РАЗРАБОТКИ
|
«Игра-путешествие, как одна из эффективных форм гражданского воспитания»
«Игра-путешествие, как одна из эффективных форм
гражданского воспитания» Мелехова Мария Александровна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 37» г. Лысьвы Пермского края В соответствии с ФГОС дошкольного образования Обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение следующих задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:
Игра как метод гражданского воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания социального мира. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, С.Н. Николаева назвала игровой обучающей ситуацией (ИОС). Правда она раскрыла её суть и значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Как показывает практический опыт, данная форма является эффективной и в гражданском воспитании дошкольников. По определению С.Н. Николаевой, ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:
Путешествие по улицам родного города может происходить на воображаемом виде транспорта. Детям предоставляется возможность выбора. Обсудив плюсы и минусы всех видов предложенного транспорта, дети решают, что самый подходящий для передвижения по городу с большим количеством детей транспорт это автобус. В данной игре целесообразно использовать компьютерную презентацию с фотографиями достопримечательностей родного города. Дети, «виртуально посещая интересные места», в игровой форме получают новые знания о родном городе, чему способствует обязательная в игре роль экскурсовода, которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, узнают на фото уже знакомые, получают самые различные сведения о жизни города, учатся любить и гордиться им. Вовлечение детей в различные ситуации в сочетании с деятельностным подходом, например «уборка мусора» на берегу воображаемого пруда, способствует воспитанию у них ценностного отношения. Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику. Например, в игре «Путешествие по родному городу» воспитатель исполняет роль экскурсовода, дети - роль экскурсантов (это главные роли). Сопутствующие роли - это шофер автобуса, на котором едут дети; кассир, который продает билеты. Если будут подготовлены атрибуты, а дети будут знать, как исполнять роли, то игра станет интересной, полноценной. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через неё возможно было реализовать поставленные дидактические задачи, педагогу необходимо тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с детьми, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Важно не только сообщать детям определённую информацию, но и вовлекать их в интересную увлекательную деятельность: например путешествуя по островам разных настроений дети учатся узнавать различные эмоциональные состояния, уважительно относится друг к другу, правильно вести себя по отношению к окружающим. «Освобождая» жителей сказочной страны от чар злого волшебника, который украл у них хорошее настроение, дети учатся договариваться, согласовывать свои действия. Это происходит в процессе выполнения таких игровых заданий как: проведи девочку с закрытыми глазами по воображаемому мосту, обходя препятствия; совместными усилиями превратить заколдованную закорючку в предмет; составить в парах предложение по картинкам, которое подскажет дорогу к замку злого волшебника. Такие задания способствуют воспитанию дружеских взаимоотношений и сплочению детского коллектива. Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию. Игра-путешествие может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект. Для решения задач гражданского воспитания также можно предложить детям игры путешествия по страницам конвенции прав ребёнка, в театр, в «Страну добрых поступков», в «Страну мальчиков и девочек» и другие. Таким образом, игра-путешествие позволяет организовать реальное «сейчасное» проживание активного отношения к вполне определенным явлениям жизни в противовес сообщению определённой информации и обучению нормативным действиям. Игры-путешествия способствуют формированию у детей активной социальной позиции, воспитанию самостоятельной творческой личности. Список литературы: 1. С.А. Козлова «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», М: «Academ»А,1988. 2. С.Н. Николаева, И.А. Комарова «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников», М: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены