РАЗРАБОТКИ
|
Создание условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта.Автор: Узбякова Светлана Анатольевна Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки современных школьников, способных возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращенную к человеку. Сущность работы учителя заключается в создании условий для социализации учащихся, передаче им социального опыта путем их приобщения к историческим знаниям, путем привлечения их к анализу ситуаций, требующих разрешения, основанных на социальном опыте учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями и духовными потребностями нравственной личности. Задачи, которые учитель ставит перед собой для приобретения обучающимися позитивного социального опыта:
Социализация личности младших школьников наиболее эффективно протекает в образовательной системе детских общественных организаций, объединяющей воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор видов деятельности. В детской общественной организации социализация понимается как процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, усвоения, присвоения, обогащения и передачи ребенком опыта социального взаимодействия детей и взрослых. Инновационная форма С 2013-2014 учебного года на базе 1 «Г» класса создана детская организация «Позитивчики», на базе 1 «В» класса «Мы - занковцы» для участия в проектах, в том числе и сетевых. Ведь проект – это не только совместная учебно-познавательная, но и совместная творческая или игровая деятельность учащихся, это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика, а важнейшим условием творческого развития личности школьника, становления его как субъекта собственной жизни и деятельности является включение его в коллективную деятельность. Осознание этого привело к пониманию необходимости использования метода проекта во внеклассной работе. Одним из первых проектов, в котором мы приняли участие, назывался "Моя семья - мое богатство". Основная цель проекта: формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека. Работа над проектом повысила интерес ребёнка к семье, её традициям, способствовала воспитанию уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса. Продуктами учебной деятельности обучающихся стали презентация - страничка общей Энциклопедии игрушек и дневники наблюдений, исследований, экспериментов, на основе которых строилась презентация-отчет трех команд из разных мест проживания. На основе заполнения таблиц дети делали диаграммы и записывали выводы. Заполнялась коллективная Google-карта, на которой размещены метки - эмблемы команд. В описании к метке дети указывали ссылку на презентацию, сводку погоды в определенный день и фотографию природы своей местности в этот день. Таким образом, у учеников формируются универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Проекты учат самостоятельности, инициативности, креативному подходу к решению проблем, толерантному поведению, развивают умения работать в команде, то есть способствуют развитию качеств человека 21 века. У детей возрастает желание узнавать новое, исследовать и соревноваться, творить. Всё это поможет ребёнку в дальнейшей жизни. Активное участие детей в поиске путей реализации социальных ролей в процессе самореализации обусловлено их возможностью проявить и осознать себя в ситуации социальных проб. Самостоятельно овладевая социальными ролями, проходя путь «проб и ошибок», ребенок учится приобретать знания, умения, опыт, навыки в избранной сфере деятельности, самостоятельно оценивать ситуацию, изменять ее в соответствии с приобретенным опытом. Любое изменение, происходящее в ребенке, есть результат его участия в процессе социализации. Урочные и внеурочные занятия в педагогическом процессе взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности позволяет успешно интегрировать различные виды и формы занятий, используемых всеми участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально). С 2013-2014 учебного года происходит апробация надпредметного курса «Мир деятельности», разработанного в рамках образовательной системы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (Школа 2000…»). На занятиях обучающиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.
У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.
Одним из способов создания социально- психологических условий, позволяющих учащимся начальной школы овладеть навыками социализации, является игра. Достижение воспитательных результатов в игровой деятельности обеспечивается формой игр с ролевым акцентом, участники которых действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, вместе создают или следуют уже созданному сюжету, свободно импровизируют в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры. Общие задачи воспитания и социализации учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связанно с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России, основано на определенной системе базовых ценностей и призвано обеспечить принятие их обучающимися. Основные направления программы воспитания и социализации обучающихся: 1. Дорога к человечности
2. Наш дом-Россия
3. Отчий дом
4. Живая планета
5. Счастливо жить - здоровым быть
6. Традиции храня и умножая
7. Путь в профессию
Наиболее трудно решаемые проблемы социализации младших школьников: нетерпимость к другим детям, если ребёнок чем-то отличается от большинства; не соблюдение элементарных правил безопасности (в школе, во время гололёда, пдд); правил этикета; не умение решать конфликты. Для решения данных проблем реализуется программа «Дружный класс. Без агрессии». В рамках реализации данной системы воспитательной работы проводились следующие мероприятия: 1. Социально-значимый проект «Безопасное детство – забота общая» 2. Акции:
3. Организация концерта и приобретение подарков для воспитанников ГОУ «Школа-интернат «2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 4. Благотворительная помощь воспитанникам ГС (К)ОУ «Школа-интернат №1 V вида» 5. Организация благотворительного проекта «Подари тепло души своей» для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей «Специальной (коррекционной) школы - интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» с. Сулак Краснопартизанского района Саратовской области. Социализация изучается философией, социологией, социальной психологией, психологией, педагогикой, историей и этнографией. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации. Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Миру нужен самостоятельный человек. Еще на школьной скамье ребенка нужно научить ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения. Частью процесса социализации является воспитание и обучение. Именно школа должна помочь состояться молодому человеку. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом - созданием для ученика условий свободы, творчества, уважения каждого отдельного ученика и совместное взаимодействие с миром, человечеством, с самим собой.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены