РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Духовно-нравственное воспитание в семье

В какое бы время мы не жили, что бы не происходило вокруг нас, человек всегда должен оставаться человеком. Проблема взрослых только в том, как заложить в ребёнка то, что делает его настоящим человеком. Думаю, что недостаточно говорить только о нравственном воспитании детей, правильнее говорить о духовно-нравственном воспитании детей.

Для начала хочется провести грань между понятиями духовность и нравственность. Кажется, одно и то же. Но не совсем так. Духовность – это то, что находится внутри, в душе, в сердце человека. Это наличие высшего императива – совести, когда вечные ценности человека: любовь, милосердие, трудолюбие и сострадание стоят выше его материальных интересов. Понимание духовности связано с Богом. Духовность в человеке либо есть, либо её нет. Промежуточного, третьего, не бывает. Нравственность – это внешнее проявление личности ребёнка. Это его поступки и поведение, его отношение к другим людям, понимание того, что есть дозволенное и недозволенное, что хорошо и что плохо.

Нравственное поведение может быть наигранным, т.е. можно сыграть необходимую роль для создания хорошего мнения, имиджа или просто для похвалы в конце концов. Поэтому нередко встречаются подростки, ведущие двойной образ жизни: в школе и дома – вежливые, правильные, а в кругу ровесников – забывшие, что прилично, а что неприлично.

Воспитание начинается в семье, полной или неполной, и первые уроки воспитания ребёнок получает ещё в утробе матери. Если в семье спокойствие и взаимопонимание, любовь и уважение друг к другу, то ребёнок чувствует благоприятную атмосферу семьи, и в нём уже закладываются положительные черты. А если наоборот?…
Важное место в духовно-нравственном воспитании детей отводится литературе. Первые уроки нравственности преподают герои сказок. Как решается данная проблема на стыке веков? Обратимся к рассказу «Терновник» Дины Рубиной.

В рассказе «Терновник» повествуется о семье, каких в нашей стране, я думаю, тысячи. У героя рассказа нет имени, он просто мальчик. Родители развелись, и мать вместе с сыном ушла жить к подруге, затем «они влезли в кооператив». Марина работает редактором и для того чтобы одеть и прокормить маленького сына, зачастую берет дополнительную работу. Мальчик любил мать. И она любила его страстно. Но ничего толкового из этой любви не получалось. Отношения матери с сыном осложнялись тем, что стояло между ними, как стена, что портило ему жизнь, что отнимало у него мать, – это Левая Работа. Мальчику было непонятно, откуда бралась эта Левая Работа. Она подстерегала их, как одноглазый пират с кривым ножом, который кромсает все их планы: зоопарк в воскресенье, чтение «Тома Сойера» по вечерам. Всё гибло, всё разбивалось об эту Левую работу. Можно сказать, она была третьим членом их семьи. Самым главным, потому что от неё зависело всё: поедут ли они летом на море, купят ли матери пальто, а мальчику сапоги и меховую шапку на зиму. С матерью было сложно, но интересно. В голове у матери было много всего потрясающе интересного, что мальчик готов был слушать её бесконечно: про тётю Шуру, про войну, про нищего, которому кладут в руку полтинник каждый раз, когда проходят мимо, и ещё про многое другое. В такие редкие минуты он любил её до слёз.
По субботам забирал его отец. С отцом было легко, спокойно. Он был во всём другой. Отец – это праздник, весёлые подарки, парк, качели, аттракцион, мороженое, сколько хочешь, жвачки и никаких скандалов. У мамы тоже были подарки, но это были скучные подарки. Сапоги какие-нибудь или куртка, или костюм для школы. И сама ужасно радовалась этим подаркам, заставляла его надевать их, ходить перед ней по комнате и сто раз поворачиваться. Только вечером, усталые, они с отцом приходили домой, в ту квартиру, где прежде жили они втроём, где до сих пор лежат его игрушки.

Мальчик не просто живёт и радуется детским игрушкам и забавам – более того, он наблюдает, анализирует, сопоставляет, обладает душевной тонкостью. Он замечает материнскую ревность, поэтому никогда при ней не показывает своих чувств к отцу. Нужно было улаживать, устраивать всё так, чтобы и маме не причинить боль, и отца не обидеть. Но почему же возникали споры между родителями? В этом он никак не мог разобраться. Почему мать и отец говорят одну и ту же фразу, для него непонятную:
«у нас в роду»? Мальчику очень хотелось узнать, в какой стороне живёт это счастливое «у нас в роду». Получается, отец и мать не смогли стать родными друг другу, у них были противоположные взгляды на вопросы воспитания. Мать читает Чехова и Толстого, заставляет думать обо всем, она стремится воспитывать ребёнка по- христиански: добрым, искренним, умеющим сострадать, как учат произведения русской классики. Отец же читает Спока, во главу угла ставит силу и индивидуализм. Поэтому мальчик делает справедливое замечание отцу, который третий год одну и ту же сказку про медведя и зайчика рассказывает. Чью сторону примет ребёнок: мамину доброту и сострадание или отцовскую холодность и расчётливость?

Вот, например, диалог матери и сына:
– Он [Сашка] дразнится на каждой перемене, что я втрескался в Оксану Тищенко.
– А ты втрескался?
– Да, – признался мальчик.
– Тогда по морде! – посоветовала мать.
– Я не могу – по морде, – сказал он.
– Почему?
– Морда глазами смотрит...».

Вот это удивительное «Морда глазами смотрит» говорит о многом. Глаза – это человек, живая душа. И как же в душу-то стукнешь? Нельзя ударить человека, нельзя унижаться и унизить другого. Мальчик способен чувствовать чужую боль, сострадать и сопереживать.

Отсюда становится понятным название рассказа – «Терновник». Тернии – трудности, боль, страдание. Быть милосердным и жертвенным тяжело, требуются огромные моральные силы. Неслучайно в произведении упоминается Иисус Христос в терновом венке.

Рассказ завершается оптимистично: «Мальчик шел от отца к матери, словно плыл от одного берега к другому. Трудно плыл, против течения. Мальчик чувствовал, как отец смотрел ему в спину, а мама в вихор, выбившийся из-под шапочки. За окном сгустилась темень, и не видать было, как шагает в неизвестные дали самостоятельная и отважная буква «Я». Есть надежда, что он вырастет настоящим человеком.

Мальчик остаётся с мамой, с которой они часто ссорились, но которая живёт с богом в душе и в постоянном труде. Любовь, милосердие и сострадание – её душевное проявление, её духовные ценности. Ребёнок именно это оценил и выбрал для себя. Выбрал жизнь с настоящей радостью и печалями и невзгодами, которые тоже необходимы человеку, чтобы оценить радости жизни. Почему выбрал не папу? Ведь с ним всё просто и комфортно. Папа – это не выражение душевности, а лишь внешнее проявление неискренней заботы, это индивидуализм, с папой он устаёт, папа тому же нищему не подал, назвав его алкоголиком. Папа играет роль заботливого отца, Мальчик сделал выбор: его дом там, где мама. Ему ещё предстоит научиться жить по-взрослому, принимать самостоятельные решения, такие, которые никого не сделают несчастными, никому не принесут боли.

Нередко случаи, произошедшие в детстве, остаются в нашей памяти навсегда. Героиня рассказа Д. Рубиной «Дом за зеленой калиткой» вспоминает такой случай, произошедший с ней в восьмилетнем возрасте, и который в корне изменил её жизненные принципы. Своё душевное состояние после одного случая она помнит много лет подряд.
Восьмилетняя девочка берет частные уроки музыки. Так как мама не красит губы, ее привлекают патроны с помадой, принадлежащие учительнице музыки. Она один за другим берет их себе и выменивает на Колькины пуговицы, выполняющие среди детей их двора роль денег. Однажды учительница обнаруживает пропажу и обвиняет девочку в краже.

Девочка не признаётся в воровстве, отрицательно мотая головой. Тогда учительница, засунув руку ей в карман, достаёт помаду. Девочке стыдно за ложь и за кражу. С этого момента начинаются душевные муки. Выплакаться бы, но слёз не было. Домой пошла пешком через базарчик. Остановившись перед столиком с сухофруктами, она решила проверить себя, не больна ли клептоманией, как тот богатый граф, не потянутся ли руки сами по себе что-нибудь украсть. Дома она обо всём призналась маме, которая проверяла тетради. Мама не стала ни ругать, ни кричать. Выслушав, просто сказала: « Чудесно», – и спросила: «Отцу будем говорить?» Чувство детской порядочности так обострилось, что девочка получила «страшной силы заряд презрения к себе». Много лет подряд после этого случая она носила тайну о краже и лжи в детстве. И когда при ней рассказывали, как кого-то обокрали, она каждый раз внутренне вздрагивала и думала: «А я ведь тоже такая». Внутренний стыд перед собой, душевные страдания не давали покоя многие годы.

Высшее проявление духовности – совесть – вновь и вновь возвращала её в дом за зелёной калиткой, в котором она украла и солгала, пыталась казаться непорочной. Через душевные переживания девочки автор подводит к такому выводу: надо быть настоящим человеком, а не казаться. Надо поступать правильно, а не играть правильные поступки.

Жить по совести – значит жить с богом в душе, помня о вечных духовных ценностях.

Духовно- нравственное воспитание – процесс сложный, длительный. Результаты этой работы часто видны не сразу, может быть, только через годы. Поэтому нужно запастись терпением, бдительностью и настойчивостью. А произведения художественной литературы помогут найти ответы на многие вопросы, возникающие в процессе воспитания детей.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены