратные уравнения применяются для решения задач практического характера с незапамятных времен. Для большинства современных учащихся их решение едва ли может представлять особую сложность, однако ситуация может кардинально измениться, если в уравнении появится параметр... На примере 3-ех задач различного уровня сложности автор попытался осветить наиболее частые проблемы, с которыми могут столкнуться школьники в рамках подготовки к Единому государственному экзамену. Говоря о проблемах и трудностях, с которыми учащиеся 8-9 классов могут столкнуться на уроках алгебры, безусловно, следует упомянуть вопросы, касающиеся решения квадратных уравнений с параметрами. Казалось бы, сами по себе квадратные уравнения вряд ли могут представлять сложность для учащихся 8-9 классов, однако в случае если в квадратном уравнении фигурирует параметр, дело принимает совсем иной оборот. Итак, попробуем разобраться. Ученые полагают, что квадратные уравнения применялись астрономами, специалистами по аграрному и военному дела (а впоследствии и многими другими, включая, конечно, математиков) еще во времена существования Древнего Вавилона в III-II вв. до н.э. В соревнованиях по решению квадратных уравнений участвовали ученые Древней Индии, задачи с уравнениями второй степени решали также в Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Китае, одним словом этим занимались ученые-представители всех крупных древних цивилизаций. С развитием математики проблемой квадратных уравнений занимались видные мировые ученые, такие как Франсуа Виет, Михаэль Штифель, Альбер Жирар, Рене Декарт и другие. А теперь и мы прикоснемся к тому, что занимало умы великих ученых-математиков на протяжении тысячелетий. Согласно общему определению квадратное уравнение – это уравнение вида ax^2+bx+c=0, где x- переменная, a, b, c – коэффициенты, причем a≠0. Известно, что для решения уравнения подобного вида необходимо вычислить дискриминант и в зависимости от его значения (если D ≥0 воспользоваться формулой корней, если D <0, корней нет) получить соответствующий ответ. Однако в случае решения квадратных уравнений с параметрами ситуация не будет столь однозначной. Давайте рассмотрим несколько примеров. Необходимо исследовать и определить, при каких значениях параметра уравнения имеют решения: x^2- (m-2)*x-(m-2)=0 Квадратное уравнение имеет решения, если D ≥0, т.е. D=(m-2)^2+4(m-2)=(m-2)(m+2)≥0 Таким образом, уравнение имеет решения при m∈(-∞;-2]∪[2;+∞) и решением будет являться значения x_1,2=(m-2±√(m^2-4))/2 При m=-2 x=-2 (единственное решение). x/(x^2-4)+a/(x^2+2x)+1/(2x-x^2 )=0 Найдем ОДЗ: x≠±2 Путем приведения к общему знаменателю получим: x^2+(x-2)a-(x+2)=0. Упростив выражение, получим: x^2+(a-1)x-2a-2=0 Если D=(a-1)^2+8a+8=(a+3)^2>0, тогда при Таким образом, решением данного уравнения будет являться корень x_1=- a-1 в случае, если: Ответ: При a≠±1 ∃ единственное решение x=- a-1 x/m(x+1) -2/(x+2)=(3-m^2)/m(x+1)(x+2) Найдем ОДЗ: m≠0 Приведем уравнение к общему знаменателю: x(x+2)-2m(x+1)=3-m^2 Упростив выражение, получим: x^2-2(m-1)x+m^2-2m-3=0 Если D=4(m-1)^2-4(m^2-2m-3)=16>0, тогда x_1,2= (2(m-1)±4)/2=(m-1)±2 Выясним, при каких значениях параметра m x принадлежит ОДЗ (см.действие 1). x≠-1 , тогда x_1= m+1≠-1,тогда m≠-2,а значит x_2= m-3≠-2-3≠-5 или x_2= m-3≠-1,тогда m≠2,а значит x_1= m+1≠2+1≠3 При m=0 уравнение не определено. Ответ: При m≠±2 существует 2 корня: x_1= m+1 и x_2= m-3 Итак, мы рассмотрели несколько примеров решений квадратных уравнений с параметрами. Эта тема включена в учебную программу по алгебре для учащихся 8-9 классов, что делает ликвидацию пробелов по данной тематике необходимым фактором в условиях современного образовательного процесса, а также в рамках подготовки к Единому государственному экзамену.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены