РАЗРАБОТКИ
|
Роль и место духовно-нравственного образования и воспитания в образовательной системе современной России.Учитель начальных классов Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает. Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, её молодежи. Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно- нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан. Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодёжи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира. Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, школы, больницы, в социальные службы, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит возрождение России. Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним единственным способом- дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. Проработав в школе 16 лет, я могу смело заявлять, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно- нравственному воспитанию способствует внеурочная деятельность. Высшим уровнем личностных способностей человека являются духовные способности. Духовность обладает свойством возвышать внутренние психологические мотивации до культурного уровня. Ценно, что ФГОСы отражают значимые требования времени, в частности то, что: « результаты общего образования не только должны быть выражены в предметном формате, но прежде всего иметь характер метапредметных умений», в этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессии. Поэтому актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания обучающихся связана, на мой взгляд, со следующими положениями.
В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно- нравственных основ уже потому, что никто их в нём не воспитывал, то и законы исполняться не будут». Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Но самое главное: духовно-нравственное воспитание возможно только в том случае, если обучающиеся будут видеть перед собой достойный образ учителя, который может стать для него примером и которому он хочет подражать. Неслучайно в Концепции отмечается, что «никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения», что нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам- всё это имеет первостепенное значение для духовно- нравственного развития подрастающего поколения. Недаром Л.С. Выготский сравнивает учителя с садовником, который «был бы безумен, если бы хотел влиять на рост растения, прямо вытаскивая его руками из земли, так и педагог оказался бы в противоречии с природой воспитания, если бы силился непосредственно воздействовать на ребенка. Но садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность, изменяя расположение соседних растений, подбирая почву и примешивая удобрения, то есть опять - таки косвенно, через соответствующие изменения среды. Так и педагог, изменяя среду, воспитывает ребёнка». Живём в настоящем, готовя в будущее!
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены