РАЗРАБОТКИ
|
Система воспитательной работыАлимова Наталья Николаевна Мой лозунг: Окончила Мелитопольский государственный педагогический институт, работаю в школе почти 30 лет. Являюсь классным руководителем замечательного теперь уже 7 класса. Ребята проблемные, гиперактивные , но очень «добрые внутри». Эта доброта и участие, сочувствие , стремление помочь делает моих воспитанников «солнечными». Они излучают «лучики», проявляя важные качества настоящего человека. Дети пришли ко мне не классом, а группами – разрозненность была удивительная. Причём больше индивидуалистов, которые сами по себе и со мной. Приходили ко мне в кабинет по одному, « шестерили». И даже на День учителя поздравляли тайно друг от друга. И передо мной стала первоочередная задача – создать сплочённый коллектив. Огромную роль в этой работе сыграли мои выпускники. Они приходили в школу ко мне и рассматривали наши архивные фотографии «Летописи класса». При этом рассказывали моим орлам о походах, велокроссах, рыбалках, субботниках по выходным. И ещё о многих традициях, которые проходили под девизом «Один за всех, и все за одного». Мои слушали с открытыми ртами, и, конечно же, предложили мне продолжать традиции прежних выпускников, используя тот же девиз. Мы стали достаточно сплочённой группой. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Воспитание – это целенаправленный и сознательно организованный процесс социализации личности, включающий в себя овладение учащимися опыта, формирование социальных и духовных отношений как важнейших компонентов личностного развития человека. Главная цель воспитания – создание условий для разностороннего развития личности, способствующие самореализации школьника, увеличивать его возможности и конкурентоспособность в обществе. Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Успешность работы классного руководителя во многом зависит от ее плановости и систематичности не только в течении года от месяца к месяцу, но и из года в год. Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего процесса воспитания. Поэтому, важно согласовывать ее со всеми другими звеньями школьной работы, ориентируясь на общешкольный годовой план. Когда дети переходят из начальной школы в 5 класс, наблюдается такой период адаптации, который характеризуется взлётами и падениями. В этот период школьной жизни, дети нуждаются в опоре, защите и понимании. Я работаю со своим классом два года. В прошлом году мне выражали «глубокое сочувствие» по поводу моих будущих воспитанников не только учителя начальных классов, но даже родители. Все советовали «запастись терпением». В классе было 11 человек, из них две девочки. Успеваемость и поведение далеко не идеальны. Класс считается трудным, много детей воспитывается в неполной семье, материально не обеспечены, но при первых встречах ещё в начальной школе и при проведении мероприятий в рамках недели биологии и экологии мне класс понравился своей активностью, любознательностью, добрым отношением к людям. Но с планированием и постановкой долгосрочной проблемы торопиться не стоит, так как организационная работа классного руководителя должна начинаться с досконального изучения личности каждого ученика. Я начала подготовку к работе с классом с изучения возрастных особенностей развития младших подростков. Это один из самых сложных , но в тоже время самых значимых периодов в жизни детей. Этот период характеризуется внутренними конфликтами с самим собой и окружающими. В этот период наиболее частыми спутниками ребёнка становятся смена настроений и непонимание себя. Исследования внутреннего мира подростка показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей вызывают сложности в развитии и становлении личности. Поэтому одним из главных направлений работы классного руководителя должно стать формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений. В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Этот период часто называют кризисным. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Классный руководитель должен проявлять большое внимание внутреннему миру ребёнка, больше внимания уделять индивидуальной работе, проблемы ребёнка решать наедине с ним. Подростковый возраст – самый благоприятный для развития творческих способностей. Важнейшим аспектом воздействия на детей становится работа, связанная со сформированием устойчивых мотивов учения, познания окружающего, привитием им истинных трудовых и человеческих ценностей и развенчанием лжеценностей. В этот период необходимо обратить внимание на следующие аспекты воспитания младших подростков:
Следует глубоко осмыслить особенности развития и поведения современных подростков, уметь поставить себя на их место. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение в отношениях со своими воспитанниками, но и наладить хорошие отношения в системе «школа-семья-общество-ребёнок». Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Ребятам будут интересны такие классные дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самостоятельной организации классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоятельных решений. Классный руководитель должен умело корректировать и направлять работу воспитанников. При планировании воспитательной работы, следует учитывать особенности возраста. Мой план в прошлом году содержал больше адаптационных мероприятий и раскрытие творческих талантов, но ребята раскрывались с неохотой, стеснялись друг друга. Анализируя работу коллектива, мной определяются приоритетные направления работы будущего года, определяются цели и задачи согласно приоритетным направлениям развития младших подростков. В развитии познания подростком окружающей действительности приходит период, когда главным объектом изучения становится сам человек, его внутренний мир. Интерес к себе , к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Таким образом, в развитии младших школьников приоритетным является формирование представлений подростка о собственной личности. По этой причине следует максимально развивать направление ценностного отношения к себе. Возникновение у ребёнка чувства взрослости является центральным и специфическим новообразованием этого возраста. Данное новообразование становится стержневой особенностью личности. Именно чувство взрослости включает социальную активность подростков: они становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей, способов поведения, существующих в мире взрослых и в их отношениях. В подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей. В нравственном отношении подросток начинает руководствоваться в своём поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды в процессе учебно-воспитательной работы. В этот период происходит изменение характера познавательной деятельности. Ребёнок становится способным к сложному аналитико- синтетическому восприятию окружающего мира, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения, развивается способность к абстрактному мышлению. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, всё больше проявляется его преднамеренный характер. Данная возрастная категория имеет психологическую особенность – избирательность внимания: дети хорошо воспринимают необычные, захватывающие уроки и классные дела. Но стоит отметить , что дети очень быстро переключаются и им надоедает один род деятельности. Если же создаются труднопреодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. Ранее подросток со всем соглашался, теперь у него всё чаще появляется своё мнение. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, родители считают, что их дети подвергаются чужому влиянию и, как результат, наступает конфликтная кризисная ситуация. «Верхи» не понимают или не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание. Половое созревание вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения. Подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Мальчишки выбирают себе кумиров среди смелых, сильных, мужественных людей. Притягательными могут стать не только книжные и виртуальные пираты, но и реальные «уличные смельчаки». Подражая им, сами того не понимая, они переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость – подлостью, любовь к себе – насилием над другими. Девочки – подростки созревают физически раньше, чем мальчики, поэтому хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Организация позитивной воспитательной среды зависит от эмоционального контакта со сверстниками, так как в подростковом возрасте для ребят это важнее чем с родными и близкими людьми. Огромное значение также имеют отношения с педагогами. При открытой позиции педагог доступен учащимся как личность со своими радостями и заботами, что создаёт атмосферу принятия и понимания между взрослым и ребёнком. Открытость педагога выполняет в обучении и воспитании младших школьников ряд существенных признаков:
Проблема, над которой я работала в этом году, сформировалась исходя из вышесказанного: «Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; использование КТД для сплочения коллектива». Исходя из задач, согласно приоритетным направлениям работы с младшими школьниками и пожеланиям самих ребят создаётся план работы на год. Этот план примерный, так как в течении года он корректируется по потребностям и особенностям воспитания. Система в работе классного руководителя предполагает целесообразное сочетание форм и методов обучения с организацией практической деятельности школьников. Это отражается в планировании работы с классом, общественностью, родителями и учителями- предметниками. План должен содержать различные формы и методы , интересные мероприятия. Для этого я использую методику «Дерево желаний». В конце года ребята получают листки с изображением дерева с многочисленными ветками. На этих ветках дети должны написать темы, которые их интересуют, какие мероприятия следует проводить чаще. Совместное планирование с учащимися воспитательной работы полезно тем, что позволяет сделать процесс планирования занимательным и творческим не только для меня, но и для деток. На родительском собрании также провожу анкетирование родителей и учитываю их пожелания. Планирование – это первый , но очень важный, шаг к тесному взаимодействию с детьми и родителями. Структура организации моей работы в детском коллективе состоит из четырёх этапов. Первый этап:
Второй этап:
Третий этап:
Четвёртый этап:
Результатом воспитания являются следующие показатели:
Особое внимание я уделяю определению результативности воспитательной работы с учащимися и родителями. Провожу это различными способами:
Ребята должны напротив каждого дела нарисовать смайлик, т.е. высказать своё отношение к данному мероприятию. Эта диагностика показывает эмоциональное отношение ребёнка к планированию. Также провожу анкету «Воспитание глазами родителей» (приложение), использую методику «Незаконченное предложение » (приложение) Это позволяет более объективно оценить результативность воспитательной работы с классом, а также помогает в планировании «параллелей желаний» всех участников процесса воспитания. Приложение Анкета «ВОСПИТАНИЕ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ»
Приложение Методика «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Вопросы для учащихся:
Вопросы для родителей:
Задачи воспитания в общеобразовательной школе предполагают воспитание личности, способной:
Согласно с основными направлениями воспитательной работы определены главные принципы воспитания:
Положительная динамика воспитательного процесса зависит от взаимосвязанного действия всех этих принципов. В прошлом учебном году я работала, основываясь на приоритетные направления воспитательной работы, но использовала также основные ориентиры воспитания. Основные направления я внедряю в своей воспитательной работе, но разделение несколько отличается. Наиболее актуальными направлениями воспитания всегда считала : «здоровье», «интеллект», «общение», «нравственность», «гражданин», «семья», «досуг», «трудовое воспитание». Направление «ЗДОРОВЬЕ» Цель: демонстрировать значимость физического и психического здоровья. Задача:
Виды деятельности:
Формы внеклассной работы:
Направление «ИНТЕЛЛЕКТ». Цель: развивать способности мыслить, действовать целесообразно, проявлять интеллектуальные умения. Задачи:
Виды деятельности:
Формы внеклассной работы:
В этом году провели конкурсные программы, викторины, турниры: «Знаешь ли ты Крым?», «Знатоки поэзии», «Великие художники мира», «Сообразим!», «Неизвестное об известном», «Самый умный школьник», «Сказки народов мира», «Самый, самый, самый…», «Творчество А.С.Пушкина», «Орнитологический турнир» и т.д. Направление «ОБЩЕНИЕ» Цель: передавать знания и умения, навыки социального общения. Задачи:
Виды деятельности:
Формы работы:
Хочу отметить , что в настоящее время довольно трудно найти людей преклонного возраста, желающих принять отряд ребят для оказания помощи. Трудно убедить пожилых людей о добрых намерениях детей. Они перестали верить в порядочность мыслей окружающих. И, я надеюсь, это направление позволит возродить добрые традиции взаимопомощи. Направление «НРАВСТВЕННОСТЬ» Цель: формировать нравственные нормы и правила. Задача:
Виды деятельности:
Формы внеклассной работы:
Сбор вещей для отправки в детский приют в г. Белогорск. За два года мы отправили 200 кг вещей, много игрушек. Направление «ГРАЖДАНИН» Цель: формировать знания о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством. Задачи:
Виды деятельности:
Формы внеклассной работы:
Направление «СЕМЬЯ» Цель: сблизить интересы родителей, педагогов и детей по формирования развитой, творческой и коммуникативной личности. Задачи:
Виды деятельности:
Формы работы:
Направление «ДОСУГ» Цель: создать условия для проявления инициативы и самостоятельности, развитие интереса к внеклассной деятельности. Задачи:
Виды деятельности:
Формы внеклассной работы:
Направление «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ» Цель: формирование трудовых умений и навыков учащихся. Задачи:
Виды деятельности:
Формы внеклассной работы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены