РАЗРАБОТКИ
|
Некоторые аспекты социализации школьников в процессе воспитательной работы образовательной организацииСовременному развивающемуся российскому обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу своей страны, за ее культурное и социально-экономическое процветание. Эта идея развивается в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», где цель образования определена, как ориентация на формирование личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и интересах общества. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема социализации детей и молодежи. Вопросы социализации личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики и психологии. Востребованные сегодня идеи о воспитании как условии социализации подрастающих поколений можно встретить в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, Л.С. Выготского. Целенаправленное воспитание личности человека предполагает ее педагогическую поддержку, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека индивидуальным маршрутом, учитывающим его конкретные физиологические и психологичес-кие особенности. «Не может быть колебаний, - писал А.С. Макаренко, - стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых детей» [14, с. 90]. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека [14, с. 92]. С помощью построения такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. «Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Как указывал Л.С. Выготский: «Учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником» [14, с. 93]. В последние годы теоретико-методологические подходы к развитию воспитания как условия социализации молодежи получили обоснование в работах наших современников: Е. А Башмановой, М. А. Виноградовой, А. В. Копыловой, Ю. А. Федотовой и др. В отечественной науке все больше появляется исследований, в которых явление социальной активности личности рассматривается в контексте социализации (С. В. Вершинина, О. В. Гуровой, С. Ю Прохоровой и др.), гражданского воспитания (В. М. Шутовой, А.С. Гаязов, и др.) [3, 5, 6, 8, 25]. В работах современных педагогов, психологов, философов, социологов добровольная общественная деятельность рассматривается как ресурс решения социальных проблем, условие, направленное на развитие социально-значимых качеств у учащихся, способствующих формированию у них активной жизненной позиции [14, с. 94]. Директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ Александр Страдзе отметил, что для реализации всех возможностей воспитания детей, важнейшим направлением является повышение качества доступности образования и воспитания, разработка его содержания, а также развитие соответствующей инфраструктуры. Отмечена высокая значимость активного вовлечения детей в процесс положительной социализации [25, с. 3]. Воспитание учащихся - важнейший и предельно сложный этап воспитательного процесса. Необходимость социализации школьников обусловлена потребностями обновления содержания воспитательной работы, требованиями модернизации системы образования с акцентом на конкретную личность будущего выпускника и на воспитательный потенциал внешней среды. Это одно из важнейших условий развития общества в современных условиях. Основной идеей воспитания должна стать подготовка культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения обязанностей. Для этого, необходимо обеспечить развитие в школе таких направлений воспитания, как гражданско-патриотическое, нравственное, трудовое, правовое, эстетическое, физическое, экологическое и семейное. Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы педагог руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности» [22, с. 6]. «Искусство воспитания» заключается в использовании такого важнейшего психологического механизма, как включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляются формы общественного поведения, формируются потребности действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей. Воспитательная работа современной школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную деятельность обучающихся, общение, влияние социальной среды непрерывно и непрестанно расширяющееся пространство. В настоящее время школа стала таким особым воспитательным пространством, в рамках которого формируется личность юного россиянина, юного горожанина (киселевчанина), осознающего свои возможности, ресурсы и способности для успешной самореализации, самоорганизации, становления в социуме и обществе. Как и многие школы России, МБОУ «СОШ № 27» является социально-ориентированной школой, она отвечает запросам представителей разных социальных групп общества по формированию личности обучающегося способной к интеллектуальному творчеству в разных видах деятельности, непрерывному образованию и самообразованию, свободных и ответственных за свою жизнь [14, с. 94]. Воспитание - сложный целенаправленный процесс и составная, неотъемлемая часть образовательного процесса. Оно должно быть направлено на реализацию двух взаимосвязанных целей - обеспечение социализации человека и поддержку процесса индивидуализации личности. В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитываемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемых в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающих весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач [17, с. 38]. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией [20, с. 226]. Изменение социально-экономического строя в России привело к изменению социального заказа в системе образования. Требование социализации личности является основным в перестройке воспитательной работы школы, что соответствует конечным целям построения современного демократического общества в стране. Поэтому социализация учащихся в процессе воспитательной работы МБОУ «СОШ № 27» определяет долговременные стратегические цели и задачи, конечную модель личности выпускника, основные принципы и направления воспитания с целью практической реализации этой модели. Актуальность социализации учащихся в процессе воспитательной работы определяется еще и тем, что в новых социально-экономических условиях необходима система мер по предотвращению негативных тенденций в формировании личности учащихся, которые впоследствии станут не только студентами ВУЗов и колледжей, а также дипломированными специалистами, руководителями коллективов, гражданами своей страны. Российская Федерация - пример уникального социального, культурного и политического многообразия. Социальное многообразие - это не только благо, но и в какой-то степени вызов современному образованию, к сожалению, мы об этом забываем при воспитании подрастающего поколения детей и молодежи, тогда, как для нашей страны это очень важный и сложный вопрос. В новых социальных и культурных условиях меняющегося общества актуализируется проблема реализации и развития воспитательного потенциала образовательной среды каждого учебного заведения, что диктует необходимость поиска и научно-методологического обоснования новых подходов к управлению образовательными системами. Сегодня ключевая задача системы образования - создать психолого-педагогические условия для формирования социально активной гражданской позиции обучающихся в условиях многообразия традиций и инноваций социокультурного пространства каждого региона. С позиций «менеджмента воспитательной работы» наименее разработан подход в управлении социализацией и воспитанием. Он представляет собой составную часть педагогического менеджмента; научно обоснованное, целенаправленное и профессионально организованное с учетом современных технологий управление воспитательной работой на основе определенных принципов: системности, комплексности, скоординированности, демократизации, научности, конкретности, направленности на достижение основной цели, продуктивности [9, с. 25]. Специфику продукта и результатов воспитания и социализации определяет совокупность характеристик:
Воспитательная работа как условие социализации базируется на основе комплексных образовательных ресурсов. Комплексные образовательные ресурсы - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Наряду с живым словом педагога, образовательные ресурсы, являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения, оказывая большое влияние на его компоненты - цели, содержание, формы, методы. Организационные ресурсы – это созданная эффективная структура (подразделения, коллегиальные органы государственно-общественного управления и сообщества) и инфраструктура образовательной организации. Инфраструктура школы, направленная на успешную социализацию и воспитание, – это организационно-педагогическое построение, совокупность подсистем и служб, создаваемых, чтобы выполнить цели образования, обеспечить школьную безопасность, выполнить требования к организации здорового питания детей, к организации медицинского обслуживания учащихся и т.д. В инфраструктуру могут входить подразделения и объединения, поддерживающие и сопровождающие различные виды деятельности, включая инновационное проектирование и исследовательскую деятельность. Организация деятельности образовательных комплексов, ресурсных центров и стажировочных площадок – актуальная сфера деятельности менеджера образования, позволяющая расширить спектр практик общения участников образовательного процесса (организация форумов, коллоквиумов, круглых столов и т. п.) Технологические ресурсы составляют современные технологии опережающего управления развитием системы воспитания и социализации: технология проектного управления, социального партнерства, технология молодежной экспертизы управленческих решений, технология ресурсообразо-вания, информационные и диалоговые технологии и др. Применение технологии социального проектирования обеспечивает активное включение педагогов и детей всех возрастов в общественную жизнь своего микрорайона, округа, города. Учащиеся более осознанно начинают ощущать себя гражданами, имеющими как определенные права, так и обязанности. Возможность познакомиться с реальным функционированием различных уровней властных структур, средств массовой информации, социологических служб, различных общественных институтов является важным фактором социализации личности [16, с. 13]. Информационно-коммуникативные ресурсы (школьное телевидение, компьютерные коммуникации) усиливают открытость воспитательного пространства, переводят на современный уровень взаимодействие с социальным окружением школы. Развивая систему форм и методов работы по социализации учащихся, следует придавать особое значение влиянию как институциональных, так и стихийных факторов социализации. Креативная образовательная среда выступает в качестве отдельного, «самостоятельного» фактора, обусловливающего успешность социализации. В креативной среде развиваются творческие способности обучающихся, их таланты и одаренность, складывается инновационная позиция педагога, разрабатываются инновационные педагогические проекты. У классных руководителей есть потребность в совершенствовании своих качеств, форм и методов воспитательной работы, повышении эффективности своих действий, связанных с воспитанием учащихся, ростом их сплоченности, организованности, улучшением микроклимата и т.п. Капитальные ресурсы – совокупность средств обеспечения деятельности образовательной организации в соответствии с миссией и образовательными программами. Базой реализации программ социализации и воспитания являются методические кабинеты; творческие мастерские; библиотека (с читальным залом); спортивный зал; помещение для организации деятельности вожатого и органов для ученического самоуправления; различные музыкальные классы, танцевальные и театральные студии; лекционный зал; кабинеты психологической разгрузки, логопеда, игротека; актовый зал; кабинеты для административного и медицинского персонала; столовая (с производственной зоной и буфетом); а также специально отведенная вокруг школы территория со спортивной площадкой для учащихся и игровая площадка для маленьких детей. Все вышеперечисленное, относящееся к капитальным ресурсам, должно всемерно способствовать осуществлению программ воспитания и социализации обучающихся. Список литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены