РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа классного руководителя по патриотическому воспитанию детского коллектива

Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания личности является актуальной и определяется потребностью нашего общества. Почему? В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Низкий уровень гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений в формировании социальных компетенций и гражданских установок.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Поэтому методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. В концепции сказано, что воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция? Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. [1]

Вырастить духовно богатую личность из современных детей не просто. Нравственные чувства закладываются в ребёнке с детства, растут вместе с ребенком, а начинаются они с понимания и уважения своих предков. Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов, бабушек и прабабушек сегодня особенно важно нашим детям.

И организовать воспитательный процесс надо так, чтобы пробудить душу ребёнка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, честным, милосердным, противостоять злу и научиться прощать.

Являясь классным руководителем учащихся основной и старшей школы, я выбрала следующие формы работы: проектно-исследовательские мастерские, краеведческой направленности. «Если человек не любит старые улицы, старые дома - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране», - писал Д. С. Лихачёв [2].

В ходе краеведческой деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Изучая краеведческий материал, дети приобщаются к истории своей малой родины.

При реализации поставленной цели классному коллективу приходится обращаться в различные службы и предприятия города, работать в архиве и изучать материалы краеведческого музея. Работа с краеведческими источниками способствует не только воспитанию духовно-нравственных качеств, но и социализации детей, что играет немаловажную роль в современной жизни.

Краеведение охватывает все стороны человеческой деятельности. Особенно важно, что это – средство воспитания чувства патриотизма и гордости за свой край, за людей, которые живут рядом.

Учащимися разработаны и реализованы следующие проекты - исследования: «Виртуальная экскурсия по городу Очер» (экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками города, с его достопримечательностями и со стихами очерских поэтов), «Виртуальная экскурсия для иностранных гостей» (разработаны маршруты экскурсий на русском и английском языках), «Особо охраняемые природные территории Очерского района» (виртуальная экскурсия по природным заповедникам), разработан и смонтирован видеофильм «Очёр вчера и сегодня». Реализованные проекты успешно проходят апробацию в школе на классных часах и коллективно – творческих мероприятиях.

Таким образом, можно сказать, что работа по краеведению открывает широкие возможности для воспитания в детях духовных и нравственных качеств, любви к Родине. Она таит огромные резервы повышения эффективности духовно-нравственного воспитания и развития, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, но и раскрывает славную историю родного края и всей страны через судьбы конкретных людей, наиболее значимые события. У детей формируется чувство любви к малой Родине, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его истории и сохранить память о прошлом.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья. Для работы с родителями применяю такую форму работы как семейные проекты, разработка совместных социальных, культурных проектов. Совместно с родителями и учащимися мы определяем тему, цели и задачи проекта, а также продукт проекта. Реализация проекта осуществляется членами семьи ребенка. Классный руководитель осуществляет организацию проекта и консультирует по возникающим вопросам. Защита проекта происходит публично на совместном с учащимися родительском собрании.

Мы реализовали такие проекты как «Моя семья, мое богатство» (рассказ о членах семьи и об увлечениях семьи), «Где эта улица, где этот дом..» (история улицы на которой живу), «Традиции моей семьи» , «Портрет моего папы» , «Портрет моей мамы». В этом году мы осуществляем литературный проект «Поэтом можешь ты не быть, но о поэтах знать обязан». В рамках проекта совместно с очерскими поэтами, родителями и учащимися проводим литературные встречи, литературные гостинные. Ребята вместе с родителями узнают о наших поэтах, о стилях стихов, пробуют писать стихи сами. Результатом данного проекта станет выпуск стихов написанных учащимися вместе с родителями. Еще один проект, который осуществляется силами детей и их родителей это – «Книга памяти». Результатом данного проекта станет классный альбом в котором будут собраны сведения о всех членах семей, прошедших чрез страшные годы Великой Отечественной войны.

Применение данных форм работы классным руководителем влияет на становление личности ребенка не только путем духовно-нравственного и патриотического воспитания, но и деятельности в данном направлении. Наблюдается духовный рост детей: терпимость к недостаткам других, осознание собственных недостатков и планирование работы над устранением их, появилось желание помогать другим, появилась заинтересованность в изучении своей культуры, своих традиций, меняется в лучшую сторону отношение между детьми и родителями, между родителями и школой.

Список литературы:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. – М., 2009
  2. Лихачёв Д.С. Земля родная М.: Просвещение, 1983.
  3. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – С. 49.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены