РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация поиско-краеведческой деятельности учащихся во внеурочное время

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из основных задач современного общества. К тому же, в «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.

Патриотизм — это как раз та национальная идея, которая способна возродить и поднять Россию. Новое — это хорошо забытое старое. Пришло время остановиться и собрать, восстановить наработанное, активизировать формы и методы работы по формированию гражданских, военно-патриотических чувств учащихся.

Ни для кого не секрет, что развитие поисково-краеведческой работы в школе содействует осуществлению прочной связи обучения с жизнью и повышению уровня идейно-политического, трудового и нравственного воспитания учащихся. В процессе исследовательской деятельности, которое предполагает всестороннее изучение, социально-экономического, политического, исторического и культурного развития города или микрорайона города, села, забытой или исчезнувшей деревни и др., проводимое на научной основе, учащиеся приобретают интерес к истории родного края, потребность систематически изучать его, получают умения владения навыками поисковой работы.

Исследовательская краеведческая работа не только расширяет кругозор ребят в области своей малой родины, но и знакомит ребят с хозяйственной жизнью всей страны в целом, а, вместе с тем, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ.

Объединение «историков-краеведов» работает лишь третий год, но успехи имеются значительные. Ребята познакомились с традициями и обычаями, ремеслами, народонаселением Горбатовского уезда Нижегородской губернии 19 века (ныне г. Павлова). Вот некоторые темы наших совместных проектных и исследовательских работ: «Павлово – город мастеров», «Весовые изделия павловских мастеров», «Развитие пожарного дела в Павловском уезде», «Развитие образования в микрорайоне «Южный» г. Павлово» и др.

Хорошие возможности для воспитания гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов, воспитания сильных и смелых характеров, в подготовке к самостоятельным шагам в жизни, служит поисковая работа по сбору и анализу семейных архивных материалов о родственниках, участниках Великой Отечественной войны и локальных войн современности. Историческими письменными источниками исследования были: военные билеты, благодарственные письма от командования, наградные материалы, личные записи фронтовиков, их воспоминания, письма с фронта, фотографии и др.

Ребята не только более подробно узнавали о военной судьбе фронтовиков и их вкладе в Победу над фашизмом, но и знакомились с местами военных действий, в которых они принимали участие. Интересен опыт исследования судьбы солдата Лобасева Михаила, уроженца Николаевской области, который в 30-е годы 20 века переехал в Павлово, работал перед войной в Павловской пожарной команде и отправлен на фронт в 1939 году на границу с Финляндией. Долгие годы не знали павловчане о подвиге танкиста Михаила Лобасева, спасшем экипаж танка ценой своей жизни. Ребята узнали, что закралась досадная ошибка в написании фамилии бойца (Лобастев вместо Лобасев), установили, что похоронен Михаил в братской могиле в Ленинградской области. Такие глубокие исследования воспитывают уважительное отношение к воинам, молодым мальчишкам, которые ценой своей жизни защищали мир на нашей земле, формируют нравственные качества юношества, способствуют формированию активной жизненной позиции.

Примером приобщения ребят к культурному наследию страны на конкретных примерах, может служить групповая проектная исследовательская работа учащихся объединения «Дендрарий – живой памятник природы», она знакомит с людьми, которые в 1958 году стали основателями Дендросада Павловский, который является сегодня памятником регионального значения и включен в перечень особо охраняемых территорий Нижегородской области. Внимание школьников обращено на необходимость выполнения законодательства об охране природы и окружающей среды, ознакомление в целом с движением по охране памятников истории и культуры.

Хорошие возможности открывает исследовательская деятельность для решения задач трудового воспитания учащихся и их профориентации. Знакомясь с родным краем, встречаясь с представителями рабочего класса и крестьянства, учеными, деятелями науки и культуры, представителями армии и флота, участвуя в практических трудовых делах, наши обучающиеся могут сознательно выбрать профессию, определить свой жизненный путь.

Исследовательская работа помогает ребятам понять, что наш край интересен своей историей, традициями; уникален и своеобразен. К тому же, исследовательская деятельность развивает навыки самостоятельной познавательной деятельности и творчества обучающихся.

Библиографический список

  1. Концепция развития образования РФ до 2020 г.
  2. Шляков В.В. Программы для нешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Москва, Просвещение, 1982 г., с. 205-223.
  3. Материалы исследовательских работ объединения МБОУ СШ№7 г. Павлово «Историки-краеведы».
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены