РАЗРАБОТКИ
|
Красавица в румянах не нуждаетсяПервый источник наших представлений о красоте – природа. Красота природы в своем многообразии. Приглядитесь к цветку, раскрывающий свой венчик навстречу солнцу, или легкой снежинке, падающей с неба. Красота их кажется необъяснимой. И пение птиц, и стрекот кузнечиков, и шелест ветра, и прозрачность лесного ручья, и, наконец, согласный ход движения звезд и планет - все поражает нас своим совершенством, красотой. Открылась бездна, звезд полна. Попытаемся проникнуть в красоту необъяснимого, прислушаться к «гармонии небесных сфер», к самому Космосу, как называли природу древние философы. Красота природы отнюдь не хаотична. В мельчайшем кристаллике, какой представляет снежинка, нас поражает удивительная симметричность граней, пропорциональность всех частей и целого в их многообразных и неожиданных вариантах. Снежинка или капля росы светится и блестит на солнце, что в сочетании с формой снежинки создает явление радужного сияния и подтверждает давно установленную истину: красота светит, сияет, сверкает, блистает, озаряет. Правда, ученый может сказать, что блеск снежинки, радуга и утренняя заря есть всего лишь результат взаимодействия различных природных явлений. Или что полярное сияние- это свечение верхних слоев атмосферы, близкой к полюсам Земли, вызываемое вспышками солнечного излучения. Но определение физической сущности полярного сияния еще не объясняет, почему мы любуемся этим, казалось бы, чисто естественным явлением. Свет – это одновременно и эстетическое свойство природы, с которым люди связывают особые ощущения и чувства. Вспомним, сколько радостных ощущений связано у нас с «весной света», наступающей уже в феврале или начале марта, когда еще стоят морозы, но с неудержимой быстротой долгие ночи отодвигаются именно светом и заставляют нас говорить : «запахло весной». Свет – это мир, открытый для зрения и познания; и вместе с тем- это сияние, горение, создающее то ощущение таинственности, волшебства и поэтичности природы, которые воспринимаются как ее красота. Особенно нам близка красота живой природы. И если продолжить тему света как носителя «материи» красоты, то необходимо отметить свойства любого живого организма, вплоть до обыкновенного листа, источать, излучать собою свет. Мы это чувствуем без особых приборов. Всматриваясь в то, как «устроена» природа, мы поражаемся ее целесообразности. Закон продолжения рода заставляет растения самым хитроумным способом разбрасывать семена и плоды, выставлять на показ ярко-красные гроздья рябины и темные шарики черемухи – приманку для птиц, пускать по ветру легкие белоснежные парашютики одуванчика. Потеряй живое существо свою ловкость или родись оно, не с той окраской, которая подобает данному виду, -оно погибло. Поэтому паук развешивает среди ветвей совершеннейшую пряжу-тончайшую паутину. Ведь малейший «брак» в ней сулит ему голод. Поэтому олень весь вытягивается в стремительном беге: мгновенная задержка несет ему гибель. Все в живой природе подчиняется общим законам жизни и постепенно изменяется, совершенствуясь или теряя свои качества. Процесс этот идет чрезвычайно медленно. Растения и животные форму свою изменить резко не могут. Они повторяют себя в бесконечном потоке поколений, подобно дереву: каждую весну мы восхищаемся его обновлением, свежим ароматом , шелестом молодой листвы. Так, обновляясь бесконечно повторяет себя и каждая форма в природе, всегда для нас по-новому прекрасная. В любой целесообразной деятельности людей мы обязательно найдем следы влияния природы. Люди всегда стремились познать мир животных, проникнуть в тайны жизни и поведения. Например, ласточка лепит гнездо так, чтобы дать подсохнуть первому слою глины, и только потом приносит второй, так что сложенная часть гнезда успевает окрепнуть. Становится понятным высказывание древних: «Мы – ученики ласточек в построении жилищ». Вести кладку так, как это делают ласточки, советовал строителям в своих наставлениях римский архитектор. Устройство шестигранных ячеек пчелиных сот тоже поражает как своей экономичностью, эффективностью использования строительного материала, так и своей красотой. Приступая к созданию какого-нибудь предмета, нельзя обойтись без знания свойств и качеств природного материала, из которого он создается. Глина, как известно, в обоженном виде сохраняет приданную ей форму и удерживает влагу. Железо способно коваться, а бетон- схватывать железо; Знание свойств и законов природы в сочетании с творческим воображением познающего ее человека рождает открытия. Колесо как катящийся круг, безусловно, было подсмотрено в природе. Но продеть в него ось смог только человек, обладающий воображением. Природа сама подсказывает нам пути ее преобразования, а изобретательный мозг всегда найдет в ней своего советчика. «Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам»,- говорил А.И.Герцен. Здесь мы подошли к той мысли, которая будет развиваться дальше: для человека природа не только предмет любования, восхищения, радости , но и мастерская. Красива не только нетронутая природа, но и возделанная, обработанная человеком. Вступая в отношения с природой, человек соревнуется с ней, противоборствует ей, преобразует ее творческим трудом, делая еще прекрасней. Не то, что мните вы природа:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены