РАЗРАБОТКИ
|
Алгоритм Пифагоровых последовательностейФакультатив для учащихся средних школ, по Пифагоровым тройкам. Цель: закрепление понятий степени числа, в т.ч. в графическом исполнении, суммы квадратов, вывод уравнений для вычисления Пифагоровых троек. [плакаты обязательны]. 1) Если рассматривать квадраты чисел не в качестве соотношений катетов с гипотенузой, а как площади квадратов, составленных из единичных квадратов со стороной 1, можно создать удобный для учеников алгоритм формирования уравнений, для Пифагоровых троек. 2) Смысл метода в том, что любой квадрат, надстраивается единичными квадратами, минимально возможным способом: к одной стороне надстраиваемого квадрата, присоединяется точно такая же, "у". И к прилежащей стороне, присоединяется такая же: у + у = 2у 3) Остаётся заполнить одним единичным квадратом вершину, между присоединёнными элементами: 2у + 1, это величина надстройки. 4) Учитывая, что вся надстройка, это весь квадрат-"надстройщик", то х2 = 2у + 1 => у = (x2 - 1): 2. 5) Таким образом, минимально возможная надстройка, графически – в виде прямого угла из единичных квадратов. Значит – сторона надстраиваемого квадрата, увеличится на единицу. 6) В силу правил арифметики, количество единичных квадратов в надстройке, всегда нечётное. 7) Необходимо разделить х2 так, чтобы получились три части – это будут две стороны надстраиваемого квадрата, и плюс один единичный угловой квадрат , вершина надстройки, соединяющий две стороны. 8) Сторона первого квадрата – х; второго квадрата y = (x2 - 1): 2; соответственно сторона результата z = (x2 - 1): 2 + 1. 10) Пример: возьмём любое* нечётное число х, от трёх и выше. Возведём в квадрат: 32=9, это площадь первого квадрата, она же, величина надстройки для второго квадрата. 11) Вычислим сторону другого квадрата, для этого– вычтем из х2 единицу («угловой» квадрат), 9-1=8, получив удвоенную искомую сторону*; поэтому, разделим результат на два 8:2=4. Готовы две стороны, 3 и 4. 12) Поскольку известно, что одна надстройка, увеличивает сторону квадрата ровно на единицу, то => воспользуемся формулой y = (x2 - 1): 2, из которой следует формула: z = y + 1 = (x2 - 1): 2 +1; 13) [Или суммировать квадраты, и затем извлечь корень, кому так удобней]. Пифагорова тройка: 3, 4, 5. 14) Если же необходимо увеличить сторону надстраиваемого квадрата не на единицу, а сразу на две, то нужны две подряд надстройки. Одна надстройка нечётная, значит две надстройки – чётное число. 15) Поэтому икс, основание и сторона первого квадрата, тоже чётное число, как и квадрат – тоже чётный. Следующая надстройка, всегда больше предыдущей на два: так как её сторона больше на единицу и плюс «свой» угол. 16) Значит надо взять любое чётное натуральное число икс, от четырёх и больше, (основание и сторону первого квадрата), возвести в квадрат, и разделить его на два, ибо надстроек две => x2 : 2. 17) Надстройки отличаются на два, значит от результата надо вычесть единицу [которую можно прибавить ко второй половине, если это зачем-то понадобится, тогда ученикам будет видно,что разница станет ровно два] => x2 : 2 - 1. 18) Итак: получив формулу меньшей надстройки, нужно вычесть из неё угловой квадрат, получив удвоенную сторону игрек. 19) Разделив на два, получим сторону*: 20) Поскольку надстроек было две, значит сторона игрек, до стороны зет, увеличена ровно на две единицы: 21) Пример: х=4; 42=16; 16:2=8; 8-2=6; 6:2=3; 3+2=5. Пифагорова тройка 4, 3, 5.. 22) В силу правил арифметики, равенства сторон квадрата, все вышеуказанные соотношения, жёстко детерминированы. Поэтому из формул и примеров следует, что число надстроек, равно:
23) Тогда рассмотренный в п.22 универсальный коэффициент, обозначим символом k. Исходя из вышеизложенного, можно составить общие формулы. 24) Для нечётных икс, k – нечётное число. Для чётных икс, k – чётное число: 25) Рассмотрим примеры: для х=24;
Другие тройки: 24, 70, 74. 24, 45, 51. 24, 32, 40 24, 18, 30. 24, 10, 26. 24, 7, 25.
452=2025; 2025:1=2025; 2025-1=2024; 2024:2=1012; 1012+1=1013. Тройка 45, 1012, 1013. Другие тройки: 45, 336, 339. 45, 200, 205. 45, 108, 117. 45, 60, 75. 45, 28, 53. 45, 24, 51. Алгоритм расчёта более длинных последовательностей: задаём любое икс, вычисляем игрек, и сумму зет. Сумму, (в слагаемые она не входит), принимаем за «новый икс», считаем следующее слагаемое. Новая сумма..« и так далее. П.С. Прямые следствия из приведённого алгоритма последовательных надстроек, и выведенных формул расчёта:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены