РАЗРАБОТКИ
|
Проблемы взаимодействия семьи и школыАвтор: Куприянова Надежда Юрьевна Без дружеского взаимодействия ,без тонкого взаимопонимания Но в этом, таком бесспорном и ясном положении о необходимости тесного союза семьи и школы не все так просто. Существуют некоторые особые обстоятельства, определяющие противоречивость и сложность отношений учителей с родителями учащихся. Любовь родителей к своему ребенку, будучи чрезвычайно сильным чувством, делает их взгляды на поступки и требования учителей очень субъективными. Надо учесть, что серьезной трудностью влияния учителя на родителей является и то, что оно в значительной мере осуществляется через взгляды и настроения школьников. Дети , как правило, подробно рассказывают в семье о своих успехах и неудачах в школе, так как в детском восприятии преобладает эмоциональная сторона. Будучи в чем-то неправым, ребенок нередко представляет в отрицательном плане действия учителя даже тогда, когда он понимает их обоснованность. В этих случаях исходящая от детей информация приводит к неправильной оценке родителями поступков и позиции педагога, мешает установлению взаимопонимания семьи и школы. Родительские чувства являются одним из самых могучих человеческих инстинктов. Они проявляются прежде всего в заботе о ребенке, в стремлении к его физической и нравственной защите. Всякое отрицательное действие, недоброжелательность, равнодушие или бестактность учителя вызывают у родителей неудовлетворенность, негативное отношение к школе, вплоть до раздражения и гнева. В настоящее время большинство учителей, особенно молодых, испытывают значительные трудности в работе с родителями. У некоторой части молодых учителей нет ясности и убежденности в необходимости повседневной работы с родителями. Герой повести В.Алексеева «Я вам верю», молодой учитель, столкнувшись с некоторыми трудностями в воспитательной работе приходит к выводу: «Если бы меня сейчас спросили, в чем основная задача педагогики, я бы ответил: исправлять ошибки родителей». На мой взгляд подобное мнение продиктовано неуважением к семье, отношением к ней как к препятствию, мешающему воспитательному процессу. В одной из бесед молодую учительницу спросили: «Почему вы избрали учительскую профессию?» - Потому, что я очень люблю детей и мне интересно с ними работать, - ответила она. - А как вы относитесь к взрослым? - К взрослым отношусь безразлично. - Как же вы собираетесь работать с родителями учащихся? Учительница с минуту задумалась, а потом сказала: « Думаю, что провести собрание с ними сумею». Данная ситуация говорит о том, что некоторые учителя рассчитывают только на свои силы, полагая что успех в воспитании и образовании учащихся зависит исключительно от их профессиональной квалификации. Они не придают значение роли семьи в формировании личности. Другая молодая учительница на вопрос, какую работу она ведет с родителями, ответила: « Я встречаюсь и беседую с родителями в основном тогда, когда меня что-то тревожит в ребенке : низкая успеваемость или плохое поведение» . Данная ситуации широко распространена в современной школе. Приглашение родителей в образовательное учреждение зачастую связано со стечением каких-то чрезвычайных осложнений в учении или поведении ученика. Как известно, отношения уважающих друг друга людей строятся на основе деликатности и чуткости. Но о каком уважении может идти речь, если учителя торопятся проинформировать родителей о детских проступках, забывая порадовать их успехами ребенка? Плодотворность общения учителей с родителями зависит не только от профессиональных знаний воспитателя, но и от собственного семейного опыта. Его отсутствие во многом определяет отношение мам и пап к воспитателю их ребенка. - А в школу почему не сходите? - Так у них классная руководительница сама молодая. Своей семьи нет. Чем она поможет? Подобное отношение подчас лишает молодого педагога профессиональной уверенности в области семейного воспитания. В школе работают педагоги, профессионалы – воспитатели, которые знают систему воспитания, владеют умениями и навыками воспитания. Родители в подавляющем большинстве таких знаний , умений и навыков не имеют. Следовательно, учитель обязан не просто пропагандировать эти знания и умения, а возбуждать у родителей потребность в овладении ими. Нельзя не учитывать такой факт : многие родители убеждены в том, что знают, как воспитывать, и что воспитывают своих детей правильно. При этом большинство из них полагаются на свою интуицию и методы, заимствованные от старших поколений. В связи с этим возникает много проблем во взаимодействии семьи и школы. Важным помощником в данной ситуации и должна выступать пропаганда педагогических знаний среди родителей. Но недостаточная подготовка учителей к данному виду работы порождает непонимание, со стороны родителей, сути воспитательного процесса в школе. Практика показывает, что современный учитель может успешно воздействовать на родителей, оказывать целенаправленное влияние на семейное воспитание при условии:
Выполнение данных условий непосредственно влияет на эффективное взаимодействие семьи и школы, основой которого является – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи. Школа и семья решают единые задачи воспитания детей, отражающие интересы общества. Однако способы, методы воспитания в семье и школе различны, так как школьные условия, обстановка, окружение иные, чем в семье. Желая сформировать у детей положительные нравственные привычки, родители и учителя должны действовать сообща, придерживаться единых требований. При отсутствии единых требований у учащихся зарождается сомнение в правомерности требований. Из этого они делают неверные выводы о том, что правила поведения надо соблюдать в школе, а дома и в общественных местах не обязательно. Если вовремя не пресечь такие явления, то они могут привести к нежелательным последствиям. Вот почему учителю так важно поддерживать постоянный контакт с родителями и помнить, что характер семейного воспитания во многом зависит от их педагогической культуры. Повышая педагогическую культуру родителей, учитель тем самым приводит в действие богатейшие резервы семейного воспитания. Опираясь на воспитательный потенциал семьи, учитель сможет более успешно и на более высоком качественном уровне решать сложные задачи современного воспитания учащихся. Конфликты между семьей и школой ложатся всей Список литературы.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены