РАЗРАБОТКИ
|
Особенности методики оздоровительной физкультурыРазработала ВВЕДЕНИЕ Большие и ответственные задачи стоят перед школой в деле физического воспитания учащихся. Усилия педагогического коллектива должны быть направлены на укрепление здоровья школьников, на их всестороннее физическое развитие, формирование правильной осанки, развитие двигательных и воспитание морально-волевых качеств, на повышение общей и умственной работоспособности. Естественно, что с помощью только уроков физической культуры решить все эти задачи невозможно. Поэтому физическое воспитание учащихся осуществляется в процессе учебной, внеклассной и внешкольной работы. Важную роль в решении этих задач играют физкультурно-оздоровительные мероприятия, проведение во время уроков физкультминуток. В работе раскрываются основные задачи, формы, средства и методы работы по физическому воспитанию с детьми, анатомо-физиологические особенности школьников, которые необходимо учитывать в этой работе, даются описания различных физических упражнений, методические рекомендации по их использованию. Работа содержит также необходимые сведения о формировании у учащихся правильной осанки, нарушение зрения, повышение артериального давления, накопление избыточного массы тела, комплексы физкультминуток, комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки, комплексы упражнений при сутулости, при начальной стадии бокового искривления позвоночника. При подготовке работы стремилась использовать современные научные данные в области физического воспитания детей школьного возраста.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности, и увеличиваются статические напряжения. Кроме того, возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, а следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование и т.д.) Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья:
Это в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно- сосудистой, дыхательной, систем нарушения обмена веществ и т.д. Рассмотрим анатомо-физиологические особенности. В костях ребенка органических веществ несколько больше, чем неорганических, что обеспечивает им упругость и эластичность. Под влиянием разнообразных причин кости детей могут быть повреждены и деформированы. Причинами такой деформации могут быть: неправильное сидение за партой или столом, неправильно подобранные физические упражнения, которые требуют большого напряжения, переноска тяжестей в одной руке и т.д. Наиболее часто деформируется позвоночник, что приводит к нарушению правильной осанки. Однако при отсутствии контроля за правильной посадкой учащихся за партой во время уроков или за столом во время выполнения домашних заданий, а также нарушениях в методике физического воспитания. В результате этого портится осанка, усложняется работа внутренних органов и т.д. У детей младшего школьного возраста одностороннее напряжение мышц на протяжении длительного времени может быть одной из причин искривления позвоночника. От неправильной посадки за партой чаще всего происходит боковое искривление позвоночника (сколиоз). Осанкой называется обычное непринужденное положение тела в покое и во время движений, присущее данному человеку. Правильной осанкой считается такое положение тела, при котором без всякого напряжения голова и туловище находятся в вертикальном положении, плечи несколько отведены назад и в меру опущены вниз, грудная клетка развернута. При такой осанке анатомические изгибы позвоночника сохраняют равномерную волнообразность, грудная клетка в меру выступает вперед и тело приобретает приятную стройность и выправку. Необходимо помнить, что правильная осанка – это не только приятный внешний вид формы тела, но и необходимые условия для обеспечения нормальной деятельности внутренних органов (сердца, легких, печени и др.) На рисунке (1) показаны осанки, какими они бывают. Отклонения этих показателей от нормы свидетельствуют о нарушениях осанки или сколиозе. Виды сколиоза показаны на рисунке (2) Педагог обязан строго следить за правильной посадкой детей, чаще проводить физкультминутки. Проводя физкультминутки, необходимо уделять большое внимание укреплению мышц задней поверхности тела. В комплекс физкультминуток преобладающее место занимают упражнения, которые связаны с наклонами туловища Подбирая специальные физические упражнения для профилактики искривления позвоночника, при начальной стадии бокового искривления позвоночника, при сутулости (кифотическая осанка). Детям необходимо постоянно напоминать о том, чтобы они держались прямо, подтягивали живот, не горбились. Контролировать осанку можно следующим упражнением: встать вплотную к стенке так, чтобы коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Зафиксировав это положение, отступить от стены и постараться сохранить правильную осанку. Если держать тело в таком положении удается без труда, то, значит искривлений в позвоночнике нет, и надо просто регулярно упражняться и следить за сохранением правильной позы. Нарушение зрения Из года в год не уменьшается численность детей страдающих различной степени близорукостью. Как известно, возникновение (близорукости) миопии связывается со слабостью цилиарной мышц, чему способствует несоблюдение правил поведения зрительной работы. Согласно данным специалистом миопия – генетически наследственно обусловленное нарушение зрения, в большинстве случаев начинающее отчетливо проявляется в школьные годы. Учителя пересаживают учащихся, меняя дислокацию. Оказывается, есть учащиеся, которые плохо видят, и то, что написано в тетради, и то, что написано на доске. Во время выполнения учащимися письме6нных, контрольных работ быстро устают глаза начинает болеть голова. Учащиеся начинают делать ошибки, портится почерк, замедляется скорость письма и решение задач. С целью устранения усталости нужно выполнять упражнения для глаз. Комплекс упражнений «Тренируйте зрение» (смотреть приложение 1). Повышение артериального давления В период обучения в школе происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоровляющие меры. В частности, систематическая мышечная деятельность усиливает импульсы, несущие сигналы в кору и подкорковые образования головного мозга обо всех изменениях протекающие в организме. Дефицит мышечной деятельности существенно ухудшает функциональное состояние сердца: работа его становится не экономной, менее стабильной. В связи со снижением силы сердечных сокращений уменьшается выброс крови в периферическое сосудистое русло с каждым его сокращением. В условиях дефицита мышечной работы приспособление даже к малым нагрузкам сопровождается выраженным учащением пульса, отрицательной реакцией на ортостатическую пробу. Артериальная гипотония (понижение кровяного давления) встречается, как правило, у физически ослабленных детей (на фоне гипокинезии - малоподвижность и нервной перегрузки). Дети при этом жалуются на быструю усталость, головокружение, мелькание "мушек" перед глазами при резком изменении положения тела. Они раздражительны, вялы, выполнение физических нагрузок сопровождается учащением сердцебиения, отдышкой. Оздоровление их средствами физической культуры должно проводится с соблюдением принципов умеренности, ритмичности. По мимо занятий на уроках физкультуры школьникам, страдающим артериальной гипертонией, необходимо заниматься циклическими видами физических упражнений не менее трех раз в неделю. Это бег трусцой, катание на велосипеде, ускоренная дозированная ходьба, плавание. Зимой - катание на коньках, ходьба на лыжах. В режим дня обязательны утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе Накопление избыточной массы тела Избыточное отложение жировой ткани у детей школьного возраста - явление распространенное: по ряду данных наблюдается в 10-30% случаев.
Самой распространенной формой ожирения в детско - подростковом возрасте является ожирением не связанное с нарушениями деятельности желез внутренней секреции организма (83,7% случаев). У школьников наиболее часто встречаются случаи ожирения 1-2 степени (превышение веса на 15-50% от нормы в соотношении с ростом). Изучение двигательного режима школьников показало, что 80% учащихся, имеющих избыточный вес, ограничивались физическими упражнениями на уроках в школе и только 20-25% дополнительно занимались в различных спортивных секциях. Для этого предлагаются комплексы упражнений страдающих ожирением и их можно включать в физкультминутки. (Смотреть приложение 2). Рассмотрев все отклонения в состоянии здоровья, можно составить примерный комплекс упражнений, для выполнения физкультминуток во время урока. Проще предупредить заболевание, чем лечить болезнь. Учитывая актуальность данный проблемы, мной была выбрана тема реферата. Список использованной литературы
Комплекс упражнений для выполнения физкультминуток во время уроков
Комплекс упражнений "Тренируйте зрение "
Примерный комплекс упражнений при сутулой спине (кифотическая осанка)
Примерный комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки
Примерный комплекс при начальной стадии бокового искривления позвоночника
Примерный комплекс упражнений для страдающих ожирением
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены