РАЗРАБОТКИ
|
Пути совершенствования педагогического мастерства учителя начальных классовМногообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Образование XXI века ориентирует на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность и конкурентоспособность. Всё это поставило перед учебными заведениями новые задачи по повышению качества и эффективности обучения, воспитания и развития будущих квалифицированных рабочих и специалистов. Успешная реализация этих задач возможна при условии высокого уровня постановки учебного процесса, высокого профессионального уровня педагогических кадров. Педагогическая деятельность имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Специфику работы учителя можно оценить, определив уровень его творческого отношения к своей деятельности, а также его мастерства. Педагогическое мастерство – это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые обусловливают высокую результативность педагогического процесса. К составляющим педагогического мастерства относятся специальные знания, умения, навыки и привычки, которые обусловливают чистое владение основными приемами того или иного вида деятельности. В мастерстве педагога выделяют четыре части:
Согласно Н. Н. Тарасевичу педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональной деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника. Для учителя младших классов необходимы некоторые особые качества, не требующиеся для других учителей. Это, например, педагогическая направленность личности именно на работу с младшими школьниками, не вообще любовь к детям, а устойчивый интерес к ученикам начальных классов, склонность к общению с ними, их обучению и воспитанию. Специфична та часть знаний, умений и навыков, которые требуются для работы с младшими школьниками. В эту группу особых качеств можно включить и более широкий характер (спектр) предметно-академических способностей учителя начальных классов, а именно сочетание способностей к естественно- математическим, лингвистическим и музыкально-художественным дисциплинам. Именно поэтому считается, что учителю начальных классов очень важно всё время работать над педагогическим мастерством, не останавливаться на достигнутом, а наоборот включать в свою работу что-то новое и интересное. Очень важно научиться включать в свою педагогическую практику достижения отечественных учёных и педагогов традиционного обучения и совмещать их с приёмами и методами современного образования. В основе мастерства учителя начальных классов – сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мастерством, нужно знать теорию, пользоваться эффективными технологиями учебно–воспитательного процесса, правильно выбирая их для конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать, проектировать процесс заданного уровня и качества, организовать его так, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях, добиться желаемого уровня воспитанности, развития и знаний учеников. Настоящий учитель начальных классов всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по–особому подойти к школьнику, зажечь в нем любопытство, взволновать его. Необходимо также учителю начальных классов выработать свой индивидуальный педагогический стиль, который будет предполагать свои методы, умелый подбор которых будет вносить разнообразие в процесс обучения, обеспечит достижение положительных результатов. Успешное выполнение задач по обучению, воспитанию и развитию учащихся – в решающей степени определяется профессиональным и педагогическим уровнем педагогов. А это требует хорошо организованной системы становления и развития их педагогической квалификации. Педагогическую подготовку педагоги получают различными путями: через систему повышения педагогической квалификации, путём изучения опыта коллег по работе, а также путём педагогического самообразования. Наиболее эффективными путями и формами являются изучение передового педагогического опыта, педагогическое самообразование. Передовой педагогический опыт – результат творческого поиска учителей, открывающий новые педагогические факты, создающие новые педагогические ценности, ранее неизвестные в педагогической науке и школьной практике, или существенно модифицирующий применительно к современным задачам обучения и воспитания детей существующие формы, методы и приёмы учебно- воспитательной работы. При определении сущности передового педагогического опыта в первую очередь нужно учитывать 4 критерия:
Педагогическое самообразование – образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении. Педагогическое самообразование охватывает многие стороны педагогической деятельности. Это и индивидуальная самостоятельная работа при подготовке к урокам, участие в обсуждении «открытых» уроков, подготовка докладов на педагогические чтения, участие в коллективной методической работе, участие в работе педагогических конференций. В основе успешного осуществления педагогической деятельности лежит творчество. Без развития творческих способностей, возможностей педагога разговор о его профессиональном мастерстве лишён всякого смысла. Педагогическое творчество – педагогическая деятельность, которая отличается своей новизной и оригинальностью, предполагает сотворение творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью. Педагогическое творчество слито с учебно-воспитательным процессом, оно всегда должно носить положительные результаты. Особенностью педагогического творчества учителя начальных классов является и то, что это всегда сотворчество. Оно тесно связано, сопряжено с творчеством всего педагогического коллектива и каждого учащегося. По своему объективному смыслу и значению педагогическое творчество учителей начальных классов и вообще педагогов можно условно подразделить на открытия, изобретения и усовершенствования. Главными признаками творчества являются:
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика. Подводя итог, согласимся, что от мастерства зависит все. А само мастерство – результат длительного, упорного труда учителя над собой. Кто–то довольствуется «серединой», успокаивая себя: слушают, тихо сидят, успевают – и достаточно. Такой учитель никогда не оставит следа в сердцах своих учеников. Если уж и быть учителем, то быть мастером своего дела.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены