РАЗРАБОТКИ
|
Коррекция поведения. Воспитание личностных качеств.Антонина Владимировна Глазкова Наши дети взрослеют, и нам хотелось бы, чтобы проблем в общении с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Начинается кризис подросткового возраста. Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Психологи выделяют четыре причины, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым. 1. Борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание ребенку необходимо для его эмоционального благополучия. 2. Борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям , замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный. Вводя различные запреты, взрослым необходимо помнить об основных правилах:
3. Желание мщения. Ребенок может мстить за:
4. Неверие в собственный успех. Усвоение норм поведения и различных форм общения детьми происходит через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Внимательно наблюдая за окружающими людьми, школьник начинает усваивать этические нормы. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчиняет свое поведение этим нормам. Если подросток испытывает трудности в осуществлении совместной деятельности, не получает удовольствия от общения с другими детьми, то снижается его эмоциональное состояние, возникает недоумение, растерянность, испуг, агрессия. В этот момент рядом должен быть взрослый, который поможет ему войти в мир сложных человеческих взаимоотношений. Он должен помочь им приобрести опыт совместного переживания, успеха, радости от умения коллективно найти ответ, справиться с трудностями и достичь желаемого результата. И такими людьми являются в семье родители, в школе- педагоги. Коррекция социально-эмоциональных нарушений осуществляется нами по следующим направлениям: 1. Формирование уверенности в себе. Возможно через специально организованные игры, упражнения, включаемые в воспитательские занятия. Например: Игра «Ты - лев». Цель: Развивать у ребенка внимание к самому себе, уверенность. Способствовать формированию умений и навыков саморегуляции, снятию психоэмоционального напряжения. 2. Формирование контроля за собственными чувствами. Игра «Два барана». Цель: Способствовать снятию психоэмоционального напряжения у детей, снижению агрессии, ослаблению негативных эмоций. Дети разбиваются на пары. Им предлагается встать друг напротив друга, широко расставив ноги, наклонив туловище вперёд, соприкоснуться ладонями и лбами. Задача - попытаться сдвинуть с места товарища. Тот, кто первый сдвинется с места - проиграл. 3. Формирование правильного нравственного поведения. Игра «Комплименты». Цель: Формировать доброжелательные отношения детей друг к другу. Дать понятие об индивидуальных особенностях людей. Привлекать застенчивых детей к общению, пробуждать желание находить и рассказывать хорошее о другом ребёнке. Дети сидят в кругу и держаться за руки. Взрослый предлагает одному из них, глядя в глаза соседу, сказать ему несколько добрых слов или за что-то похвалить. Ребёнок, которому говорят комплименты, должен поблагодарить за тёплые слова, а потом сделать комплимент другому ребёнку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не скажут и не услышат добрые слова. Хотелось бы к сказанному добавить: необходимо помнить и учиться применять на практике технику активного слушания, умения вставать на позицию детей, учиться самим говорить о своих чувствах, проблемах, применяя «Я- высказывания». Взрослые люди, вводящие ребёнка в мир сложных человеческих взаимоотношений, сами должны быть уверены в себе, должны адекватно ориентироваться в чувствах, в своих желаниях, взглядах, поступках, владеть навыками разрешения конфликтов, нормами этикета, а также способами стимуляции социально-эмоционального развития. Чтобы преобразовать человека, необходима любовь. Поощряйте детскую инициативу, чутко относитесь к жалобам детей. Обучайте их социально приемлемым формам взаимодействия, поддерживайте эмоциональный комфорт каждого ребёнка. Наше общение с ребёнком должно проходить под девизом «Терпение, терпимость и всегда – любовь». Перед школой и общественностью стоит важная задача – организовать разносторонний практический опыт детей. В противном случае все словесные воспитательные воздействия окажутся бесполезными, неэффективными, лишенными Слабости и недостатки положительного опыта ведут к отрицательному: обману родителей и учителей, бесцельному время препровождению, хулиганским действиям, употреблению спиртных напитков и др. Ученику теряет интерес к учению из-за своих неудач, неумения учиться, думать и поступать самостоятельно, критически относиться к отрицательному опыту некоторых взрослых. Асоциальный опыт включает в себя безнадзорное поведение, неподчинение, своеволие, бесцельное времяпрепровождение, устойчивую конфликтность с окружающими, нездоровый образ жизни. В основе асоциального опыта лежит нездоровый образ жизни. Не случайно правонарушения в 9 случаях из 10 совершаются подростками тогда, когда они не учатся, не заняты общественно полезным трудом. 80% правонарушителей, впервые совершивших преступление, находились в нетрезвом состоянии. Следовательно, жизненный опыт личности является основным источником аморальных поступков и действий. Именно при наличии подобного опыта в духовном лице личности обретает тенденцию к саморазвитию, к дальнейшей духовной деформации. Все предыдущие группы внутренних предпосылок образования отрицательных явлений в духовном мире личности, как и внешние причины, не действуют изолированно друг от друга. Взаимодействие В своей работе с учащимися я использовала следующие методы воспитания они были призваны с учетом содержания и устойчивостив поведении; оптимально использовать средства коррекции поведения (слово учителя, пример взрослых, деятельности самих учащихся, традиции, режим и т. д.); координировать различные воспитательные влияния при решение конкретных воспитательных задач; активизировать самого воспитанника на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками. Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию. Переубеждение - призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных. Переучивание предназначено для изменения жизненного опыта, формирования здоровых социально ценных потребностей и привычек. «Взрыв» разрушает отрицательный стереотип поведения. (Под «взрывом» А. С. Макаренко понимал мгновенное разрушение отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе эмоциональных бурных переживаний.) Переключение служит задаче изменения направленности и переориентации воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру. Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают отрицательное. Каждый метод коррекции поведения при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе педагога по формированию убеждений, критериев оценки себя и других, нравственных установок в общественном мнении коллектива; переучивание органически связанно с приучением к деятельности, «реконструкция» характера — с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов коррекции поведения выступает воспитание в коллективе и взаимовоспитание, а также самовоспитание. Общим требованием к методам коррекции поведения является применение их через коллектив. Сплоченный детский коллектив обеспечивает воспитателю привлечение авторитетных для трудного подростка сверстников при осуществлении того или иного метода. В этом случае требования педагога выступают в единстве с требованиями товарищей, взыскание воспринимается как осуждение товарищей, поощрение — как одобрение действий коллективом, контроль педагога перерастает в контроль коллектива. Такой подход увеличивает силу воздействия любого метода и создает, условия для перехода перевоспитания в самоперевоспитание. Коррекция поведения способствует эффективности работы по активизации познавательной деятельности слабослышащих учащихся среднего и старшего. Нетрадиционные формы с использованием игровых технологий, дают возможность слабослышащим учащимся поиграть и отвлечься от привычных стереотипов традиционной системы, вносят элемент занимательности в познавательную деятельность школьников. Дидактические игры, а также игровые ситуации во время занятия способствуют развитию творческого мышления, находчивости и сообразительности, рождают уверенность в своих силах. Слабослышащие учащиеся приобретают умения и навыки общения друг с другом, овладевают приёмами самостоятельного решения встающих во время игры проблем. Участие в играх создаёт у них положительный эмоциональный настрой. В конечном счёте, развитие, которое осуществляется в ходе внеурочной деятельности, вызывает у школьников с нарушениями слуха потребность знать больше, укрепляет желание учиться, стремление овладевать новыми знаниями Формы и методы используемые на занятиях и в быту детей стимулируют в них умственную активность и волевую деятельность, способствует осознанному восприятию познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в заданном направлении, развивает самостоятельность и самодеятельность. Все это заключается в моделировании жизненных ситуаций борьбы и соревновательности, создании условий для взаимодействия и взаимопомощи, в сплочении участников игры, выявлении их личностных особенностей, создании простора для фантазии и импровизации и, наконец, в возможности получения учащимися удовольствия от расширения своего кругозора, демонстрации своих знаний и умений. Хотелось бы к сказанному добавить: необходимо помнить и учиться применять на практике технику активного слушания, умения вставать на позицию детей, учиться самим говорить о своих чувствах, проблемах, применяя «Я- высказывания». Взрослые люди, вводящие ребёнка в мир сложных человеческих взаимоотношений, сами должны быть уверены в себе, должны адекватно ориентироваться в чувствах, в своих желаниях, взглядах, поступках, владеть навыками разрешения конфликтов, нормами этикета, а также способами стимуляции социально-эмоционального развития. Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии. Литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены