РАЗРАБОТКИ
|
Влияние семейных взаимоотношений на психологическое развитие детейГнаткова О.В. “Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, “Если родители постоянно заботятся о полноценном эмоциональном равновесии в семье, эмоцио- нальная жизнь ребенка будет здоровой и у него будет меньше осложнений в жизни, особенно в годы отрочества и юности”. Общеизвестно, что семья – первая ступень в жизни человека. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. О приоритете семьи в воспитании ребёнка говорится в Законе РФ “Об образовании”: “Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте”. Для того чтобы говорить о природе семьи, необходимо ясно представлять значение понятия “семья”. Свободная энциклопедия – Википедия дает такое определение: “Слово “семья” восходит к корню “сем”, имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи”. Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с окружающими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – все берет свое начало в детстве. Дороти Нолт писала:
Потому, какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, наличие у них педагогических и психологических знаний, процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. Считаю, что одно из необходимых и естественных условий семейного воспитания - любовь родителей к детям. Любовь разумная, сочетающая в себе доброжелательное общение, внимательное отношение к здоровым запросам, тактичную настойчивость в выработке полезных навыков и привычек. Залогом успешной учебной и воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка, а, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. Лучшие движения человеческой души заложены в ребенке: непосредственность, любознательность, скромность, отвага и храбрость, сочувствие и сопереживание, жажда справедливости. Помочь ребенку осознать их ценность, развить и укрепить вот совместная задача для учителя и родителей. Родителями быть нелегко, но плохо, если нелегко от этого нашим детям. Отношения между родителями и детьми – весьма сложная область отношений для обеих сторон. Взрослые нередко угнетены житейскими обстоятельствами, чувством одиночества, отсутствием помощников в нелегком деле воспитания детей, тяжестью ответственности. Иногда они озабочены проблемой заработка, состоянием здоровья, отношениями с другими людьми – и эта озабоченность проявляется во вспышках гнева по отношению к детям. Да, конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы. Но это – маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжёлую минуту жизни. Когда маленькому ребенку страшно или плохо он утыкается в подол матери или в ноги отца – а они поглаживают его, успокаивают. Нужно сделать не менее 40 поглаживающих движений в минуту, чтобы малыш быстро успокоился. Доказано, что после такого массажа, дети легче справляются с математическими задачами. Даже, если родители завалят игрушками, проблема не решится, да и наблюдения показывают – дети, лишенные ласки, играть не умеют, у них нет опыта проявления любви и заботы, они не умеют находить общий язык с другими детьми и со злости ломают игрушки, проявляют агрессию, дерутся. Это так называемый “синдром детдомовских детей”. Они не умеют правильно обнять, избегают взрослых, не умеют выразить свои чувства, часто болеют. Нужно беречь ребенка от семейных разборок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место. Тогда у него повысится успеваемость, улучшится здоровье, психическая уравновешенность, он избавится от страхов, он будет сопереживать другим людям. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками. Психологическое просвещение родителей, повышение их родительской компетентности является актуальной и важной задачей в работе школы. Несовершенство человеческих взаимоотношений в семье – основная причина, ведущая к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребенка. Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями и отклонениями в поведении. Существует связь между реальным психологическим микроклиматом семьи и эмоциональным состоянием родителей и детей в семье. Полноценное формирование, становление личности невозможно без общения с позиции “равенства” и удовлетворения психологических потребностей и интересов, как детей, так и самих родителей. Чем раньше родители смогут пересмотреть свой стиль воспитания детей, тем больше выиграют и те и другие. Характер общения определяет здоровье человека, его привлекательность, красоту, успех в работе и личных отношениях с другими. Хочу закончить статью словами одного из героев повести Г. Михасенко “Милый Эп”. “Конечно, откуда им знать, если я молчу, но родители должны чувствовать так, без слов…. Ясновидящими и волшебниками должны быть родители! Это почти фантастика, но что поделаешь, если я этого хотел”.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены