РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Повышение эффективности обучения иностранному языку

За последние годы произошла существенная переоценка роли и места предмета «иностранный язык» в содержании образования в российской школе. Все более осознается потенциал этого предмета, его огромная роль в решении задач образования и воспитания личности. Основной стратегией обучения провозглашен системно-деятельный подход, который отвечает требованиям информационного общества, инновационной экономике, задачам построения российского гражданского общества, на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, склонностей, возможностей, психологического здоровья.

Специфика иностранного языка определяется тем, что он существенно отличается от любого другого учебного предмета. «Учи, учи, никогда не выучишь», «Мне язык не дается», «Все равно говорить на нем не придется» и т.д. – эти и подобные высказывания учеников достаточно известны.

Язык по определению В. Гумбольта, - это душа нации, в нем запечатлен весь «национальный характер». С другой стороны язык является важнейшим средством выражения мысли. Мысли по положению Л. В. Щербы «отливаются» средством языка. В силу этого любой другой язык неизбежно сталкивается с это проблемой. Задача учителя иностранного языка состоит не только в том, чтобы предвидеть характер этого столкновения, но и управлять им.
Осознавая, что современная школа – это творчески работающий учитель, я определила для себя общую стратегию обучения на основе использования конкретных приемов и современных технологий.

Целевая ориентация моей профессиональной деятельности: «Учить учиться».

Это значит:

  • дать прочные знания
  • развить в детях творчество
  • выявить и развить индивидуальные способности
  • воспитать стремление к познанию; толерантную, духовно богатую личность
  • воспитать психологически здоровую личность

Каждый изучавший английский язык наверняка помнит о нелегком периоде овладения английским произношением, ведь предстоит научиться распознавать на слух и артикулировать новые звуки. Я, во-первых, даю обязательно транскрипционные знаки каждого звука для графического изображения и одновременно учу правилам чтения. Для более четкого запоминания правил чтения я сочинила песенку и обычно раздаю ее детям для зрительной опоры. Дети уже знают эту лексику в устной и графической форме, а песенка – это закрепление материала.

LET’S PRONOUNCE TOGETER

Letter “a” you read as [ƏI],
If you want to say my name.
If you see a pussy cat
Then pronounce it like that.
If you see a flying bee
Then pronounce it like me
If you want to have a pet
You will see it on your bed
Letter “o” is read as [au]
If your dog eats juicy bones
But a fox looks like a dog [Ɔ]
And will never be a frog
Letter “I” is very nice [aI]
You can read it in an “ice”
Merry kitten is not big [I]
It is cheerful and very quick.
Make it funny and amusing [ju:]
You can sing it, you can use it.
Letter “u” is read as [Ʌ]
In a world like bus or plus.

Полноценная речь на иностранном языке немыслима без автоматизированных произносительных навыков, которые позволяют человеку не задумываться о том, как артикулируется отдельный звук. Особенно это важно в тех случаях, когда факт несущественный с точки зрения русскоязычного человека, приводит к искажению смысла речи.

Я обязательно показываю разницу в произношении этих слов:

  • [sit] – [si:t]; [bit] – [bi:t]
  • Sit – seat; Bit – beat; Ship – sheep и др.

На начальном этапе обучения я много внимания уделяю отработке произносительных навыков, работая индивидуально с каждым ребенком, в зависимости от имитационных, произносительных навыков ребенка, его памяти. Учу с ними стишки, поговорки, скороговорки. Ребенок учится слушать и понимать речь собеседника: знакомиться, вежливо обращаться с просьбой, благодарить и т.п.

По мнению академика Льва Владимировича Щербы, одно из основных мест в процессе обучения должно занять чтение, и именно это умение необходимо большинству людей, изучающих иностранные языки. Почти все из 26 букв английского алфавита читаются по-разному в разных сочетаниях и позициях, чтобы передать 44 звука.

Для того, чтобы детям было проще ориентироваться я даю список слов, где одни и те же сочетания букв читаются по-разному, например:

Break – weak – bread
Beard – heart – heard
Done – gone – stone
Sew – few
Do – go, come – home
Hear – pear

Одним из основополагающих принципов обучения иностранным языкам является принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности (И. Л. Бим) чтение, как вид речевой деятельности может стать основой для совершенствования говорения. Говорение на основе текста (пересказ) это предпосылка для осуществления неподготовленного говорения, на старшем этапе взаимосвязанного обучения чтению и говорению важно еще и потому, что текст может служить стимулом для обсуждения самых важных проблем, связанных с современной молодежной тематикой, с вопросами истории, культуры своей собственной страны и стран, изучаемого языка, например:

  1. Взаимоотношение подростков и родителей
  2. Что значит успех и успешность
  3. Проблемы бедности в мире и нашей стране
  4. Путешествия, достопримечательности
  5. Конфликты и пути их разрешения и т.д.

Для более эффективного обучения диалогической речи я строго отбираю языковой минимум, не стремлюсь исчерпать тему, т.к. трудности угнетают и ведут к потере интереса к языку. Обязательно даю вводные слова, необходимые для поддержания диалога. Составление опорного диалога, когда весь класс работает, придумываю ту или иную фразу, так же неплохая форма работы, в последствии это приводит к развитию умения инициировать диалог, а это то, чего мы добиваемся в своей работе.

Учитывая важность и необходимость повышения социокультурной компетенции учащихся нашей гимназии, ежегодно 8-го сентября проводит встречи с иностранными студентами, обучающимися в КФУ в рамках: «международного дня распространения грамотности». Гимназисты имеют возможность общения на английском языке, далеко не каждому это удается в силу тех или иных причин, но это – стимул к более серьезному изучению иностранного языка. Мы проводим конкурсы: «Самый грамотный», «Моя гимназия» на трех языках: русском, татарском, английском. Кроме того, мы имели возможность пригласить в гимназию носителя языка, Кевина Фобса, преподающего английский язык в г. Казани. Дети получили удовольствие от того, что могут знать о жизни молодежи в США, об образовательной системе США, о проведении досуга и прочее из «первых рук». Они понимали его и были поняты. А это положительно влияет на развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Повышение эффективности обучения и воспитание в школе является одним из центральных объектов всестороннего изучения. При этом идея развития образования вступает в качестве одного из определяющих факторов развития общества в целом. Школа сегодня – серьезный психогенный фактор. Процесс образования ведется одновременно: педагогами, учащимися, родителями, которые находятся в эмоциональном напряжении. Одна из задач педагогов: выявлять и предотвращать эмоциональные стрессы. Чему научаться сотни детей за день, зависит от нашего умения управлять собой, от нашей способности решать личностные проблемы. Не умея правильно оценить и принять себя, мы иногда, не в состоянии сделать это и по отношению к проблемным детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой.

Итак, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой.
Главное – это установка на радость. Мы счастливы, мы рады, что нам доверили развитие, обучение и воспитание детей, ведь то, каким будет общество, зависит и от нас.

Обобщая сказанное, делаю вывод, что системно-деятельностный подход к обучению, способствует тому, что процесс самообразования и саморазвития учителя и ученика становится непрерывным, позволяет совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, повышать его результативность.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены