РАЗРАБОТКИ
|
Особенности страхов у старших дошкольниковМалыхина Галина Алексеевна
Исследуя возрастные особенности детских страхов, А. Фрейд считала, что именно в период 6-7 лет детские страхи кардинально изменяют свою специфику, на первом месте в этом возрасте оказывается возникающая тревога Сверх-Я, источник которой находится в сознании и проявляется в чувстве.
Исследуя проблему страхов в детском возрасте, Г.С. Салливан различал детскую тревогу и детский страх, основой различий служили их источники: источник возникновения страха - всегда во внутреннем состоянии организма, источник тревоги всегда находится вне организма. Страх возникает из ощущения угрозы физическим потребностям, тревога возникает из интерперсональных отношений. Страх у ребенка возникает тогда, когда он не видит реакции взрослых на его настойчивые заявлении о наличии депривации каких-либо потребностей (в младенческом возрасте - это потребность в кормлении). Также тревога вызывается у ребенка посредством эмпатии от тревожной матери, происходит «заражение тревогой». В дошкольном возрасте, у ребенка формируется способность к самоконтролю, что дает возможность ему освоить способы освобождения от тревоги. Экспериментальные исследования А.И. Захарова показали, что для детей дошкольного возраста характерно большее количество страхов, чем для младших школьников, количество страхов зависит от места проживания детей и семейных отношений. Больше страхов испытывают дошкольники, чьи матери занимают доминирующее положение в семье, испытывают значительные нервно-психические перегрузки, из тех семей, в которых супруги имеют конфликтные отношения. По данным А.И. Захарова, в младшем дошкольном возрасте доминируют страхи одиночества, уколов, темноты, боли, сказочных персонажей. В старшем дошкольном возрасте происходит осознание детьми смерти как феномена прекращения жизни, ребенок испытывает потрясение от данного открытие, испытывает сильный страх смерти, потом как бы «успокаивается», но страх смерти не проходит, а трансформируется в страх смерти родителей. Также для старших дошкольников характерен страх животных, сказочных персонажей, страх войны, пожара, нападения. Но все же связующим звеном в данном возрасте является страх смерти, и, по данным А.И. Захарова, он тесно связан со страхом войны, пожара, нападения. С точки зрения В.В. Лебединского, содержание страхов дошкольников тесно связано с характером межличностных знаковых социальных отношений. Современные исследования детских страхов указывают на их опосредованность социокультурной ситуацией. В работе И.А. Бурлаковой, JI.A. Ибахаджиевой изучалась специфика объектов, которые воспринимаются чеченскими дошкольниками как угрожающие и страшные, а также был произведен сравнительный анализ с результатами полученными при анализе объектов, воспринимающихся как страшные, московскими детьми. Были получены результаты, свидетельствующие, что на протяжении дошкольного возраста постепенно возрастает определенность и осознанность объектных страхов. Страшным в объекте становится не столько внешние неприятные характеристики, сколько его угрожающие действия. Это является возрастной особенностью и проявляется и у чеченских, и у московских детей. В особенностях содержания объектных страхов отражается специфика существующих условий жизни и традиций воспитания детей. Для московских детей объектами страха являются преимущественно реально не существующие объекты (персонажи художественных и мультипликационных фильмов, TV-передач и т. п.). Для чеченских дошкольников характерно преобладание страха реальных объектов, которые представлены преимущественно животными и природными явлениями, типичными для территории Чеченской республики. Специфические особенности объектных страхов чеченских дошкольников определяются и динамикой развития — увеличением к концу дошкольного детства реальных и реально не существующих объектов страха. У чеченских дошкольников в отличие от московских детей существует четкие дифференцированные представления о страхе и зле. Объекты, связанные с войной и военными действиями, однозначно относится детьми г. Грозного к понятию «зло». Исследуя детские страхи, А.С. Спиваковская считала причиной их возникновения неблагоприятные детско-родительские отношения. Формированию страхов у детей дошкольного возраста способствует повышенная родительская требовательность при недостаточном учете возможностей ребенка. Ребенок постепенно приходит к ощущению, что он постоянно не соответствует предъявляемым требованиям, «не дотягивает» до них. Такая ситуация может возникнуть вне связи с уровнем достижений ребенка. Постепенно переживания ребенка могут зафиксироваться, стать устойчивой чертой личности. Для таких детей характерны пассивность, недостаточная самостоятельность, склонность не действовать, а мечтать, фантазировать, дети скорее в одиночестве придумают себе фантастические приключения, чем будут активно стремиться к накоплению реального опыта в совместных занятиях с другими детьми. Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста являются: интенсивное развитие абстрактно мышления, способность к обобщению, классификации . В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действовать другого, понимать его чувства и намерения. Формируется система ценностей, чувств дома, родства. Заметно преобладает общение со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки. У 6-летних детей уже развито понимание, что, кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей, есть и плохие. Плохие – это не только те, кто несправедливо относится к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия друг с другом. Отражение этого видно в типичных для данного возраста страхов чертей как нарушителей социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителей потустороннего мира. В большей степени подвержены страху чертей послушные дети, испытывающие чувство вины за нарушение правил. В 5-ти летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем – детей одолевает тревога и сомнения в отношении своего будущего – «А вдруг я не буду красивой?», «А вдруг меня никто не возьмет замуж?», в 7-летнем – мнительности – «А мы не опоздали?», «А мы поедем?», «А ты купишь?». Возрастные проявления навязчивости, тревожности, жизнерадостны, мнительности сами проходят у детей, если родители спокойны, уверены в себе, а так же если они учитывают индивидуальные и половые особенности ребенка. Следует избегать наказания за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприменимость и одновременно предоставляя возможность для эмоционального отреагирования нервного напряжения в игре. Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель одного с ними пола. Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. «Он дыхнет – и все», так он объяснял свой страх. Под словом «все» он подразумевал смерть. Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца. Или же другой случай с мальчиком 5 лет, который боялся «всего на свете». Был бесполезным и одновременно заявлял: «Я – как мужчина». Своей инфантильностью он обязан матери, которая отстранила отца от воспитания сына, а сама чрезмерно и тревожно опекала мальчика. При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся более тревожными, чем боящимися. Ведущим же страхом старшего дошкольного возраста является все-таки страх смерти. Ребенок осознает, что смерть – это неизбежно. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье царит жизнерадостная атмосфера. Страх смерти – своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину и поэтому выражен у эмоционально впечатлительных детей, способных к абстрактному отвлеченному мышлению. Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них по сравнению с мальчиками инстинктом самосохранения. Страх смерти тесно связан со страхами нападения. Темноты, сказочных персонажей, заболевания и смерти родителей, страшных снов, животных, стихии, огня, пожара, войны. Последние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они имеют свой мотивационный характер в плане угрозы для жизни в прямом или косвенном смысле. Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Так, например, девочка 6 лет, живущая с тревожной бабушкой, однажды прочитала (она уже умела читать), что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Охваченная страхом заразиться и умереть, она без конца мыла руки, отказывалась есть в гостях. Появились напряженность, скованность, навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления зараженной пищи. Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенными со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности. Страхи характерны для поведения именно тревожных детей. Поскольку тревожный ребенок постоянно находится в состоянии повышенной тревожности, он ощущает, что «не дотягивает» до требований родителей, не совсем такой, каким его хотели бы видеть . Тревожность может фиксироваться еще и потому, что наряду с завышенными требованиями к ребенку он может оказаться в ситуации повышенного оберегания, чрезмерной заботы, предосторожностей. Тогда у ребенка возникает ощущение собственной незначительности. Вызывая умиление без усилий, ребенок начинает думать о себе как о чем-то бесконечно малом и уязвимом, а окружающий мир наполняется в его сознании опасностями. Страх ребенка возникает часто и при противоречивых требованиях, когда отец задает очень высокие требования, а мать склонна занижать их и все делать за ребенка. Таким образом, анализируя особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, можно выделить особую сензитивность к формированию страхов, причиной которых становятся близкие взрослые - родители, осуществляющие не всегда корректный и подходящий для дошкольников тип межличностного взаимодействия с ребенком.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены