РАЗРАБОТКИ
|
Статья "Проблемный" ребенок из неблагополучной семьи"Семенищева С.В., Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В последнее время проблема общения с "проблемными" детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность таких детей неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по Интернету или играют в компьютерные игры. Таких «проблемных» детей в моей практике было немало. Это были ,прежде всего, «трудные « семьи, где воспитанием сыновей занималась мать, которая была в разводе, а ребенок был «брошен улице».И вот уже четвёртый год я вместе с соцработником, зам.директора по ВР, школьным инспектором, с председателем колхоза, где работает его мать, пытаемся этого ребенка заставить приходить домой вовремя и ночевать дома, а не где придётся. Так было уже много раз. В связи с этим, встают вопросы: "Что мы знаем о "проблемных" детях? ПРИЗНАКИ "ПРОБЛЕМНЫХ" ДЕТЕЙ: 1. Уклонение от учебы в следствие:
2. Общественно-трудовая активность:
3. Негативные проявления:
4. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
5. Отношение к воспитательным мероприятиям:
Из перечисленных признаков «проблемных» детей большая часть принадлежит Ивану, ученику 4 класса : уклоняется от учёбы, пробовал алкоголь и курит, любит драться, но с младшими, показывая своё превосходство, жестокий, грубый. В беседе с матерью Ивана, рассказывая эти случаи, она не скрывает ,что не может уже с ним справляться дома. С ней разговаривает на повышенных тонах и очень грубо. ПОЧЕМУ ОНИ СТАНОВЯТСЯ "ПРОБЛЕМНЫМИ" ДЛЯ НАС? Да потому что "проблемный" ребенок и "трудные" семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие детям , имеют корни в семье. Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих таких детей , можно выделить следующие:
Огромное отрицательное влияние на Ивана оказала семья. Два года назад, когда еще отец Ивана жил в семье, он очень часто приходил домой пьяным и устраивал скандалы, которые переходили в драку с матерью. Затем кулаки отца переходили и на сына. После нескольких бесед школьного участкового с отцом изменений не было. Мною было составлено заявление на имя станичного участкового о том, чтобы приняли меры к дебоширу. Узнав об этом, он собрал вещи и уехал в родные края (за 200км от семьи), оставив беременную жену, которая ждала третьего ребёнка. Через несколько месяцев она родила двойню. И сейчас она воспитывает четверых детей одна. «Проблемный» Иван – самый старший. Перевоспитание ученика необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала. В процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяю три типа «проблемной» семьи, что позволяет мне, как классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания: 1. Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта Здесь необходимо заинтересовать мать судьбой своего ребенка, пробудить ответственность за его будущее. 2. Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. 3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. Пробудить интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях . Могут ли сами родители справиться с этой проблемой? Мало кто может сам себе, честно и откровенно, поставить "диагноз". Я предлагаю некоторые формы работы с родителями, которые наиболее эффективны в моей работе: 1. Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий . Во время таких посещений я стала заполнять акты обследования жизни несовершеннолетнего Вотнева Ивана и акты обследования материально-бытовых условий семьи. Все это заполняется в присутствии родителей. Каждый акт прочитывается родителями и подписывается о согласии и верности записей. Таких актов за год собирается много. Привожу примеры таких актов во время моих посещений. (см. Приложение №1) 2. Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. 3. Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Форма работы, в которой всё познаётся в сравнении с другими. 4.Организация совместных досуговых мероприятий. В нашей школе родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы я , как классный руководитель, могу получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для меня. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, я же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Все эти формы работы эффективны, если бы мать прислушивалась к нашим советам, постоянно вела контроль за сыном, а не периодически. Основными направлениями работы классного руководителя с "проблемными" учащимися являются:
Прежде всего, классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
Классный руководитель должен:
Помощь «проблемному» ребенку, которому я стараюсь уделить как можно больше внимания во время занятий и во внеурочной деятельности:
За прошедшие 4 года нами проделана огромная работа по «превращению» Ивана из «гадкого утенка в красивого лебедя». Но это только начало пути. Нашим специалистам школы еще много придется приложить усилий, чтобы из него вышел ребенок. Ведь впереди 5-й класс, а это новые учителя, другая обстановка с новым классным руководителем. А на сегодня огромную помощь в работе с Иваном оказывают все специалисты школы: соц.работник, логопед, школьный инспектор и зам.директора по ВР. Предлагаю план индивидуальной работы с Вотневым Иваном. (см. Приложение № 3) Концептуальная идея программы воспитательной работы школы "Проблемные дети из неблагополучной семьи" заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего:
Цели работы всего педагогического коллектива, соцработника, школьного инспектора:
А свое выступление я хочу закончить высказыванием нашего великого учителя С.Соловейчика: «Ребенок вырастит человеком там, где царит надежда на лучшее, а не страх перед худшим».
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены