РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование самооценки дошкольника через влияние родителей.

Автор: Баникевич Ольга Владимировна

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.).

Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). В работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.

Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие). Актуальность данной темы обусловлена недостаточной изученностью зависимости стиля отношения к ребенку от личностных особенностей родителя.

Рассмотрим особенности формирования самооценки. Самооценка - одна из составляющих Я - концепции человека, она связана с отношением к себе или отдельным своим качествам, это аффективная оценка представления человека о самом себе. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа - Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Предметом самооценки и определенного самовосприятия может, в частности, стать тело человека, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений (Р. Бернс, 1986). Формирование самооценки рассматривается во многих психологических теориях.

Большая часть субъективных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Аффективные состояния Я - концепции существуют в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается чело-веком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции. Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его Я - концепции, при этом усвоение новых оценок может изменить значение усвоенных прежде (Р. Бернс,1986). Именно самооценка, по утверждению многих исследователей (И.С.Кон, 1978, 1984; Р.Бернс, 1986; А.И.Липкина, 1976; А.Маслоу, 1954 и др.), существенным образом влияет на эффективность деятельности человека и степень выраженности стремления к личностному росту.

Формируясь в раннем детстве, самооценка личности длительное время остается довольно пластичной, что позволяет создать некоторые условия для ее изменения в случае нарушения адекватности и позитивности. Формирование адекватной само-оценки, то есть реалистического, устойчивого, внеситуативного отношения субъекта к себе, непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития.

Под самооценкой в психологии принято понимать интериоризированный механизм социальных контактов, ориентации и ценностей, преобразуемый в оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей (В.В.Сталин, 1983; И.И.Чеснокова, 1977; А.В.Петровский, 1995; Ю.М.Орлов, 1987 и др.).

Самооценка, являясь специфическим индивидуально-личностным образованием, представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности, обладающий комплексом функций, среди которых наиболее существенной является функция регулирования отношений человека с социумом при сохранении собственной самобытности.

Анализ литературных источников, посвященных проблеме развития самооценки личности (Т.А.Репина, Е.Е.Кравцова, В.А.Горбачева, Е.В.Субботский, М.И.Лисина, А.И.Сильвестру, Е.В.Кучерова и др.), позволяет выделить ряд специфических для дошкольного возраста, закономерностей:

1. Самооценка дошкольника - явление неустойчивое, ситуативное;

2. Динамика формирования самооценки в дошкольном возрасте идет по трем основным направлениям:

а) возрастание числа качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком;
б) переход от общей самооценки к частной, дифференцированной;
в) возникновение оценки себя во времени, которая проявляется как в элементарном самоанализе своих прежних деяний, так и в прогнозировании своего будущего.

3. Механизм формирования самооценки в дошкольном детстве разворачивается следующим образом:

а) через конкретные виды оценок к обобщенным;
б) через оценки значимых взрослых (родителей, прародителей, педагогов), затем сверстников, к развитию самооценки на основе информации о качестве результата при решении конкретных задач.

4. Наиболее адекватной частной самооценкой в дошкольном возрасте, по сравнению с реалистической самооценкой, свойственной взрослому человеку, признается, как правило, завышенная.

5. Самооценка дошкольника характеризуется:

  • целостностью (ребенок не различает себя как субъекта деятельности и себя как личность);
  • недостаточной объективностью и обоснованностью;
  • малой рефлективностью и слабо выраженной дифференциацией;
  • наличием завышенного уровня притязаний.

Завышенную самооценку личности, как специфическую особенность детского самосознания, М.И.Лисина (1986) и Л.И.Божович (1968) рассматривали как оптимизм ребенка, его счастливую способность видеть в себе только хорошее и даже переоценивать свои возможности, что, собственно, и обеспечивает благоприятный прогноз развития: повышается активность ребенка, его жизнь наполняется радостными, оптимистическими ожиданиями и переживаниями.

Следовательно, именно завышенная самооценка необходима для нормального развития личности дошкольника. К.И.Чуковский (1990) настойчиво подчеркивал, что ребенку важнее всего быть о себе высокого мнения. «Недаром ребенок с утра до вечера жаждет похвал, одобрений и так любит тщеславиться своими превосходными качествами».

Но в этом противоречии как раз и заключен источник развития рефлексии. То есть, для того, чтобы в процессе реализации своих высоких притязаний ребенок испытывал положительные эмоции, он должен, с одной стороны, сохранить свою «самость», «субъектность», а с другой - «обладать субъектностью - значит всегда находиться в движении к самому себе и одновременно к социокультурному образцу. Другими словами, истинная «субъектость» предполагает гармонию отношений «Я - Мы», где позиция «Мы» и есть направление движения к социокультурному образцу - образу мира и себя в мире. В содержательном аспекте позиция «Мы» предполагает формирование у ребенка умения «считаться с потребностями и желаниями окружающих, и, в первую очередь, сверстников, ведь каждый из них тоже, высоко оценивая себя, претендует на признание своих достоинств». Следовательно, как совершенно справедливо отмечают A.M.Прихожан и Н.Н.Толстых (1986), «искусство воспитания состоит как раз в том, чтобы научить ребенка различать общую оценку его как личности - и эта оценка должна быть высока! - и частные оценки, которые могут быть и похвальными, и суровыми, в зависимости от конкретного случая. Только тогда ребенок сможет правильно относиться и к успеху, и к неудаче, и к порицанию, и к похвале, не теряя оптимистической перспективы.

Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Наиболее значимыми взрослыми для ребёнка-дошкольника являются родители и другие члены его семьи. Впервые проблема родительского воспитания была исследована А.Адлером (1932). А. Адлер описывал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским воспитанием, на основе которых ребенок формирует ошибочные представления о жизни и у него складывается заниженная самооценка. Выбираемый же стиль отношения к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителя, т.е. от значения, которое человек придает миру и самому себе, его целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем. А стиль родительского отношения в свою очередь оказывает непосредственное влияние на формирование стиля жизни ребенка, т.к. жизненный стиль формируется очень рано (до пяти лет) (Адлер А., 1998). А. Болдин (1906) выделил два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений.
В. И. Гарбузов (1990), отмечая решающую роль воспитательных воздействий формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания.

  • Воспитание по типу. А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения.
  • Тип воспитания. А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.
  • Воспитание по типу. В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.
  • Воспитание по типу. С (эгоцентрическое) — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи (Гарбузов В.И., 1990).

А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:

  1. Принимающее – авторитарный – субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях. Отвергающий с элементами инфантилизация и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему
  2. по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.
  3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.
  4. Симбиотическое – авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации. Параметры измерения родительского отношения: «Принятие – отвержение», «Кооперация» (социальная желательность), «Симбиоз», Авторитарная гиперсоциализация», ««Маленький неудачник» (инфантилизация – инвалидизации). Как видно из примеров, приведенных выше, единой основы классификаций типов семейного воспитания нет.

Многие исследования посвящены вопросу детерминирования выбора родителем стиля отношения к ребенку (Адлер А., Варга А.Я., Боулби Д., ШеферИ.). А.Я. Варга (1986) в качестве детерминант родительского отношения к ребенку наряду с клиника - психологическими особенностями ребенка, социкультурными и семейными традициями, этологическим фактором раннего контакта ребенка с матерью, особенностями общения взрослых членов семьи выделяет особенности личности родителя. Во многих описаниях родительского отношения и поведения скрыто или явно присутствуют указания на особенности личности родителя как на источник того или иного отношения, или обращения с ребенком. То, что за определенным родительским отношением стоят определенные черты личности родителя утверждает и Шеффер И.С.(1959). Так, он включил в свою модель родительского отношения данные о личности, полученные с помощью MMPI.

Обнаружилась корреляционная связь между факторами, на которые распадаются шкалы MMPI – интроверсия, экстраверсия и сила «Я», и факторами родительского отношения «любовь – ненависть», «автономия – контроль». Так, фактор «экстраверсия – интроверсия» представляет собой структурную единицу личности человека, а фактор «любовь – ненависть» - это образующая родительского отношения.

Клиника–психологические особенности родителя так же влияют на специфику родительского отношения.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В нашем дошкольном учреждении был проведен опрос родителей и детей, из полученных данных видно, что отношение родителей влияет на самооценку ребенка.

Анализ показал, что во многих семьях у родителей форма воспитания авторитарная гиперсоциализация из-за этого у ребенка занижена самооценка и свою семью он рассматривает как постоянное угнетение своих интересов и желаний. Ребенок боится физического наказания, нет общения с родителями. Видно, что если у родителей преобладает отношение кооперации, то и ребенок чувствует себя желанным и имеет позитивную самооценку. Создаваемые условия воспитания в семье и взаимоотношение между родителями и детьми формируют положительное или негативное отношение к окружающим и к самому себе. Очень важно чтобы родители правильно выбирали тактику воспитания своего ребенка не травмируя его на всю жизнь.

В итоге подчеркнем ещё раз, что детско-родительские отношения влияют на становление самооценки. На этот факт указывали многие исследователи психологии семьи (Адлер А., 1998; Варга А.Я., 1986; Захаров А.И.,1998; Навайтис Г.А., 1998; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999 и др.). Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятное отношение в семье. Одной из основных причин заниженной самооценки является нарушения детско-родительских отношений. Это в основном происходит оттого, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей. Поэтому в каждом ДОУ должна проводиться работа с родителями, направленная на их психолог-педагогическое просвещение. Ведь все знают, что чем раньше заметить ошибку, тем легче её будет исправить с наименьшими потерями.

Литература:

  1. Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 – 60 годы ХХ века. (Тексты). – М., 1986. – с.131 – 140.
  2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Ростов-на-Дону, 1998. – 448 с.
  3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы.// Вестник Московского Университета. Психология. Сер. 14. – 1987. - № 2. – с. 60 –72.
  4. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории.: Дис. … канд. псих. наук., - М., 2000. – 143 с.
  5. Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи. – М., 1996. – 304 с.
  6. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста.: Дис. … канд. псих. наук – М., 1990. – 169с.
  7. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. – М., 1990. – 367 с.
  8. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок, - какой он есть. – М., 1999. – 429 с.
  9. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис.. канд. псих. наук. – М., 1986. – 206 с.
  10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. – 134 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены