РАЗРАБОТКИ
|
Формирование гражданской позиции в урочной деятельностиФормирование гражданской позиции в урочной деятельности Актуальность вопроса о духовно-нравственном воспитании и формировании гражданской позиции личности в процессе ее обучения не вызывает сомнений. В современной образовательной системе много пишут и говорят об интерактиве, о мультимедиа-уроках, о применении ИКТ и забывают об одном самом важном, самом многогранном, самом неистощимом, самом «ранимом», самом трудно измеримом ресурсе урока - воспитательном. Сегодня воспитательной целью урока должно являться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделён всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Соответственно основной задачей урочной и внеурочной деятельности становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия. На сегодняшний день не найдено единого подхода к определению понятия «гражданская позиция»; вопрос о содержании процесса ее формирования находится в стадии разработки; недостаточно рассмотрены вопросы, связанные с определением способов и средств формирования гражданской позиции обучающихся. Но гражданская позиция, как междисциплинарное понятие, в современной науке можно рассматривать на философском, социологическом, психологическом, педагогическом уровнях. Выделены составляющие гражданской позиции обучающегося, которыми могут являться следующие качества личности:
Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы путём контроля над властью и воздействия на власть в опоре на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования. Урок выступает действенным способом патриотического и гражданского воспитания молодого поколения. Наибольшая нагрузка по формированию гражданской позиции приходится на уроки гуманитарного направления: историю, литературу, обществознание, правоведение, культурологию, философию, самопознание, НВП и т.д. На этих уроках формируется образ страны, представления об отношениях человека и государства, о ценности человеческой жизни, о правах и свободах человека, о нравственных основах культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традиций народов мира и многонационального народа Казахстана, передаваемых от поколения к поколению. Гуманитарные знания способны укрепить веру у обучающегося в культурную уникальность своего народа, сформировать у него культурную идентификацию со своим народом и воспитать ответственность за судьбу своей страны. Воспитательная цель урока по формированию гражданской позиции у молодого поколения приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:
Как предметник могу сказать, что литература обладает большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании и формировании гражданской позиции. Жизнь и творчество писателей и поэтов русской литературы в полной мере отражает отношение авторов и их героев к своей стране и своему народу, личным примером воспитывая в обучающихся любовь к Родине, уважение к окружающим и себе. При изучении литературных произведений подростки характеризуют образы главных героев, анализируют их поступки и ,главное, примеряют на себя образы этих героев. Предмет «Самопознание» новый предмет в образовательной системе, но его программа практически полностью направлена на формирование гражданской позиции молодого поколения Тематика предмета включает в себя следующие компоненты:
Наиболее часто употребляемые слова на уроке самопознания: «честь», «совесть», «уважение к старшим», «долг», «взаимопомощь», «доброта», «милосердие», «дружба», «коллектив», «жизненные ценности», «культурные ценности», «умение работать», «уважение к знанию». Наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Какие бы инновации не вводились на уроках, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик. В центре урока – живой диалог учителя и ученика. Мы должны ставить перед собой воспитательные задачи и вносить их в контекст урока как «педагогический замысел», скрытно, таинственно, творчески, оригинально, интересно. Развитие личности ученика неразрывно связано с формированием у него основополагающих ценностей, определяющих гражданское самосознание. Важным является воспитание учащихся на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Казахстана, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края. Литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены