РАЗРАБОТКИ
|
Духовно-нравственное воспитание в семьеВ какое бы время мы не жили, что бы не происходило вокруг нас, человек всегда должен оставаться человеком. Проблема взрослых только в том, как заложить в ребёнка то, что делает его настоящим человеком. Думаю, что недостаточно говорить только о нравственном воспитании детей, правильнее говорить о духовно-нравственном воспитании детей. Для начала хочется провести грань между понятиями духовность и нравственность. Кажется, одно и то же. Но не совсем так. Духовность – это то, что находится внутри, в душе, в сердце человека. Это наличие высшего императива – совести, когда вечные ценности человека: любовь, милосердие, трудолюбие и сострадание стоят выше его материальных интересов. Понимание духовности связано с Богом. Духовность в человеке либо есть, либо её нет. Промежуточного, третьего, не бывает. Нравственность – это внешнее проявление личности ребёнка. Это его поступки и поведение, его отношение к другим людям, понимание того, что есть дозволенное и недозволенное, что хорошо и что плохо. Нравственное поведение может быть наигранным, т.е. можно сыграть необходимую роль для создания хорошего мнения, имиджа или просто для похвалы в конце концов. Поэтому нередко встречаются подростки, ведущие двойной образ жизни: в школе и дома – вежливые, правильные, а в кругу ровесников – забывшие, что прилично, а что неприлично. Воспитание начинается в семье, полной или неполной, и первые уроки воспитания ребёнок получает ещё в утробе матери. Если в семье спокойствие и взаимопонимание, любовь и уважение друг к другу, то ребёнок чувствует благоприятную атмосферу семьи, и в нём уже закладываются положительные черты. А если наоборот?… В рассказе «Терновник» повествуется о семье, каких в нашей стране, я думаю, тысячи. У героя рассказа нет имени, он просто мальчик. Родители развелись, и мать вместе с сыном ушла жить к подруге, затем «они влезли в кооператив». Марина работает редактором и для того чтобы одеть и прокормить маленького сына, зачастую берет дополнительную работу. Мальчик любил мать. И она любила его страстно. Но ничего толкового из этой любви не получалось. Отношения матери с сыном осложнялись тем, что стояло между ними, как стена, что портило ему жизнь, что отнимало у него мать, – это Левая Работа. Мальчику было непонятно, откуда бралась эта Левая Работа. Она подстерегала их, как одноглазый пират с кривым ножом, который кромсает все их планы: зоопарк в воскресенье, чтение «Тома Сойера» по вечерам. Всё гибло, всё разбивалось об эту Левую работу. Можно сказать, она была третьим членом их семьи. Самым главным, потому что от неё зависело всё: поедут ли они летом на море, купят ли матери пальто, а мальчику сапоги и меховую шапку на зиму. С матерью было сложно, но интересно. В голове у матери было много всего потрясающе интересного, что мальчик готов был слушать её бесконечно: про тётю Шуру, про войну, про нищего, которому кладут в руку полтинник каждый раз, когда проходят мимо, и ещё про многое другое. В такие редкие минуты он любил её до слёз. Мальчик не просто живёт и радуется детским игрушкам и забавам – более того, он наблюдает, анализирует, сопоставляет, обладает душевной тонкостью. Он замечает материнскую ревность, поэтому никогда при ней не показывает своих чувств к отцу. Нужно было улаживать, устраивать всё так, чтобы и маме не причинить боль, и отца не обидеть. Но почему же возникали споры между родителями? В этом он никак не мог разобраться. Почему мать и отец говорят одну и ту же фразу, для него непонятную: Вот, например, диалог матери и сына: Вот это удивительное «Морда глазами смотрит» говорит о многом. Глаза – это человек, живая душа. И как же в душу-то стукнешь? Нельзя ударить человека, нельзя унижаться и унизить другого. Мальчик способен чувствовать чужую боль, сострадать и сопереживать. Отсюда становится понятным название рассказа – «Терновник». Тернии – трудности, боль, страдание. Быть милосердным и жертвенным тяжело, требуются огромные моральные силы. Неслучайно в произведении упоминается Иисус Христос в терновом венке. Рассказ завершается оптимистично: «Мальчик шел от отца к матери, словно плыл от одного берега к другому. Трудно плыл, против течения. Мальчик чувствовал, как отец смотрел ему в спину, а мама в вихор, выбившийся из-под шапочки. За окном сгустилась темень, и не видать было, как шагает в неизвестные дали самостоятельная и отважная буква «Я». Есть надежда, что он вырастет настоящим человеком. Мальчик остаётся с мамой, с которой они часто ссорились, но которая живёт с богом в душе и в постоянном труде. Любовь, милосердие и сострадание – её душевное проявление, её духовные ценности. Ребёнок именно это оценил и выбрал для себя. Выбрал жизнь с настоящей радостью и печалями и невзгодами, которые тоже необходимы человеку, чтобы оценить радости жизни. Почему выбрал не папу? Ведь с ним всё просто и комфортно. Папа – это не выражение душевности, а лишь внешнее проявление неискренней заботы, это индивидуализм, с папой он устаёт, папа тому же нищему не подал, назвав его алкоголиком. Папа играет роль заботливого отца, Мальчик сделал выбор: его дом там, где мама. Ему ещё предстоит научиться жить по-взрослому, принимать самостоятельные решения, такие, которые никого не сделают несчастными, никому не принесут боли. Нередко случаи, произошедшие в детстве, остаются в нашей памяти навсегда. Героиня рассказа Д. Рубиной «Дом за зеленой калиткой» вспоминает такой случай, произошедший с ней в восьмилетнем возрасте, и который в корне изменил её жизненные принципы. Своё душевное состояние после одного случая она помнит много лет подряд. Девочка не признаётся в воровстве, отрицательно мотая головой. Тогда учительница, засунув руку ей в карман, достаёт помаду. Девочке стыдно за ложь и за кражу. С этого момента начинаются душевные муки. Выплакаться бы, но слёз не было. Домой пошла пешком через базарчик. Остановившись перед столиком с сухофруктами, она решила проверить себя, не больна ли клептоманией, как тот богатый граф, не потянутся ли руки сами по себе что-нибудь украсть. Дома она обо всём призналась маме, которая проверяла тетради. Мама не стала ни ругать, ни кричать. Выслушав, просто сказала: « Чудесно», – и спросила: «Отцу будем говорить?» Чувство детской порядочности так обострилось, что девочка получила «страшной силы заряд презрения к себе». Много лет подряд после этого случая она носила тайну о краже и лжи в детстве. И когда при ней рассказывали, как кого-то обокрали, она каждый раз внутренне вздрагивала и думала: «А я ведь тоже такая». Внутренний стыд перед собой, душевные страдания не давали покоя многие годы. Высшее проявление духовности – совесть – вновь и вновь возвращала её в дом за зелёной калиткой, в котором она украла и солгала, пыталась казаться непорочной. Через душевные переживания девочки автор подводит к такому выводу: надо быть настоящим человеком, а не казаться. Надо поступать правильно, а не играть правильные поступки. Жить по совести – значит жить с богом в душе, помня о вечных духовных ценностях. Духовно- нравственное воспитание – процесс сложный, длительный. Результаты этой работы часто видны не сразу, может быть, только через годы. Поэтому нужно запастись терпением, бдительностью и настойчивостью. А произведения художественной литературы помогут найти ответы на многие вопросы, возникающие в процессе воспитания детей.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены