РАЗРАБОТКИ
|
Поощрения и наказанияИсаева Наталия Владимировна, Вопрос о поощрениях и наказаниях воспитания детей является в педагогике одним из самых запутанных, более того - щепетильных. Ведь исходя из идеалов гуманизма, ребенка нельзя наказывать ни в коем случае, а поощрением для него должно являться только чувство переживания успеха, ощущение личностного роста. Не случайно дисциплинарные воздействия прочно отождествляются с авторитарной педагогикой. А их применение считается уделом жестокого от своей профессиональной беспомощности учителя, следствием плохо организованной работы в образовательном учреждении. K сожалению, действительность всегда была далека от прекраснодушных идеалов, и вся реальная история педагогики - это, по сути дела, история поощрений и наказаний. В "Притчах Соломона" (начало I тыс. до н.э.) рекомендовалось широко применять телесные наказания: "Кто жалеет розги свои, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает". В Месопотамии педагогическое наказание отразилось в поговорках: "Глупость привязана к сердцу мальчика, но посох назидания удалит ее от него", "Посох и обличение даст мудрость, а мальчик, оставленный без надзора, посрамит мать свою". В целом, запрет, упрек, телесное наказание - все, что не давало личности возможности выйти за установленные обществом рамки, рассматривалось как основное средство воспитания. Что же касается поощрений, то преимущественно, кроме традиционного одобрения, похвалы, использовался своего рода стимул перспективы. Тексты, по которым обучались письму и чтению, содержали оды, воспевающие прекрасную жизнь чиновников, ради которой можно и потерпеть тяготы обучения. Другим методом была соревновательность: ученику постоянно внушалась мысль, что он должен превзойти в знаниях своего товарища. Подчеркнем, что по мере развития общества поощрение все чаще трактуется как эффективное воспитательное средство: "Награда и палка одинаково весят в руке мудреца". Оригинальные меры поощрения и наказания использовались в еврейских школах в период Талмуда (I-II вв. н.э.). В школах ставились семь скамеек, и близость места сидения ученика по отношению к педагогу точно соотносилась с его успехами. Применение телесных наказаний неразрывно было связано с уровнем профессиональной квалификации педагога, ступенью обучения. Про таких в Арабском халифате складывались уничижительные поговорки типа: "Этот человек глупее учителя ", "Не ищи совета у учителя, пастуха и дамского угодника". В Индии же, где телесные наказания не поощрялись, а образованность чрезвычайно высоко ценилась, существовал пиетет перед наставником, и считалось, что "если ученик злословит по адресу учителя, то становится ослом, если насмехается - собакой, унижающий становится червем, завистливый - насекомым". А вот в средневековом арабском мире плетка была непременным атрибутом процесса обучения не только в обычных, но и в аристократических школах. Многие халифы позволяли пороть собственных детей. Наряду с наказаниями в школьной практике халифата широко применялись поощрения, иногда довольно оригинальные. Существовал обычай, согласно которому лучший ученик ехал верхом через город, в то время как товарищи осыпали его сладостями. В то же время стимулирование детей с помощью подачек считалось нежелательным, так как вместо подлинного интереса это развивает леность и дурные страсти. Поощрения и наказания составляли основные средства воспитательного воздействия и в педагогике западной цивилизации. В средневековой школе также господствовали телесные наказания. Считалось, что палка и розга - это те "мечи школы, которые Господь Бог дал в руки учителям. Они являются также скипетрами школы, перед которыми юношество должно склонить голову". Розга была постоянным спутником учителя. Более того, владение ею служило необходимым свидетельством профессиональной пригодности. Так, например, в Кембридже в ХVI в. выпускник, получая степень "магистра грамматики" и таким образом - право быть школьным учителем, должен был продемонстрировать свою ловкость в порке. Это проверялось во время церемонии "наказания непокорного ученика". В доброй старой Англии" телесные наказания в пансионах были столь же обыденны, как туман за окном. Отметим, что традиции телесных наказаний сохраняются и в современной Англии (особенно удар линейкой), официально они разрешены и в некоторых штатах США. Что же касается отечественной педагогической традиции, то для нее характерно неоднозначное отношение к проблеме наказаний и поощрений. Народная педагогика, закрепленная затем в "Домострое", содержит множество пословиц, ставящих физические наказания во главу угла воспитания. И вместе с тем содержатся и обратные суждения. Целую систему этих мер воздействия разработал и применял А.С. Макаренко. Как известно, очень успешно.
Как видно из исторического обзора, проблема поощрений и наказаний действительно сложна и единственно, чего она не терпит, так это тупой убежденности в изначальной испорченности ребенка, равно как и лицемерного идеализма по отношению к нему. А особенно педагогического ханжества! Каждый учащийся хоть раз в своей школьной жизни оказывался в ситуации, когда его за что-то хвалили и поощряли, и в ситуации, когда его наказывали. Опасность наказаний заключается в том, что ими нередко подавляется натура ребенка, его индивидуальность. Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять решительность и отвагу, не порождать страх и пессимизм, не унижать. Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, не чувство униженности или ожесточенность несправедливостью и жестокостью. Ребенка наказывает только тот, кто его любит. Не наказывается ребенок и за то, что его натура чем-то не устраивает взрослых. Ребенок холерического темперамента может вызывать недовольство своей резкостью, прямолинейностью, решительностью, настырностью и упрямством, но наказывать его за это — то же самое, что наказывать рыжего за то, что он рыжий. Так и сангвиника не наказывают за неугомонность, а флегматика за медлительность; нервного ребенка не наказывают за плаксивость, возбудимость и крикливость, как не наказывают горластого за громкий голос и вообще детей за производимый ими шум. Не наказывают ребенка, потерпевшего неудачу. Он и сам огорчен, подавлен, переживает стыд и досаду. В этом случае уместнее ободрить его. Чего не должно быть в реакции на проступок?
Что такое похвала? Доброе слово приятно каждому, оно вдохновляет. Похвала помогает слабому стать сильным. Она ободряет. Похвала для ребенка — награда, но помогает и в ориентации. Благодаря ей ребенок постигает, когда он прав, когда он на верном пути. Без похвалы, как и без наказания, ему в этом не разобраться. Какой должна быть похвала? Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует и приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что закономерно приводит ребенка к неудачам. Когда нельзя хвалить?
Когда, как и за что хвалить детей?
Итак, какие же меры поощрения могут быть предусмотрены для учащихся в школе?
Мерами дисциплинарного взыскания могут быть следующие меры:
В соответствии с требованиями п.6, ст. 15 ФЗ РФ «Об образовании» дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение мер физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. То есть любые меры взыскания, связанные с физическим и психическим насилием категорически запрещены. Право налагать на обучающего дисциплинарные взыскания имеют: учитель, классный руководитель, заместители директора, директор образовательного учреждения. Ученику может быть наложено соответствующее взыскание только за нарушение Устава образовательного учреждения, Правил поведения учащихся, приказов директора образовательного учреждения, которые были доведены до сведения учащихся. То есть в каждом образовательном учреждении должен быть свод нормативных документов, регламентирующих поощрения и наказания учащихся. Поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Учителя и родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены