РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа с одарёнными детьми

Александрова Марина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №33» г. Чебоксары

(Выступление на педагогическом совете школы, март, 2013г.)

На современном этапе функционирования системы работы с одарёнными детьми стало понятным, что ребенок, проявляющий незаурядные способности, демонстрирующий выдающиеся результаты в определенной области знаний, нуждается в специальных условиях своего дальнейшего развития. Данные условия должны быть направлены на удовлетворение особых образовательных потребностей, связанных с углубленной предметной подготовкой, а также сопровождением личностного развития одаренного ребенка.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В “Концепции модернизации российского образования” отмечается, что важной задачей системы образования является “формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи”. Несмотря на активную позицию государства, в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – это одна из важнейших задач в настоящее время.

Государству нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути социально-экономического и политического развития страны. В настоящее время общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

Многие психологи (Юркевич В.С., Кулемзина А.В., Ландау Э., Савенков А.И.) соглашаются, что развитие способностей возможно в любом возрасте, но самым наилучшим временем является – детство. Поддержка творческой активности как одного из факторов одарённости должна осуществляться как родителями, и так и педагогами. Детское творчество является ценным в развитии одарённого ребёнка.

И поэтому, педагог, работающий с детьми, одарёнными или имеющими признаки одарённости должен знать направления развития одаренного ребенка:

  • развитие личностных, коммуникативных, регуляторных универсальных учебных действий;
  • становление социального интеллекта, творческих способностей, целеполагания и рефлексии, умений вести за собой (лидерства), принимать ответственность.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

  • исследовательский;
  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • проективный;

Формы работы, которые использует педагог:

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
  • консультирование по возникшей проблеме;
  • дискуссия;
  • игры.

При этом очень важны:

  • предметные олимпиады;
  • интеллектуальные марафоны;
  • различные конкурсы и викторины;
  • словесные игры и забавы;
  • проекты по различной тематике;
  • ролевые игры;
  • индивидуальные творческие задания.

Развивающее направление-основа работы педагога:

  • Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
  • Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.
  • Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
  • Использование системы информационно – коммуникационных технологий.

Олимпиады, в которых мы принимали участие в этом учебном году:

  • олимпиады по русскому языку и литературе школьного уровня;
  • дистанционная олимпиада по литературе «Большая перемена»(г.Самара);
  • дистанционная олимпиада по русскому языку «Олимпус» (институт развития школьного образования г.Калининград);
  • Всероссийский конкурс иллюстраций «Читая А.С.Пушкина..»(ИЦИГР «перспектива» г.Самара)
  • Участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».
  • Конкурс - викторина «Расул Гамзатов - поэт аула и планеты», посвящённая 90-летию дагестанского поэта.
  • Конкурс-викторина «Флагман корабельной науки», посвященной 150-летию со дня рождения выдающегося кораблестроителя, нашего земляка Алексея Николаевича Крылова.
  • 1-ые Бичуринские чтения;
  • Открытый конкурс-фестиваль научно-исследовательских и творческих работ «Великие сыны России –династия Романовых. 300 лет истории России»;
  • участие в конкурсах чтецов; викторинах, которые проводит библиотека им. В. Маяковского;
  • встречи с интересными, известными людьми Чувашии;
  • литературные гостиные;
  • встречи с писателями, режиссёрами региона: Татарстана, Удмуртии, Марий Эл;
  • участие в Днях Германии, проводимых Центром семейного чтения.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассматривая систему работы с одаренными детьми, необходимо уделять много времени работе со всеми детьми, то есть думать о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

К каждому ученику – индивидуальный подход, миниминизирующий риски для здоровья в процессе обучения (Пункты из президентской инициативы).
Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности –одно из направлений нашей работы.

Использованная литература

  1. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
  2. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
  4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
  5. Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
  6. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М., 1992 .
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены