РАЗРАБОТКИ
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными, образа действия и степени.В современной научной и учебной литературе совершенно неправомерно смешиваются придаточные образа действия и степени. Неверно трактуются и придаточные сравнительные. Между тем существуют простые и точные основания классификации придаточных предложений. В сложноподчиненном предложении с придаточным сравнительными сопоставляются предметы или предметы-понятия по качеству, действию или способу совершения действия. Придаточные сравнительные отвечают на все формы вопросов: «как что?», «как кто?», «словно что?», «словно кто?», «точно что?», «точно кто?», то есть на те же самые вопросы, что и обстоятельства сравнения. Так, в предложении «Служите мне, как вы ему служили». Новый хозяин сравнивается со старым по действию «служить», вопрос «как к кому» ставится от сказуемого. Если сравнение вводится сказуемым, выраженным сравнительной степенью прилагательного или наречия, то придаточное сравнительное присоединяется союзам «чем» или «нежели». Так, в предложении «Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу» придаточное сравнительное отвечает на вопрос «чем что?». Сравниваются понятие «время» с явлением «тучи» по действию «идти». Если предложение-сравнение, уточняет и поясняет обстоятельство степени, то оно будет придаточным сравнительным. Если предложение-сравнение, уточняет и поясняет обстоятельство образа действия, то оно будет придаточным образа действия. Обратимся к анализу предложений, которые содержат сравнения. С глухими звуками, как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты. Рвутся (как?) с глухими звуками. Сравнения нет, придаточное уточняет и поясняет обстоятельство образа действия «с глухим звуками». Там что-то дрожит, мерцает (будто что?), будто звёздочка на ветвях притаилась. Что-то сравнивается со звёздочкой по действиям «дрожать», «мерцать». Придаточное сравнительное. Чем на мост нам идти, поищем лучше броду. Лучше поищем броду (чем что?) чем на мост идти. Сравнение вводится сказуемым «лучше». Придаточное сравнительное. Струятся и трепещут двойные солнечные кружочки, точно кто-то бросает сверху капризной рукой золотые монеты. Солнечные кружочки струятся и трепещут (точно что?), точно кто-то бросает сверху капризной рукой золотые монеты. Солнечные кружочки сравниваются с золотыми монетами по действиям «струиться» и «трепетать». Придаточное сравнительное. Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. Звук долетел широкий и глухой (будто что?), будто в небе лопнул пузырь. Сравниваются «звук» и «пузырь» по действию «лопнуть». Придаточное сравнительное. Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески. Потемнела (как?) вдруг. Сравнения нет, придаточное уточняет обстоятельство образа действия «вдруг». Шёл он осторожно, как весною ходят по хрупкому льду реки. Шёл (как?) осторожно. Сравнения нет, придаточное уточняет обстоятельство образа действия «осторожно». Что-то вдруг с необыкновенной силой расширилось в груди Иванова, как будто бы он собирался лететь. Расширилось (как?) с необыкновенной силой. Сравнения нет, придаточное уточняет обстоятельство образа действия «с необыкновенной силой». Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов. Белая пелена виднелась (будто что?), будто река вышла из берегов. Пелена сравнивается с рекой, вышедшей из берегов. Иванов начинает говорить так гладко, словно он читает по книге. Слово «так» синонимично наречию «очень». Гладко (в какой степени?) так. Придаточное поясняется обстоятельство степени «так». Где-то в городе шла стрельба, трещало так, словно кто-то железной палкой проводил по чугунному забору. Слово «так» можно заменить наречием «гулко». Придаточное предложение поясняет обстоятельство образа действия. Собака при виде косточки начала так весело прыгать, будто неделю не ела. Слово «так» синонимично наречию «очень». Весело (в какой степени?) так. Придаточное поясняет обстоятельство степени «так». Дочка умело управлялась с тестом, словно уже много раз месила его. Управлялась с тестом (как?) умело. Придаточное уточняет обстоятельство образа действия. Как эта лампада бледнеет пред ясным восходом зари, так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума. Мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума (как что?), как эта лампада бледнеет пред ясным восходом зари. Ложная мудрость сравнивается с лампадой по утрате яркости. Придаточное сравнительное. Губы бледно алеют (будто что?), будто сквозь бело-прозрачное утреннее небо льётся едва приметный алый свет зари. Губы сравниваются с зарёй по яркости. Придаточное сравнительное. Илья Ильич скончался без мучений (как будто что?), как будто остановились часы, которые забыли завести. Илья Ильич сравнивается с часами по жизненному процессу. Придаточное сравнительное. На душе было так тяжело, как будто кто взвалил на тебя дохлую корову. Слово «так» синонимично наречию «очень». Тяжело (в какой степени?) так. Придаточное поясняет и уточняет обстоятельство степени. Листья ярко зеленеют, словно кто-то их вымыл и лак навёл. Зеленеют (как?) ярко. Придаточное уточняет обстоятельство образа действия «ярко». Мы беседовали так, как будто век были знакомы. Слово «так» синонимично наречию «по-дружески». Придаточное поясняет и уточняет обстоятельство образа действия. Молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Слово «нежели» синонимично союзу «чем». Сравнение вводится сказуемым «получал более». Придаточное сравнительное.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены