РАЗРАБОТКИ
|
Одаренные дети: теория и практика развития."Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод" Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки к таким достижениям) в том или ином виде деятельности Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.
Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.). В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
Основные формы работы с одаренными детьми:
Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей. В последние годы в школах начало развиваться и внедряться тьютерство, индивидуальные учебные планы. Тьютер - как педагог сопровождает ребенка, оказывает ему моральную и педагогическую поддержку. Это, пожалуй лучшее решение проблемы в массовой школе. Я решила попробовать себя в качестве руководителя учебно-исследовательской работы. Мои старания увенчались успехом, и в 2013 г. учащийся 6-го класса Зямзин Алексей стал победителем. Однако, заинтересовавшись учебно-исследовательской деятельностью, я уже не могла остановиться и своим интересом заразила своих учеников. Я выработала собственные практические правила учебно-исследовательской работы, которые помогают мне увидеть и открыть в каждом ученике, который хочет заниматься исследовательской деятельностью — даже совсем не сильном в учебе, — способности к подобной деятельности. Итак, правило первое — преодолеть неуверенность и страх ученика перед будущей работой. Большинство детей является одаренными в какой-либо области. И даже середнячки и троечники могут добиться успеха в исследовании заинтересовавшей их темы. Ученики хотели бы работать, но боятся неудачи, так как у них заниженная самооценка. Правило второе — в выборе темы идти от интересов самого ученика. Те, кто занимается учебными исследованиями с детьми, знает, как безумно трудно иногда бывает выбрать и сформулировать тему будущей работы, чтобы она была интересной, малоисследованной, проблемной. Я всегда стараюсь узнать, что интересует самого ученика, прошу его самого если не сформулировать, то хотя бы обозначить тему или область будущего исследования. Если это не удается — предлагаю свои темы, варианты которых всегда есть у меня в копилке. Очень часто учащиеся с удовольствием выбирают себе одну из предложенных мной тем и выполняют успешную работу. Правило третье — правильно выбрать и сформулировать тему будущей работы. Я всегда советую своим ученикам выбирать узкую, малоизученную тему. Правило четвертое — ученик должен чувствовать интерес руководителя к своей работе. Правило пятое — организованность и четкость, строгое соблюдение намеченных сроков. Очень важно составить график выполнения работы: это поможет избежать спешки, неразберихи, которые ухудшают качество работы. Правило шестое — помочь учащемуся представить свою работу. Часто бывает так, что ученик может добросовестно и вдумчиво работать, выполняет прекрасное исследование, но испытывает страх перед публичным выступлением. Седьмое правило — не стоит бояться потери учительского авторитета. Это, к сожалению, не так уж и редко встречающаяся проблема, когда учитель боится, что, занявшись углубленным исследованием в какой-либо области, ученик превзойдет его самого. Ученик, занимающийся исследованием, — «профессор» в своей области, и мне самой будет чему у него поучиться и что узнать. К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены