РАЗРАБОТКИ
|
Современный урок. Формирование УУД на уроке русского языка: от действий к мыслиХлопцева Е.А., Современные педагогические концепции утверждают в качестве ведущего личностный подход в воспитании и обучении. Он предполагает признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, поддержку индивидуальности и самобытности ребенка, развитие субъективных свойств, творческого потенциала, опору не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства, организацию такой деятельности учащихся, которая делает возможной их максимальную самореализацию. Согласно теории Л.С. Выготского, процессы обучения и воспитания развивают ребенка не сами по себе, а лишь тогда, когда имеют деятельностные формы и наполнены соответствующим содержанием. Но не всякая деятельность помогает развитию личностных свойств, а только та, которая вызывает положительные эмоции, внутренне мотивирована, имеет значение в будущей деятельности учащегося. Каким же должен быть человек на пороге третьего тысячелетия? Что думают по этому поводу наши современники – философы. социологи, историки, педагоги, психологи? Философ И.Т. Иванов считает, что «человек будущего – человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный». Среди социально-нравственных и психологических качеств ученый выделяет дисциплину и самодисциплину, честность, скромность, гуманизм. В числе важнейших качеств – стремление постоянно работать над собственным совершенствованием, всесторонне развивать свои способности. Именно в этом – смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, в этом же, собственно, смысл жизни и общества. Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, то есть главная задача учителя – научить учиться. Формирование и развитие самореализующейся мобильной личности, способной к обучению на протяжении всей жизни, - непростая задача. Решение данной задачи предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. Как спланировать свой «маршрут», чтобы получился нужный результат? Чтобы на практике включиться в инновационный процесс, необходимо прежде всего овладеть умением планировать уроки, направленные на получение предметных, метапредметных и личностных результатов. Чаще всего современный урок русского языка – это проблемно-диалогический урок, который обеспечивает формирование таких важных компетенций, как коммуникативной, языковой и культуроведческой. Итак, что же такое современный урок? Это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащегося. При подготовке к современному уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Поставим перед собой три главных вопроса:
Если педагог правильно расставил приоритеты при ответе на эти вопросы, он получает возможность развить способность к решению личностных и социально значимых проблем на практике, способствовать формированию позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества: человек, семья, Отечество. Таким образом, мы понимаем, что урок не меняется коренным образом, но существенно обновляется. Главное в нем – усвоение обучающимся определенной суммы знаний, развитие его личности. Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его. Одним из путей осуществления личностного подхода является дифференциация обучения в соответствии с типом способностей учащихся. Ученые выделяют два типа способностей. Первый назван ими ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ, в основе его лежат познавательные способности и навыки. Другой назван КРЕАТИВНЫМ, или ТВОРЧЕСКИМ, ему соответствуют способности, называемые творческими. В диагностике способностей учителя русского языка и литературы сотрудничают с психологами школы. При подготовке к урокам планируются задания, ориентированные на учащихся с разным типом способностей, но при этом у ученика остается право выбора того или иного задания. При планировании работы учителя также ориентируются и на дифференциацию учебного материала по уровню сложности и на уровень возможностей школьников овладеть этим материалом. Так называемый ПЕРВЫЙ уровень сложности рассчитан на овладение базовыми знаниями образовательного стандарта, ВТОРОЙ уровень предполагает задания повышенной сложности, требующие применения навыков анализа. синтеза. ТРЕТИЙ – творческий- ориентирован на поиск нестандартных решений, выполнение творческих заданий. Задания разных уровней содержат основные учебные пособия и альтернативные учебники, тетради с печатной основой, сборники олимпиадных заданий. Таким образом, суть личностно-ориентированного образования можно сформулировать следующим образом: это образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных способностей. Оно основано на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения (спецкурсы. факультативы и пр.). Библиографический список:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Рекомендации для родителей детей первой младшей группы «Безопасное поведение детей раннего возраста» Вовлечение семьи в процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста по средствами игр. Важность проблемы задержки речевого развития и необходимые меры в коррекции речевых нарушений |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены