РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Цельные словосочетания

Словосочетания могут быть свободными, то есть каждая часть словосочетания является отдельным членом предложения и несвободными, то есть цельными. Цельное словосочетание в предложении является одним членом предложения.

Различают лексически и синтаксически цельные словосочетания.

Лексически цельные словосочетания – это устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов. Однозначно к лексическим цельным словосочетаниям можно отнести лишь фразеологизмы.

К синтаксически цельным словосочетаниям относятся сочетания слов, лексические значения которых связаны контекстом. Цельные словосочетания могут быть любым членом предложения: подлежащим, приложением, определением, сказуемым, дополнением, обстоятельством.

Если опущение зависимой части словосочетания приводит к искажению смысла предложения, то оно синтаксически неделимое. Так, смысл предложения «Лишнее говорить – только делу вредить» не в том, что говорить вредно, а в том, что вредно говорить лишнее. В предложении «лишнее говорить» является подлежащим.

Уточняющие цельные словосочетания

Цельным является словосочетание, главное слово в котором нуждается в конкретизации: отвлечённое понятие наделяется предметностью.

Я купил три карандаша. Уточняется количество «три». Словосочетание «три карандаша» неделимое, в предложении является дополнением.

Много машин на улице. Уточняется наречие «много». Словосочетание «много машин» – подлежащее.

Я выпил стакан молока. Уточняется мера объёма «стакан». Словосочетание «стакан молока» – дополнение.

Несколько дней льёт дождь. Уточняется наречие «несколько». Словосочетание «несколько дней» – обстоятельство меры.

Сколько рек впадает в озеро Байкал? Уточняется местоимение-числительное «сколько». Словосочетание «сколько рек» – подлежащее.

Столько сияющих глаз вокруг! Уточняется местоимение-числительное «столько». Словосочетание «столько глаз» – подлежащее.

Цельные словосочетания со значением избирательности.

В словосочетания со значением избирательности главное слово называет производителя действия, а зависимое – называет группу людей.

Кто из ребят будет спать до обеда? Местоимение «кто» указывает на одного человека из группы людей. Производит действие один человек.

Один из вас должен взять вину на себя. Местоимение «один» выполняет функцию существительного, является производителем действия. Словоформа «из вас» указывает на группу людей.

Каждый из присутствующих съел десять пирожных. Местоимение «каждый» выполняет функцию существительного, является производителем действия. Словоформа «из присутствующих» называет группу людей.

Некоторые из учеников выполнили домашнее задание. Местоимение «некоторые» выполняет функцию существительного. Производителем действия являются несколько человек. Словоформа «из учеников» называет группу людей.

Цельные словосочетания с метафорическим значением.

Слова, образующие метафоры, обладают единым значением, а, следовательно, одним членом предложения.

Лента реки красиво огибала остров. Метафора «лента реки» – подлежащее.

На небе ярко блестел серп луны. Метафора «серп луны» – подлежащее.

В зеркале льда отражались звезды. Метафора «в зеркале льда» – обстоятельство места.

Наташа взъерошила ёжик волос на голове. Метафора «ёжик волос» – дополнение.

От Степана шли волны негодования. Метафора «волны негодования» – подлежащее.

Цельные словосочетания со значением неопределённости.

Главным словом в таких словосочетаниях является неопределённое местоимение, а зависимым – прилагательное или причастие. Образуются подобные словосочетания посредством придания определённости неопределённости.

Боюсь, грядёт что-то неприятное. Прилагательное «неприятный» придаёт определённость неопределённому местоимению «что-то». Словосочетание «что-то неприятное» является подлежащим.

Невозможно было найти в ней что-нибудь неприятное. Прилагательное «неприятный» придаёт определённость неопределённому местоимению «что-нибудь». Словосочетание «что-нибудь неприятное» является дополнением.

Цельные словосочетания со значением совместности.

Словосочетания со значением совместности называют равноправных участников совместного действия. Главной частью является существительное или местоимение в именительном падеже, а зависимым – слово в творительном падеже с предлогом

Отец с сыном строит дом. Словосочетание «отец с сыном» свободное, так как действие производит отец.

Отец с сыном строят дом. Словосочетание «отец с сыном» несвободное, так действие производят и отец, и сын.

Мама с дочкой готовили обед. Словосочетание «мама с дочкой» несвободное, так действие производят и мама, и дочка.

Мама с дочкой готовила обед. Словосочетание «мама с дочкой» свободное, так как действие производит мама.

Контекстуально-цельные словосочетания.

Контекстуально-цельным является словосочетание, главное слово в котором не обладает смысловой достаточностью. Его конкретизация приводит к образованию нового понятия.

Сторожить бахчу – дело нехитрое. Конкретизация глагола «сторожить» приводит к образованию нового понятия. Словосочетание «сторожить бахчу» – подлежащее.

Торговать продуктами на рынке – занятие не для него. Конкретизируется глагол. Словосочетание «торговать продуктами на рынке» – подлежащее.

Мамин сад – место особенное. Предложение «Мамин – место особенное» не обладает смысловой достаточностью. Конкретизируется притяжательное прилагательное. Словосочетание «мамин сад» – подлежащее.

Мышление афоризмами характерно для народа. Предложение «Мышление характерно для народа» не обладает смысловой достаточностью.

Девушка с изящной фигурой стояла на трамвайной остановке. Словосочетание «девушка с фигурой» не обладает смысловой достаточностью. Словосочетание «девушка с изящной фигурой» обладает смысловой достаточностью. Словосочетание «с изящной фигурой» является несогласованным определением.

Рубка леса на этом участке завершилась. Предложение «Рубка на этом участке завершилась» не обладает смысловой достаточностью.

Собака с длинным хвостом крутилась рядом. Словосочетание «собака с хвостом» не обладает смысловой достаточностью.

Мука грубого помола продается в соседнем отделе. Словосочетание «мука помола» не обладает смысловой достаточностью.

Вершина зимы – самое обманчивое время. Предложение «Вершина – самое обманчивое время» не обладает смысловой достаточностью.

Самое дорогое в жизни – быть бойцом. Предложение «Самое дорогое – быть бойцом» не обладает смысловой достаточностью.

Анна – женщина добрая. Предложение «Анна – женщина» не обладает смысловой достаточностью.

Иван – человек серьёзный. Предложение «Иван – человек» не обладает смысловой достаточностью.

Он – человек серьёзный. Предложение «Он – человек» не обладает смысловой достаточностью.

Цельные словосочетания с обстоятельственными значениями.

Цельные словосочетания с обстоятельственными значениями указывают на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия. В состав обстоятельства входит прилагательное, если оно характеризует слово, утратившее предметное значение.

Цельное обстоятельственное словосочетание в большинстве случаев можно заменить наречием с тем же лексическим значением.

В это время года земля не была покрыта снегом. Словосочетание «в это время года» можно заменить наречием «осенью», является обстоятельством времени.

Учебный год начинается первого сентября. Словосочетание «первого сентября» называет первый день месяца, является обстоятельством времени.

Из детских лет доносятся моих друзей слова. Словосочетание «из детских лет» можно заменить словоформой «из детства», является обстоятельством времени.

От восхода до заката жизнью улицы кипят. Словосочетание «от восхода до заката» обозначает временной отрезок, является обстоятельством времени.

Посреди дремучего леса на узкой лужайке вырос мухомор. Слова в словосочетании «посреди дремучего леса на узкой лужайке» связываются в единое целое действием «вырасти».

От Москвы до Владивостока мчит нас поезд. Словосочетание «от Москвы до Владивостока» называет пространство, на котором совершается действие «мчать».

Отплывать от берега начнем при солнечной погоде. Словосочетание «при солнечной погоде» является цельным, так как называет условие, при наличии которого совершится действие.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены