РАЗРАБОТКИ
|
Семья и школа. Пути взаимодействия.
Семья – это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит безопасность всего человеческого общества. Ф. Адлер В последнее время многие родители стали все больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на детский сад, школу, подменяя вакуум общения ложной любовью, страхом за ребенка, желанием посытнее накормить, лучше одеть… А ведь именно в семье ребенок получает все исходные жизненные установки. Как помочь родителям? Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласования в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей? На эти и другие вопросы я попытаюсь дать ответы в своей статье. Когда появилось слово «семья»? Когда-то о нём не слыхала Земля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Сейчас я тебе семь вопросов задам- Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: «Я». Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: «Я». Кто платье сошьёт, постирает бельё, Меня приласкает, украсит жильё? «Я, я - тихо молвила Ева, - я, я»,- Сказала она чудесных семь «Я». Вот так на земле появилась Семья. Всё начинается с… семьи. Пусть простит нас известный поэт за то, что мы изменили чудесные строки. Но когда дело касается воспитания, то как раз семья и является той почвой, на которой вырастет… А что вырастет - сорняк или чудесная роза, зависит от родителей. Только от них. И ещё совсем немного от школы. Но если это «немного» использовать на все сто процентов, то ребёнку можно во многом помочь определиться как личности. Очень хорошо, когда учитель и воспитатель понимают, как важно привлечь к школе родителей. Сильный союз Учитель – Ребёнок – Родители поможет правильно организовать воспитательный и учебный процесс. Сейчас остро встаёт вопрос о единстве семьи и школы. Школе часто бросают горький упрёк, что она не удовлетворяет запросы государства. Несомненно, учреждение образования даёт многое, но все исходные жизненные установки человек получает в семье. Сила воздействия родителей на ребёнка огромна. Всё, заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отрицательное влияние, человек не может освободиться от них на всю жизнь. Многие родители стали всё больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на детский сад, школу, подменяя вакуум общения ложной любовью, страхом за ребёнка, желанием посытнее накормить, лучше одеть. И растут дети подчас сытыми, красиво одетыми, но бездуховными, недобрыми, черствыми, завистливыми, ленивыми, а иногда и жестокими, черпая дома эту бездуховность и расхождение слов с делом, наблюдая черствость родителей по отношению друг к другу. А ведь именно отец и мать закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребёнка. Как же помочь родителям? Как наилучшим образом приобщить их к делам и заботам школы? Как добиться согласования в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей? Главной целью воспитательной работы в данном направлении, я считаю, организацию социально-педагогической деятельности по повышению и развитию воспитательного потенциала семьи, созданию благоприятной семейной атмосферы для полноценного личностного развития ребёнка. Я знаю, что большинство родителей испытывают затруднения в вопросах воспитания детей, поэтому перед педагогами становится ряд задач по организации взаимодействия семьи и школы в данном направлении:
Основными принципами моей деятельности являются:
Устанавливая контакты, в своей работе использую рекомендации по этике взаимоотношений с родителями:
Знакомство с будущими первоклассниками начинаю с подготовительной группы детского сада. В школе разработана программа «Преемственность дошкольного и начального образования», следуя ей, проводим совместные круглые столы с воспитателями детского сада «Солнышко», на которых, определяем приемлемые методы и формы работы, а также изучаем готовность ребёнка к школе. Осуществляем взаимопосещение занятий в подготовительной группе и уроков в 1 классе. Планируем и проводим совместные мероприятия к праздникам: «Рыцарский турнир», «Зов джунглей», «Мисс Дюймовочка» и др. Сотрудничество с родителями будущих первоклассников я начинаю с определения этапов работы:
Анкета «Знакомство с родителями»
С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
И детям, и родителям раздаю листы бумаги, на которых нарисованы круги, в которые нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день. Члены семьи должны что-либо выполнять. Это может выглядеть так: Сравнительный анализ рисунков позволяет выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.
Упражнение «Каракули» мотивирует и совершенствует творческую деятельность. Рисунок является для детей выражением мечты, уходом от действительности, но в то же время и ее отражением. И дети, и родители творили с большой долей юмора. На одном занятии участникам было предложено сделать коллаж «Здоровый образ жизни». Каждая семья имеет свои представления о здоровье. Для одних это спорт, движение; для других – правильное питание и обилие витаминов. Яркие и красочные коллажи участников украсили пустующую стену столовой. Родители и дети рассказывали о своих представлениях о здоровом образе жизни. Рассказы, рисунки, коллажи – все это вызывало всеобщий восторг. У детей появлялось чувство уверенности, доверия к окружающим, радости общения, гордости за свою семью. Чем глубже отношения в семье, чем больше взаимопонимания, тем комфортнее чувствует себя ребенок, тем быстрее адаптируется в новой обстановке. Как отмечают психологи, в формировании личности большая роль принадлежит механизму рефлексии (осознание своих достоинств, состояний). Рефлексивность позволяет нам (воспитателю, учителю, родителям и др.) анализировать свои действия, корректировать их, совершенствовать культуру самопознания, что особенно важно для родителей. Не случайно древнегреческие мудрецы на храме Аполлона в Дельфах увековечили тезис "Познай самого себя", который может стать прекрасным ориентиром в жизни для каждого человека. Современные же родители, как показывает анализ практики, в большинстве своем непоколебимы в верности "своим" принципам воспитания, в ненадобности собственного обучения. Для педагога, постоянно заботящегося о развитии воспитательной системы класса, субъектами которой являются как дети, так и взрослые, очень важно уметь управлять рефлексией, побуждать к ней каждого (ребенка, родителя, самого себя). К рефлексивной деятельности родителей надо постоянно побуждать вопросом, намеком, конкретным предложением и т.п., например: "Вы всей семьей обсудили, что так будет лучше или сами приняли решение?", "Я бы на вашем месте подумала, правильно ли это", "Вместе с отцом спокойно взвесьте дома все "за" и "против" такого решения", "Считаю, что вы поступаете опрометчиво. Подумайте" и др. Каждый из педагогов анализирует и свою деятельность, размышляет о своих достоинствах и недостатках. Очень важно, к каким выводам родители и воспитатели приходят сообща, что за этим следует, как этот самоанализ "работает" на развитие воспитательной системы, на благо ребенку, семье и педагогу лично. Воспитание детей — сложный процесс, требующий обязательного тесного контакта учителя и семьи. Часто мы замечаем, что мамины и наши представления о ребёнке отличаются. Почему? Да потому что мама наблюдает его в привычной обстановке, изолированно от посторонних. А мы видим его среди детей. Как убедить маму в том, что она допускает ошибки в воспитании, что её ребёнок эгоистичен и неаккуратен? Только показав его со стороны. Приглашаю родителей на уроки, на наши прогулки, на экскурсии. И только потом обсуждаю поведение ребёнка в индивидуальной беседе, предлагая родителям практические советы:
Огромную помощь родители могут оказать детям и в планировании деятельности. С этой целью практикую поручения детям типа: "Посоветуйтесь с мамами и папами, братьями и сестрами, как лучше провести "Праздник бабушек", "Спросите у родителей, какое участие в нем они могут принять", "Узнайте у пап, какие виды кормушек можно сделать для птиц, какую помощь папа может оказать", "Посоветуйтесь с мамами, какой наряд сможете подготовить к балу Золушек" и др. Чем чаще будет привлекаться непосредственно или опосредованно к этой работе семья, тем крепче будет связь с ней, которая постепенно перерастет во взаимодействие, основанное на поддержке и взаимовыручке. Однообразие форм всегда порождает серость и скуку, снижает силу воздействия на детей, отторгает и их, и родителей от участия в деятельности. Поэтому содержание деятельности, ее формы должны выступать в единстве, соответствовать возрасту детей, отличаться своим разнообразием, иметь выход на практический результат - приносить пользу и радость людям, быть эффективными. Как показывает опыт, очень важно, чтобы дети не только слушали, наблюдали, но и сами принимали активное участие в происходящей жизни класса. В моей работе этому способствовали КТД ("Мой четвероногий друг", "Народные потешки, народные забавы", "Хозяюшка", "Опасно - безопасно", "Читающая семья", "На радость людям", "SOS - мусор!", "Мои обязанности дома", "Листопад" и др.), которые успешно сочетались с играми, беседами, путешествиями, тренингами и др. КТД всегда отличается своей необычностью, что вызывает неподдельную и острую детскую увлеченность этой формой работы. Она интересна и для родителей: привлекает их нетрадиционной организацией, новизной содержания, возможностью принять участие не только детям, но и старшим. В своей практике я использую следующие формы работы с родителями: День открытых дверей – это праздник, на который приглашаются все члены семьи. Проводится в начале и в конце учебного года. Данная форма работы хорошо известна, широко применяемая. Одна из важных задач "Открытых дверей" - создать у детей и родителей праздничное настроение (по поводу начала нового учебного года, его окончания; по поводу того, что все, как дети, так и взрослые, поднялись в жизни на ступеньку выше благодаря совместным усилиям в полезной деятельности и др.). Родительское собрание – это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний разнообразна: «Мы – одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др. Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребёнка. С этой целью организуются специальные встречи с отцами детей, проводятся конференции, собрание «Роль отцов в воспитании детей» и др. Формы родительских собраний разнообразны: «круглый стол», тематическая дискуссия самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами, вечера вопросов и ответов и др. Проводя родительские собрания, я всегда стараюсь найти хорошие слова в адрес каждого ученика. Не может быть, чтобы в маленьком человеке не нашлось добрых чувств и поступков. Видимо поэтому у меня нет проблем с проведением родительских собраний. Я не читаю на собраниях докладов, но каждый раз поднимаю проблемы воспитания, ссылаясь на поступки, высказывания ребят класса. На первых родительских собраниях актуален вопрос: Как сдружить этих разных людей, подключить их к воспитанию всех детей? Стала поднимать общие проблемы, чаще обращаться за советом, использовать разнообразную палитру форм родительских собраний, которые помогали активизировать мыслительную, практическую, рефлексивную деятельность родителей, что очень важно для совершенствования семейного воспитания, его коррекции. Иногда на собраниях использую письменную связь. Предлагаю один из способов. Перед каждым из родителей положен сложенный лист бумаги, внутри которого написаны благодарность ребёнку за что-либо, рекомендации и др., например: «Детские трудности Вовы уходят в прошлое. Он — серьёзный ученик. Наблюдался временный спад в работе, но сейчас снова всё хорошо. Его терпеливо поднятая рука на каждом уроке «разбудит совесть любого ученика». Успевает сделать на уроке всё, вовремя переключается на новый вид работы. При Вашей терпеливой помощи дела будут идти очень хорошо». Или « Серёжа — жизнерадостный, правдивый ребёнок, не лишённый воображения. Не любит, когда с ним обращаются, как с маленьким, стремится самоутвердиться. Очень тонко чувствует отношение окружающих к себе и сразу же на это реагирует. В играх с детьми стремится строго соблюдать правила. Самолюбив, любит похвалу, оценки — это даёт ему новый толчок в развитии». «Давайте будем доставлять детям радость общения с ними» — эту фразу я говорю родителям на собрании после того, как из бесед со многими из них и с детьми устанавливаю, как мало времени они проводят вместе. И принимаю решение: попробовать жить жизнью детей, чтобы уметь воспитывать их. Ведь в общении придут взаимопонимание, общие интересы, радость, дружба. И самое важное — духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает только через дверцы своих эмоций. Важно знать, что только совместная деятельность, направленная на то, чтобы доставить радость себе и другим людям, порождает сотрудничество как высшую форму взаимодействия. Сотрудничество - главное условие создания содружества, группы людей, которых объединяют общие цели, задачи, заботы и др. Для содружества прежде всего характерны:
Для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся использую методику «Незаконченные предложения». Проанализировав ответы родителей и учащихся, использую результаты для подготовки и проведения внеклассных мероприятий. Предложения для учащихся:
Вопросы для учащихся:
В диагностических целях можно предлагать родителям различные тесты. Очень интересными и достаточно информативными являются тесты, которые в своих ответах многовариативны. Тест «Я - родитель, я – приятель?!» 1. Ваш ребёнок требует переключить телевизор с фильма, который вам нравится на программу Дом-2. Как Вы поступите?
2. Вы видите в своих детях:
3. Какую причёску Вы предпочитаете?
4. Немного о возрасте родителей.
5. Ваш сын – подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?
6. Ваш ребёнок празднует день рождения:
Для диагностики самостоятельности ребёнка можно предложить родителям выполнить следующие задания – определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребёнка. Ваш ребёнок делает самостоятельно Только по вашему требованию, с вашей помощью, с вашего разрешения Перечень действий родителям предлагается. Они распределяют действия в две колонки самостоятельно:
Семейная гостиная Это форма общения родителей друг с другом, со своим ребёнком и его друзьями: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, экскурсионные поездки. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, игровые семейные конкурсы: «Мама, папа, я – спортивная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек и др. Основные результаты работы:
Литература
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены