РАЗРАБОТКИ
|
Необходимость формирования гражданской идентичности через внеурочную деятельность учащихсяВ настоящее время все чаще поднимается вопрос необходимости формирования гражданской идентичности. Причиной тому изменения в стране, и как следствие этого изменение приоритетов общества, замена духовно-нравственные ценностей материальными благами. Современный человек дезориентирован в пространстве, люди разучились жить в социуме, забыли свои традиции, на первый план выходит жажда обогащения, ценностью становятся деньги. Президент РФ В.В. Путин, в своем выступлении 2013 г. на заседании клуба «Валдай» обращает внимание на причины этого: «Мы столкнулись с разрывом традиций и единства истории, с деморализацией общества, с дефицитом взаимного доверия и ответственности» [2]. Также он указывает на то, что необходимым условием сохранения единства страны будет «..формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями»[2]. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано на то, что обучение должно быть направлено на формирование гражданской идентичности. Важность формирования гражданской идентичности со школы объясняется тем, что дети - это будущее нашей страны, и именно в школе в большей степени сосредоточены интеллектуальная, культурная, духовная, гражданская жизнь детей, здесь проходит процесс их обучения и воспитания. Между тем, по результатом проведенных исследований оказалось, что сформированность гражданской идентичности у современных детей на низком уровне. Многие дети не имеют точного представления о том, что такое гражданственность и патриотизм, не знают, как может проявляться любовь к Родине и патриотизм на практике, подростки имеют чаще отрицательное отношение к службе в армии и др. Понятие «гражданская идентичность - осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе»[1]. В школе процесс формирования гражданской идентичности может осуществляться как вовремя учебной деятельности, так и через внеурочную деятельность. В учебной деятельности огромную роль в формировании гражданской идентичности играют уроки гуманитарного цикла, например история, общество, краеведение. Немало стаей учителей-предметников в интернете посвящено формированию гражданской идентичности на своих уроках, и реже процессу формирования гражданской идентичности через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью принято понимать организацию педагогом различных видов деятельности учащихся во внеучебное время, создающее необходимые условия для социализации личности ученика. И именно на нее, как на средство формирования гражданской идентичности в школе хотелось бы обратить внимание. На этапе основной школы учащиеся приобретают знания и умения для будущей самостоятельной жизни в обществе, формируется система ценностей и установок человеческого поведения. В этот период идет обогащение сознания учащихся сведениями по истории Отечества, познание ими элементарных правовых норм. Под действием микросреды, того опыта, который ребёнок аккумулирует из повседневной жизни, формируется его сознание и поведение. Дети часто сталкиваются в семье, в кругу знакомых, на улице с дурными привычками, слышат высказывания, возможно видят поведение (ассоциальное) не являющееся нормой в обществе. Приобретая тем самым негативный опыт. И если его вовремя не нейтрализовать, то дети, как губка, будут впитывать в себя все отрицательное, и в дальнейшем подобный опыт может стать отправной точкой отклоняющегося поведения, а в последующем и правонарушений. Чтоб не допустить этого, дети должны быть вовлечены во внеурочную деятельность школы, где педагог сможет помочь социализации ребенка в окружающем мире, подскажет что хорошо, а что делать не стоит. Различная предметность видов внеурочной деятельности открывает широкие пути освоения личностью всех сфер жизнедеятельности, позволяет реализовать самостоятельность и устойчивые познавательные интересы ребенка, получить опыт взаимодействия с социальной средой, воспитать духовно – нравственного человека, гражданина своей страны, чувствующего ответственность и долг перед Родиной. Воспитать человека, способного принять правильное решение и нести ответственность за свои поступки. При этом педагог не должен забывать о том, что в основе гражданской идентичности, согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России лежат базовые национальные ценности, и общая историческая судьба. Участие ребенка в общешкольных делах должно осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями, с учетом возрастных особенностей. В то же время педагог в своей деятельности волен подбирать те технологии формы и методы работы, что, по его мнению, будут наиболее эффективны для формирования гражданской идентичности подрастающего поколения. И если внеурочная деятельность будет рассматриваться не только как пространство для отдыха и развлечений, но и как способ приобретения опыта жизнедеятельности, то она станет эффективным средством процесса формирования гражданской идентичности.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены