РАЗРАБОТКИ
|
Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организацииГоробец Татьяна Петровна, Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры. Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе. Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу. На современном этапе развития нашего общества актуальность проблемы гендерного воспитания прослеживается особенно остро. Общепринятые в обществе признаки социальных ролей мужчин и женщин становятся менее чёткими, происходит «омужествление» женщин и феминизация мужчин, разрушение традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Постепенно стирается грань между «мужскими» и «женскими» профессиями, лидерское положение женщины в семье доминирует над мужским. Говоря «настоящий мужчина», «настоящая женщина», мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические качества. С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика - сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается практически с рождения. В нашем детском саду было проведено исследование и разработан проект по теме «Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации». Цель проекта – создание условий для воспитания детей разного пола, гендерной социализации их в современном обществе. Задачи проекта:
В процессе реализации проекта была определена модель гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Работа проводилась поэтапно с детьми младшего, среднего, и старшего дошкольного возраста. 1 Этап. Констатирующий эксперимент, 1 серия Перед началом работы с детьми была проведена педагогическая диагностика с использованием методов беседы (детям предлагалось ответить на вопросы: -Ты кто – девочка или мальчик? – В какие игры играют девочки (мальчики)? – Когда ты вырастешь, будешь мамой или папой? – Кто в твоей семье самый сильный? – Кто в твоей семье самый красивый? и др.), тестовых заданий («Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Продолжи историю», «Нарисуй человека» и др.), наблюдений за поведением ребёнка в повседневной жизни, за поведением ребёнка в игровой деятельности. Использовались вопросы и задания, основанные на педагогической диагностике А.М. Щетининой, О.И. Ивановой. Цель проведения педагогической диагностики - выявить знания детей о своих настоящих и будущих половых ролях, выявить особенности восприятия ребёнком себя как представителя определённого пола. 2 этап. Формирующий эксперимент По завершении обработки результатов был определён план работы как с детьми, так и с их родителями, а также с педагогами нашего детского сада. В плане работы с детьми были отражены такие виды деятельности, как беседы («В нашей группе много девочек и мальчиков», «Какие у нас девочки (мальчики)», «Кто я?» «Какой я?»), чтение художественной литературы (А. Барто «Вовка-добрая душа», «Любочка»), продуктивная деятельность («Портрет девочки (мальчика)», «Подарки девочкам (мальчикам)»), дидактические игры («Настроение», «Давайте познакомимся» и др.), рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад», «Магазин» и др.). Для работы с родительской общественностью были запланированы тематические родительские собрания («Что такое гендерное воспитание?», «Поговорим о воспитании девочек и мальчиков» и др.), оформление стендов («Как и во что играют мальчики и девочки», «Возрастные особенности психического развития мальчиков и девочек» и др.), проведение совместных мероприятий с детьми («Самый –самый…», «В розовом царстве» и др.), выпуск видеожурналов («Мы играем и поём, вместе весело живём!»). Для реализации проекта были созданы психолого-педагогические условия, где основная роль отводилась работе с педагогами и деятельности самих педагогов:
Реализация проекта была осуществлена по следующим направлениям:
Содержание второго этапа проекта определило модель гендерного воспитания детей дошкольного возраста в нашем детском саду. 3 этап. Констатирующий эксперимент, 2 серия Вторая серия констатирующего эксперимента была проведена с использование тех же методов, что и первая серия. Мы имели возможность сравнить результаты первой и второй серий констатирующего эксперимента. Результаты нас порадовали. Если в первой серии констатирующего эксперимента результаты показали, что большинство детей затруднялись в определении своих настоящих и будущих половых ролей, в осознании собственного образа «Я», восприятии себя как представителя определённого пола, то во второй серии констатирующего эксперимента дети уверенно и твёрдо отвечали на тестовые вопросы, выполняли тестовые задания, показывая высокий уровень. Наблюдения за поведением детей в сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни также показывают положительную динамику развития гендерной идентификации мальчиков и девочек. 4 этап. Подведение итогов, педагогические выводы. Подводя итоги проведённого исследования, можно сделать вывод, что в нашем детском саду созданы условия, которые способствуют гендерной социализации детей, создана модель гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Значительно повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей по реализуемой теме проекта. Повысилась роль семьи в гендерном воспитании детей. Кругозор детей расширился, обогатился знаниями о содержании социальных ролей женщины и мужчины. Уровень культуры поведения и общения детей заметно возрос: мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Мне думается, что опыт, наработанный нашим педагогическим коллективом, в дальнейшем будет углубляться и совершенствоваться. Используемая литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены