РАЗРАБОТКИ
|
Духовно-нравственное воспитание школьников. Опыт и проблемы
Доклад учителя Поляковой О.Б.
«Прощай, - сказал Лис - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь» Сент-Экзюпери В этих словах содержится ключ к секретам духовно-нравственного воспитания. Учителю надо открыть сердце ученика. Об этом же говорит Л.Н. Толстой: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». Возникает вопрос: как открыть сердце ученика? С чего начать воспитательный процесс? Ответ тоже можно найти у Л.Н.Толстого, этого гениального знатока человеческих душ. Он говорил: «Если же мы поймём, что воспитывать других можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить?». То есть воспитательный процесс начинается с совершенствования личности самого учителя. По утверждению психологов больше всего воздействует на ученика не то, что говорит учитель, а как он говорит; воздействует сама личность учителя, его характер на ученика. Примером может служить вдохновенный и творческий образ учителя в фильме «Доживём до понедельника», который сыграл талантливый актёр Вячеслав Тихонов. Теперь рассмотрим личность ученика в воспитательном процессе. Учитель должен постоянно помнить, что перед ним личность, полностью не раскрывшаяся, с которой надо установить гармоничные взаимоотношения. На уроке учитель создаёт доверительную, тёплую атмосферу. Именно в такой атмосфере и может осуществляться воспитательный процесс. По социально-психологическим исследованиям свыше 70% детей глубоко одиноки. О них не мечтали будущие родители, эти дети и сейчас не нужны своим родителям. И для большинства детей школа – единственное место, где они могут услышать доброе слово. Учитель должен понять ученика, морально поддержать, если нужно, направить. Учителю надо знать многое об ученике: какие взаимоотношения в семье, какие книги читает, какие фильмы смотрит, есть ли у него друзья. Общение учителя и ученика должно происходить в рамках интересов и потребностей ученика. Какие духовные качества и способности мы должны воспитать? Это способность воспринимать прекрасное, сострадание ко всему живому, высокие гражданские и патриотические чувства. А теперь рассмотрим различные средства воспитания, которые способствуют развитию этих духовных качеств. Воспитание включается в процесс обучения. На уроках биологии и географии мы знакомим с прекрасными видами разнообразными видами природных ландшафтов. Например, на уроке географии в 7 классе по теме «Природные зоны Земли» демонстрируются изображения: «Саванны», «Влажный тропический лес» и «Пустыня». Ученик знакомится с шедеврами мирового искусства, археологическими и культурными памятниками. На уроке «Голосеменные» по биологии в 6 классе мы знакомим ученика с картинами И.Шишкина «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору». В 7 классе на уроках по темам «Птицы», «Млекопитающие» мы знакомим ученика с росписями Рафаэля, на которых мы видим различных птиц и зверей (Лоджии Рафаэля в Ватикане). На уроках анатомии в 8 классе «Опорно-двигательная система» учитель рассказывает о значении физических упражнений, спорта для того, чтобы тело стало сильным, здоровым и красивым. В Древней Греции говорили: «в здоровом теле - здоровый дух». Чтобы воспитать чувство прекрасного, учитель на уроке обращается к искусству Древней Греции: демонстрирует скульптуры Дискобола Фидия, Афродиты, изображения олимпийских атлетов на греческих амфорах. На уроке географии в 8 классе по теме «Природное и культурное наследие России» учитель демонстрирует изображения шедевров Древнерусского зодчества: храм Покрова на Нерли, храмы Старой Ладоги, храм Василия Блаженного в Москве. На уроке химии в 9 классе по теме «Металлы», а также на уроке географии в 9 классе по теме «Санкт-Петербург – вторая столица России» учитель знакомит учеников с памятником Петру I «Медный всадник» скульптора Фальконе. Духовно-нравственному воспитанию может помочь также использование на уроках художественной литературы, особенно поэзии, т.к. её основным признаком является ярко выраженная эмоциональность. На уроках биологии в 7 классе по теме «Птицы» учитель зачитывает строки из стихотворений В.Луговского «Гуси»: Над необъятной Русью С озёрами на дне Загоготали гуси В зелёной вышине. Д. Кедрина «Глухарь»: Выдь на зорьке и Ступай на Север По болотам, камушкам и мхам. Распустив хвоста колючий веер На сосне красуется глухарь. На уроке географии в 8 классе по теме «Природные комплексы» можно зачитать строки из стихотворения П.А.Вяземского «Степью» Бесконечная Россия Словно вечность на земле! Едешь, едешь, едешь, едешь, Дни и вёрсты нипочём; Тонут время и пространство В необъятности твоей. Эти стихи воспитывают чувство любви к Родине, родной природе. На уроках биологии в 7 классе можно познакомить ученика с небольшими рассказами о животных Л.Н.Толстого «О муравьях», «Зайцы», «Орёл», рассказом Сладкова «Тетёрка», рассказами Бианки «Сорока Галя», «Зайчата». Эти рассказы воспитывают чувство сострадания и интерес к живой природе. Средствами воспитания также являются музыка и фильмы. В заключении надо сказать, что духовно-нравственное воспитание в школе должно лишь продолжаться, а начинаться оно должно в семье и поддерживаться обществом.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены