РАЗРАБОТКИ
|
Дети и природа. Развитие ребенка
Я - няня. Современная городская развивающая няня. Я прихожу на собеседование с родителями, и главное, что от меня требуют "продвинутые" родители - чтобы я знала и как можно больше использовала методики раннего развития ребенка. Чем больше, тем лучше. Ну, покормить, выгулять, вытереть попу, вымыть руки антибактериальным мылом, дать лекарства, уложить спать - это само собой разумеется. А все остальное время - развивать, развивать и еще раз развивать, как говаривал великий Ленин. Ведь мы живем в век информации…
Так вот, о развитии и еще раз о развитии. Вы смотрели когда-нибудь на огонь? Огонь не в камине, не в мангале, а на природе - свободный, живой, трепещущий костер в ночном лесу, над ним пляшут светлячки искр, колеблющийся столб света освещает ваши лица снизу, притягивает, привязывает к себе, завораживает… Волшебство, сакральность, невероятная магия костра… А если Вы - ребенок. Какая неописуемая тайна в этом огне, завораживающем даже папу. У папы такие необыкновенные глаза, когда в них пляшет пламя. Вслушайтесь: Пляшет Пламя. Сегодня папа и Вы - вместе - разведете новый костер. Вот маленькие палочки, а вот побольше. Вы насобирали их с папой в лесу, пока мама хозяйничала у костра и готовила пирожки с черникой к ужину. Там возле мамы еще люди - ваши друзья, они весело переговариваются, помогают друг другу. Наловили рыбы (потом обязательно нужно будет рассмотреть и потрогать скользкие спины каждой рыбины). Насобирали грибов и ягод (Какими огромными кажутся в детстве "жирные" подосиновики. Как приятно набивать рот душистой черникой, а потом смеяться вместе с мамой, какие у вас синие руки, губы, языки). Но у вас с папой сегодня особенный вечер, вы вместе разводите костер. Маленькие палочки вы ставите шалашиком над клочком сухого мха, ставите вместе - большие руки и маленькие руки делают общее очень важное дело. Папа чиркает спичкой, прикрывает ее от ветра широкой ладонью, но надо еще чуть-чуть прикрыть, чтобы полностью защитить слабый огонек - это уже рука Малыша присоединилась к папиной, и огонь благополучно общими усилиями добрался до кусочка мха. Огонь такой маленький, слабенький, надо ему помочь окрепнуть, и Вы вместе с папой, по очереди, осторожно раздуваете крохотную искру в маленькое веселое пламя. Вы, как боги, вдыхаете жизнь в этот будущий огонь, и вот уже затрещали маленькие палочки, и Вы с папой подкладываете хворост потолще, ваши руки ощущают тепло огня, рожденного вами. Папа обнимает Вас, и в глазах у папы и у Вас это пламя, эта победа, и такое единение, такая любовь, такая гордость, такое счастье… Теперь можно смотреть на огонь, не отрываясь, и зная, что рядом папа смотрит точно так же. И вот к Вашему костру подойдут другие, протянут руки к теплу, похвалят. Какой хороший костер у вас. Так быстро развели. Это Малыш разводил? У тебя замечательный костер, Малыш. Пустишь погреться? У всех веселые и торжественные в отблесках огня лица. Малыш тоже потирает руки, как взрослые, греет ладошки, а тут и мама с подругами зовет - ужин готов. Как светло от Вашего костра! А Вы можете похвастаться такими воспоминаниями детства? А ваш ребенок? Так чему же научился Малыш у того далекого костра? Скажете - разводить огонь? И только? Терпеть не могу препарировать стихи и чувства. Но здесь - для Вас - осторожно - попробую. Чувства словами не опишешь. (Мысль, выраженная словами, есть ложь). Малыш научился чувствовать. Смотреть на огонь - чувство совместного безмолвного созерцания и взаимопонимания. Чувство очень дорогого человека рядом, он ничего тебе не говорит, а вы понимаете друг друга без слов. Малыш с папой вместе собирали хворост, чепуха, скажете? А вот эта веточка похожа на человечка с поднятыми руками, а вот этот сучок, как нос у Буратино, а эта, а эта… Представляете, какой простор для воображения! А на этой такой жук смешной сидел! Как вертолет! Оказывается, папа тоже, как мальчик, может воображать и про ветки, и про облака! И малыш учится представлять, воображать, мечтать. Как папа. Он хочет быть, как папа. У Вас такая возможность увлечь ребенка в страну Фантазия всего лишь при сборе хвороста. И у вас общее дело! Важное, взрослое дело! Папа умеет разводить костер. Малыш гордится им. А сегодня Малыш вместе с папой сделал это - и он гордится не только папой, но и собой. Его поздравляют папины друзья. "Ты умница, ты молодец" - так говорит бабушка, когда малыш доест всю кашу. А настоящие мужчины говорят "У тебя хороший костер, ты постарался на славу", и Малыш горд и сдержан как папа. "Грейтесь, пожалуйста". И тут его кто-то подхватит на руки и закружит вокруг ЕГО костра, и Малыш не сдержится, и будет счастливо хохотать, и все одобрительно засмеются. И папа, и мама тоже счастливы и так им гордятся. А рождение огня от дыхания Малыша? Кем он чувствует себя в эти минуты? Могущественным волшебником, создающим чудо и заодно весь свой мир в придачу? Или еще кем-то абсолютно всесильным, как папа. Твердое чувство уверенности в себе, ощущение своего умения, самоуважения в этот миг родились в Малыше и не оставят его уже никогда. А самоуважение и хорошая, здоровая самооценка многого стоят не только в детской, но и во взрослой жизни. И каждое небольшое, но очень ЖИЗНЕННО важное дело, которому с помощью родителей научивается ребенок в походе, делает его уверенней и самостоятельнее. В поход мы идем не для того, чтобы встретиться с природой. Мы сами - часть природы, мы и есть природа, и мы идем на встречу с самими собой, чтобы вспомнить, какие мы есть на самом деле. В походе мы живем настоящей нерафинированной жизнью, соприкасаемся открытым лицом со всеми стихиями, и если мы в ладу с окружающим миром, мы можем жить в нем с удовольствием, удивляясь каждому цветку и каждой капле дождя и делая поразительные открытия не только в окружающей природе, но и в себе самих и в своих близких. Дети - самые чувствительные и открытые существа на планете. Рядом с нами они впитывают наши чувства, наши восторги, наши эмоции, наши умения, наши отношения. Дома, в городе, наше общение с детьми ограничено. Утром мы уходим на работу, а дети - в школу или детский сад, остается вечер, а вечером столько дел… Ну ладно, в выходной - зоопарк, повести ребенка посмотреть животных (в тюрьме). Да, ребенка надо развивать, вокруг так много групп раннего развития. Чем раньше разовьется, тем умнее он будет. И пусть это делают специалисты, они умеют, а мы им за это заплатим. А ведь ребенок биологически и эмоционально ближе всего к своим родителям. Их он видит с рождения чаще и дольше, чем кого-либо, и общение с ними ему дороже всего на свете. Для ребенка крайне важно получать положительное отношение и любовь от родителей, брать с них пример поведения в разных жизненных ситуациях. Он даже не "берет пример", а копирует поведение, действия и отношения родителей, природа так заложила, импринт называется. Совместная жизнь родителей с ребенком на природе предоставляет счастливую возможность круглосуточно общаться друг с другом, просто вместе ЖИТЬ - передвигаться, пешком или на байдарке, по горам или по реке, или даже по морю, неважно. Главное - перед глазами ребенка ни с чем не сравнимая красота и сила первобытной природы, которой он не устает удивляться вместе с мамой и папой. Главное - КАК ребенок принимает участие в настоящей жизни вместе с родителями. Дома ведь он не пойдет к вам на работу программировать вместе! А здесь - рыбу ловить вместе - пожалуйста, чистить, трогать ее можно сколько угодно. Грибы-ягоды собирать вместе - да сколько угодно, и ягоды в кои то веки можно есть прямо с куста немытые, экологически чистые. Костер разводить, дрова собирать - давай, малыш, никто не против и никто не поругает, что грязную палочку в руки взял, даже спасибо скажут за дрова. Игрушки из дома брать с собой не надо - на природе они блекнут, теряют свою городскую ценность. Здесь все настоящее. Настоящий шалаш из веток, настоящий ковер из травы, живой огонь и живая вода в реке, и с водой тоже можно играть сколько угодно и пить прямо из кристально чистой речки. Камешки, ракушки, жучки, светлячки, палочки, песок, мох, кора, листики всевозможные, - в ход идет все. Трудно перечислить и даже представить, какие фантастические игры дети изобретают в походе, не имея с собой ни единой игрушки. Они находят себе занятие и радуются жизни в ситуациях с заведомо ограниченными (с точки зрения городского обывателя) игровыми ресурсами. Любая обстановка, в которой оказывается ребенок в походе, принимается им с поразительной скоростью и ребенок мгновенно вступает с ней в контакт. Но при этом - родители всегда рядом, и им тоже всегда интересно поиграть с детьми, а лучше сказать - побыть детьми. Вот в такие моменты дети всем сердцем чувствуют, что они с родителями - одно целое. Семья. Когда-то малыш вырастет и будет строить свою собственную семью. По образу и подобию! Именно пример родительской семьи будет взят за основу, и если эта основа любящая, крепкая, здоровая, радостная, творческая - в добрый путь, Малыш. Это были мои личные и достаточно сокровенные мысли по поводу контакта ребенка и его родителей с природой. Мои трое детей и мои внучки были с нами в походах (горных и водных) с самого раннего возраста. Лера сделала свои первые шаги на Мангупе, в Крыму. А в Карелии, едва начав говорить, она объясняла, что порог - это водичка, которая рычит. Для Ани первым запомнившимся на всю жизнь волшебным впечатлением были светлячки в Архызе на Западном Кавказе, а еще она до сих пор вспоминает, как они с братом Мишей тогда в Архызе приклеили себе смолой бороды из висячего мха и "пугали" взрослых, сидящих с гитарой у костра. Масяня, где бы она ни была, составляет потрясающие композиции из всех подручных материалов и рисует все интересное, что с ней происходит в походах. Рисунков очень много. Я уже начала работу над книгой Масяниных сказок - рисунков, хочу поделиться со всеми этим чудом. Варя в возрасте менее двух лет в Карелии помогала папе ловить рыбу и сама стирала свои носки в озере. Для моих детей и внучек поход - долгожданный праздник, о нем вспоминают, о нем мечтают, его ждут всегда с нетерпением. Наверное, не просто так сын Миша стал художником, путешественником и фотографом, а дочь Аня работает инструктором по дайвингу на Красном море и любит путешествовать теперь уже со своей семьей по самым затерянным уголкам мира. А теперь я хочу обратиться к научным исследованиям и разработкам авторитетных ученых на тему развития детей. Что происходит с нашими детьми в век технического прогресса? Первые страшные слова сразили меня наповал. ВСПЫШКА КУЛЬТУРНОГО АУТИЗМА. Это явление характерно для больших городов, где недостаток природы ощущается особенно остро. Симптомы его таковы: ограниченность чувственного восприятия, чувство изолированности и отчужденности. Жизненный опыт, в том числе связанный с физическим риском, сужен до размеров панели телевизора или компьютера. Но атрофия чувств произошла задолго до телевизоров и мобильных телефонов. Городские дети оказываются изолированными от природы, и новые технологии ускоряют этот процесс изоляции. Общество тратит массу денег и труда, чтобы обеспечить везде и каждому доступ к обработанной и отфильтрованной информации и не делает почти ничего, чтобы помочь детям самим исследовать окружающий мир. Мы начинаем терять способность воспринимать мир непосредственно. А ведь ощущения первостепенной важности - те, которые дают нам возможность видеть, осязать, ощущать вкус, слышать и чувствовать запах. Рене Декарт утверждал, что физическая реальность столь эфемерна, что люди могут воспринимать только свои собственные внутренние интерпретации получаемой сенсорной информации. Кажется, такое представление Декарта стало основополагающим в нашей культуре. То есть непосредственный опыт отменяется, а косвенного и переработанного - хоть пруд пруди, полный Google. А ведь культивирование опосредованного опыта с самого детства ведет к риску деперсонализации человеческой жизни. Ученые внимательно изучали современные детские игры. В них непосредственное ощущение природы отошло на второй план. Его вытесняет вторичное, чужое, часто искаженное, дуальное (когда задействованы не все органы чувств, а только зрение и слух) сенсорное восприятие, одномерное представление о мире, навязанное пережеванной информацией. Я уже упоминала о чувствах. Дети живут чувствами. Окружающий ребенка мир при помощи чувственного опыта связывается с внутренним, скрытым от посторонних, эмоциональным миром. Природа является главным источником чувственного развития. В связи с этим, свободная игра и познание окружающей среды посредством чувств является необходимым условием гармоничного развития внутреннего мира ребенка. В свободной игре ребенок сам активизируется и самостоятельно вступает во взаимодействия с живым и предметным окружающим миром. В этом процессе решающим является содержание окружающей среды. В широком и богатом окружении ребенок постоянно будет иметь возможность альтернативного выбора для творчества. Застывшая безликая среда ограничивает возможности здорового личностного роста и развития. Для подавляющего числа современных молодых людей весь опыт человечества заменен опосредованным изучением через компьютер. Выросшие "в век информации", начиная с групп раннего развития, раннего обучения чтению и счету, считающие, что то, чего нельзя найти в Google, не существует, они пребывают в состоянии полного всезнайства. Но есть и другой мир, он полнее, загадочнее, величественнее, он непредсказуем, и он стоит того, чтобы застыть перед ним в восторге и благоговении. Он доступен не только детям, но и каждому из нас. И это не "озоновый слой", "легкие планеты", "природные ресурсы", "продукт потребления", это не абстрактные вещи. Писатель-натуралист Билли Маккиббен так описал свое общение с природой: "Эта гора как бы напоминает мне, что вы живете именно здесь, в этом месте. И хотя ее размеры невелики, около полутора-двух квадратных километров, я совершил несколько походов, только для того, чтобы приступить к изучению ее уникальных уголков. Там есть и голубика, и гонобобель. У тропинки вам встречаются сотни разных растений, а знакомо из них порядка двадцати. Можно всю жизнь потратить на изучение небольшого горного хребта, и когда-то люди так и делали". Каждый уголок природы - это неистощимый источник информации и потенциал для новых открытий. Апофеоз общения с природой - почувствовать себя ее частью. Дай Бог каждому человеку пробудить чувства, однажды осознать уязвимость всезнайства, почувствовав на лице брызги прибоя и соленость этих капель, содрогнувшись от вспышки молнии, глядя на нее сквозь изумрудную мокрую листву, а может, почувствовав одновременно шершавую, и гладкую, и липкую теплую кору сосны и вдохнув ее дурманящий запах… Исследования ученых показали, что при восприятии природы происходит нечто, что особенно благоприятствует концентрации внимания, причем не только потому, что природа интересна сама по себе. Находясь на природе, обращайте внимание детей на мельчайшие детали всего, что вы видите, и что происходит вокруг, чтобы пробудить его чувства. Детские наблюдения любых проявлений жизни природы сыграют важную роль и в развитии речи (богатстве языка), и в умении писать и рисовать, находить, видеть и передавать другим видение прекрасного. Наблюдения шведских ученых показали, что при предоставленном выборе (дети сами выбирают, где им играть), дети с творческим потенциалом предпочитают игру на природе, где игра содержит больше творческих и фантазийный элементов и социальный статус игроков определяется не физическим превосходством, а умением владеть речью и изобретательностью, способностью удивляться. Если же на игровой площадке игровых конструкций больше, чем природных уголков, или таковые вовсе отсутствуют, в детском сообществе иерархия выстраивается под физическим воздействием. Что вы выбираете для своего ребенка? Мало кому из родителей незнакомы термины "синдром дефицита внимания" и "гиперактивность". Ссылаясь на эти диагнозы, врачи прописывают детям тяжелые успокаивающие лекарства, которые при длительном применении могут сделать их инвалидами. Опять же проведенные научные исследования в Иллинойском университете (и не только в нем) показали, что у тех детей, заботу о здоровье которых брала на себя природа и которые независимо от погоды проводили на улице целый день, отмечалась лучшая координация движений и их способности к концентрации были выше. Места с зелеными насаждениями стимулируют творческую фантазию детей, повышают их способность к позитивному взаимодействию с взрослыми и уменьшают симптомы расстройств, связанных с низкой способностью к концентрации внимания. Чем больше зелени окружает ребенка, тем полноценнее его отдых. Отдых же перед телевизором/компьютером или на улице, где нет зеленых насаждений, только усиливает симптомы утомляемости. В альтернативной медицине появился термин "природолечение", и имеется достаточное количество научный исследований в пользу этого действенного метода. А ведь упомянутые детские расстройства исходят от самого общества, которое просто-напросто отрывает детей от природы. И если контакт с природой не менее важен для детей, чем хорошее питание и здоровый сон, то необходимо всерьез рассматривать и решать существующие ныне проблемы доступа детей к этой самой природе. Есть еще один аспект, касающийся духовной жизни взрослого, а, следовательно, и ребенка. Может, в нашей жизни появилось больше результативности, но стало меньше изобретательности. Все стремятся ценить и правильно распределять время, преднамеренно лишая себя возможности заниматься тем, о чем мечталось. Знаете, это когда глаза горят! Это, когда заниматься чем-то - счастье! Как в детстве! Но дети, видя нашу серьезность и деловитость, будут подражать именно нам и при этом терять свой фундамент фантазии и творчества. Культура общества неизменно включала в себя организацию детского досуга. Современные площадки для игр, "развивающие" игрушки с ограниченными предопределенными функциями, агрессивные мультфильмы, компьютерные игры и интернет по сути отдаляют детей от природы. В пределах больших городов исчезают свободные участки земли, где раньше были просто зеленые зоны. (Вы давно были в нашем Харьковском лесопарке? Что там осталось неприватизированным?) Зато строятся урбанизированные детские игровые площадки из безопасных материалов с теплым искусственным покрытием вместо земли. В городах исчезли укромные уголки природы, когда-то магнитом притягивающие детей. Детство распланировано между детским садиком, школой, развивающими занятиями, секциями и спортом в душных спортзалах. При этом отсутствуют жизненно необходимые компоненты. Если родители сами не позаботятся о том, чтобы у ребенка было свободное, нераспланированное, отданное мечтам время, - как и когда он сможет воспринимать природу? Кажется, наша культура перестает видеть в естественном общении с природой хоть какую-то ценность. Казалось бы, мы работаем, чтобы сделать для наших детей все возможное. Но поэтому времени на общение с детьми остается все меньше. Мы будем больше работать - им будет лучше. Мы, взрослые, загружаем себя и наших детей очень значимыми, на наш взгляд, событиями и занятиями. Но то, что действительно оседает в их душах, не подвластно нашему контролю. И действительно ли необходим наш контроль над их душами? Ах да, страх! Эта могущественная сила стоит на пути родителей и не позволяет дать свободу собственным детям. Страх - это эмоция, отделяющая развивающегося ребенка от жизненно необходимой ему природы. Наша забота о детях и их безопасности приводит к тому, что мы сами делаем их более уязвимыми. Когда ваш ребенок последний раз бегал по траве босиком? И бегал ли? Ведь в шаге от мамы ребенок обязательно упадет, разобьется, оцарапается, испачкается, съест или потрогает "каку", на него сядет тонна микробов, его укусит собака, украдет "дядя", - фантазия родителей в этом плане безгранична. Сколько запретов на каждом шагу диктуете Вы своему ребенку? Не ходи, не бери, не беги, не трогай, не разговаривай, не общайся, не спеши, - все опасно, опасно, ОПАСНО! Чрезмерный страх может повлиять на личность и привести к серьезным изменениям в поведении человека и даже вызвать структурные изменения мозга. Так дети и взрослые начинают воспринимать природу как своего естественного врага, как что-то подозрительное, враждебное, несущее опасность на каждом шагу. Не лучше ли вместо криков о мнимой опасности переключить внимание малыша на то, как жучок ползет, как муравей тащит травинку, как пахнет цветок… Посмотрите вокруг, вспомните о том, что и у вас в дальнем потаенном уголке души еще теплится детская фантазия. Вот вы приходите с угрожающей всевозможными опасностями прогулки домой. А разве мало опасностей в помещении, где мы живем? Пыль, электричество, химия, аллергены, ножи и пр. Так где же она, самая большая опасность? Вне дома, в полях и лесах? Или на диване перед телевизором? Не имея достаточного непосредственного опыта общения с природой, дети начинают связывать ее в своем сознании с ужасом и неудобствами, а не с радостью и чудом. Если система образования и мы вместе с ней по разным причинам будем продолжать препятствовать тому, чтобы дети изучали природу в естественных условиях, то цена, которую придется за это заплатить, будет очень высока. Большинство сегодняшних ученых по сути начинали свою карьеру в детстве, когда охотились на жуков и лягушек, когда строили крепости из песка или набивали свои карманы коллекцией камней, собранных на морском берегу. Тогдашние дети испытывали изумление и удивление перед природой. А поскольку такие "грязные" и "опасные" занятия стали исчезать из жизни наших детей, то как же будущие ученые смогут совершать свои настоящие открытия? Ну а поскольку природа для детей - табу в связи со страхом родителей, они бросаются в широко раскинутые бизнес-сети раннего развивающего обучения. Я целенаправленно истратила немало времени на поиски в интернете информации о необходимости положительного влиянии природы на развитие ребенка. НЕ НАШЛА! В лучшем случае - о пользе прогулок на свежем воздухе. Все необъятное многообразие природы и все, что она может дать ребенку сводится к абстрактному свежему воздуху! Ладно. Так что же такое развитие ребенка? Не раннее, не углубленное, а вот просто развитие. А то мы все тут расшумелись - развитие, развитие. А что это такое? В связи с этим не помешает обратиться к работам выдающегося русского детского психолога Выготского. Важнейшими понятиями в развитии ребенка являются сенситивные периоды. Это периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности, способам эмоционального реагирования, поведения вообще и пр. - вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса в течение некоторого ограниченного промежутка времени. Сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести ВНУТРЕННЕ НЕОБХОДИМЫЕ ему знания, умения, способы поведения и пр. Ребенку никогда более не удастся так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сенситивный период. Сенситивные периоды длятся ограниченное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития соответствующих способностей. Наверстать упущенное в более позднем возрасте очень трудно, а иногда и невозможно, говорит известный педагог Д. Эльконин. Взрослые обязаны знать о наличии таких периодов в развитии ребенка и знать их особенности, иначе они рискуют посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, искренне считая эту борьбу педагогикой. Очень кратко изложу содержание сенситивных периодов. Первая фаза развития ребенка происходит от 0 до 6 лет. Она определяется глобальной ориентацией активности ребенка на формировании ЧУВСТВЕННОГО образа окружающего мира в его всеобщем и индивидуально-человеческом функционировании. Эту трудную "задачу" ребенок решает по-разному, в зависимости от возраста. Ребенок от 0 до 3 лет - это "резонатор" эмоций родителей. Он вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к любым событиям. Поэтому наиболее подходящей окружающей средой, которая способствует максимальному детскому развитию в этом возрасте, является, безусловно, совместное времяпровождение и общение с родителями - дома, на улице, на природе, а также родительская любовь и забота. В обычной житейской ситуации этот процесс зачастую пускается родителями на самотек, хотя каждый имеет уникальную возможность целенаправленно воспользоваться знаниями о нем. Например, в практических жизненных навыках (одеваться, умываться, кушать, вытирать попу) ребенок может радостно пре успеть именно в этот период. Кроме того, этот период дает возможность естественным путем овладеть понятиями не только о чувствах и эмоциях, но и об отношениях с другими людьми (детьми). Подготовка к школе и к детскому саду часто рассматривается родителями как "напичкивание" ребенка определенным набором специальных знаний. Но гораздо важнее знать и учитывать внутренние законы его развития и не нарушать их, например, преждевременным направлением ребенка в детский сад, когда необходимый уровень жизненного опыта им еще не достигнут. В возрасте 3 - 6 лет ребенок является "строителем самого себя". Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии - речевого, сенсорного, двигательного, социального. Причем при благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню дифференцированности (распознаванию и анализу мельчайших деталей) может достигнуть предела человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого, точнее, намного тоньше. Он удивляется и восторгается тем, что для нас давно стало обыденным. И не дай Бог не поддержать это детский восторг, погасить его навсегда неуместными словами и запретами! Если какой-то период в развитии пропущен, потом его уже не восполнишь, всему свое время. Надеюсь, всем известен "синдром Маугли". Ребенок, живя в стае волков, не получил развития человеческого эмоционального разума, которое образуется только в раннем детском возрасте. Будучи подростком, он уже не смог восполнить эту потерю и не смог стать равноценным членом человеческого общества. Таким образом, многочисленными методиками и методами, предлагаемыми современным рынком услуг, само понятие развития ребенка до неузнаваемости искажается. Ведь с точки зрения авторов этих методик и особенно зачастую не самых квалифицированных преподавателей, развитие ребенка воспринимается лишь как обучение усвоению отдельных навыков. Развитие навыков выдается за развитие "способностей" - способность различать цвета, звуки, формы, запоминать символы (буквы) и информацию на слух. В сумме получается набор отдельных "развитых" способностей. Ах какая у моего Вовочки замечательная память - он всю книжку про машинки пересказывает слово в слово. При этом Вовочка в 4 года не умеет самостоятельно одеваться. А моя Лизочка в 3 года уже буквы умеет складывать! Ах какая умница. При этом Лизочку кормят из ложечки под песни и пляски всей семьи. И так далее. Конечно, ребенок, жаждущий общения с взрослыми, осваивает все новые массивы информации, запоминает и усваивает навыки обращения с этой информацией. Развитие сводится к пассивному обучению и накоплению различных знаний (один метод Домана чего стоит). НО в таком "развитии" от ребенка абсолютно не требуется собственной активности, самостоятельности, эмоционального и социального роста. А ведь именно в младшем дошкольном возрасте ребенок наиболее сенситивен к развитию чувственной и эмоциональной сферы, именно в этот период она у малышей формируется! Родители или специальные педагоги проделывают титаническую работу, чтобы затолкать в "ячейки" левого полушария ребенка информацию, для анализа которой он еще не созрел. При этом правое полушарие, которое работает на уровне образов, чувств и эмоций, которое помогало ребенку с самого рождения общаться с нами, - не получает нужного ему в данный период стимула к развитию. Получается, что современное раннее обучение не имеет цели привести к возникновению у ребенка новых качеств, необходимых для дальнейшего гармоничного развития : нового отношения к миру, к людям, навыков общения и самодисциплины. Нет появления внутри его сознания новых спонтанных желаний, интересов, инициативы, побуждений к самостоятельному действию - нет всего того, что так необходимо для личностного роста, который должен начать формироваться именно в младшем дошкольном возрасте. А потом, как говорит уважаемый классик, "после трех уже поздно". Ведь истинное развитие, как нежный росток, происходит у ребенка изнутри, нужно только поместить этот росток в правильную среду, давать ему правильное питание и не дергать раньше времени, а также не делать ненужные инъекции отчужденных знаний и механических навыков в неокрепшие еще чистые листочки. Для роста нужен крепкий здоровый корень, не правда ли? Так где же эта "правильная среда" и что такое "правильное питание" согласно этой метафоре? Где и какие специалисты этим занимаются? Лучшие специалисты - вы сами, родители. Ведите детей на природу и с любовью играйте с ними. Я работала в одной семье, где родители брали с собой детей в путешествия с самого нежного возраста. Это не были туристические спортивные походы, но это были интересные путешествия, полные впечатлений, и дети получали их вместе с родителями. Эти же родители, находясь в Харькове, каждые выходные выезжали с детьми за город, находили любую деревню, где есть куры, коровы, козы и пр. и дети знакомились с домашними животными не по картинкам, а видя их и трогая их, наблюдая, например, как корова пасется и как у нее берут молоко. Им разрешали гладить корову, брать яички из гнезда курицы, держать в руках цыплят и при этом спокойно бегать везде босиком. Я давно не встречала таких здоровых физически и психически, таких любопытных, изобретательных и уверенных в себе детей. Классики современной психологии убедительно доказали, что развитее ребенка происходит в развитии его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к миру. Все это выражается в ведущей деятельности ребенка. Деятельность - это не только то, что малыш делает руками, это и его движение, и его желания, и его воображение, и его эмоции, связанные с предметами, людьми и его жизненным опытом. Личность ребенка и его способности кристаллизуются именно из его деятельности. Ведущая деятельность в раннем и дошкольном возрасте - ИГРА и только игра. Она состоит не только из практических действий с предметами и игрушками, но и из всех уровней психической и социальной жизни. При этом удовольствие и радость от собственной деятельности - игры (и практической, и интеллектуальной) не только развлекает ребенка, но и дает ему возможность поверить в свои силы, а это и есть истинное развитие. А формирование специальных знаний, навыков и умений, над которыми в поте лица трудятся центры раннего развития - для игры не самоцель, а всего лишь побочный, но очень крепкий результат предметной игровой деятельности малыша. Дети-дошкольники очень изобретательны в ролевых играх, и это лучшая школа самовоспитания и самодисциплины. Игра - это уникальное средство гармоничного (эмоционального и практического) природного воспитания и развития ребенка, именно в игре удовлетворяются естественные потребности ребенка, в игре "рождается" личность человека с его отношением к окружающему миру. Вот мы и вернулись к тому, с чего я начинала свой рассказ - к окружающему миру, и самое естественное окружение для ребенка - природа - неистощимый стимул для самостоятельной и свободной игры и полноценного развития. В своей статье я использовала материалы из работ авторов: *** Т. Бабушкина Что хранится в карманах детства *** Йохан Хейзинга Человек играющий *** Брайден, Вос Революция в обучении *** Ж. Пиаже Речь и мышление ребенка *** Маргарет Мид Культура и мир детства *** М. Осорина Секретный мир детей в пространстве мира взрослых *** Масару Ибука После 3 уже поздно *** Ричард Лоув Последний ребенок в лесу *** Д. Эльконин Психология игры *** Л. Выготский Труды по детской психологии *** Д. Шмайгер Хочу увидеть землю Светлана Типатова
Всего комментариев: 6
1
Ирина_Евгеньевна • 07:05, 11.09.2013
3
Niko_Tipatov • 00:25, 12.09.2013
2
Ishina • 21:22, 11.09.2013
4
Niko_Tipatov • 09:10, 12.09.2013
5
Ирина_Евгеньевна • 15:49, 12.09.2013
6
Niko_Tipatov • 12:00, 13.09.2013
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены