РАЗРАБОТКИ
|
Эссе "Мой класс"
Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие.
Д.И.Писарев Мой класс… Когда я начинаю размышлять на эту тему, в памяти всплывают все мои ребята, с которыми мы вместе шли по школьной жизни до выпускного вечера. Не один класс, а четыре. Четыре выпуска. Каждый - по-своему особенный. Первый был очень важным не только потому, что был первым. Когда ребята закончили тога еще 8-й класс (1988 г.) и готовились перейти в старшее звено, они обратились ко мне с просьбой стать их классным руководителем. Могла ли я им отказать? Конечно, нет. Ведь ребята сами попросили меня об этом. Значит, я была им нужна. Согласившись, я понимала ответственность, которую брала на себя. Нужно было оправдать их доверие, помочь им достойно и интересно завершить школьные годы, стать им старшим товарищем и опорой. Получился ли наш союз? Думаю да. Это были удивительно рассудительные и самостоятельные ребята. Они многому научили меня. И главный из этих уроков – стараться быть с ними на равных, не возносить себя только потому, что я – учитель. Мы все решали вместе, советовались друг с другом, защищали друг друга. Вот этот урок события стал основным на все последующие годы классного руководства. Теперь я понимаю, что когда давала согласие ребятам быть с ними, не только я была нужна им, но и они были нужны мне. Я всегда доверяла им, была в них уверена: и в различных поездках (а самой яркой была поездка в Болгарию), и на туристических слетах, и в повседневной школьной жизни. И они ни разу не подвели меня. Надеюсь, что и я их тоже. Как-то на вечере встреч, обсуждая жизненные проблемы, мне (как обычно бывало с этими ребятами) пришлось ответить на массу вопросов, начинавшихся: «А как вы думаете?..» Получив ответ на очередной такой вопрос, один мой бывший ученик сказал: «А знаете, почему мы выбрали Вас классным руководителем? Потому что Вы всегда прямо и честно отвечали на все наши вопросы». Не стал ли ошибкой их выбор?.. Прямо спросить об этом сложно. Ответом мне служит то, что каждый год на Вечер встреч хоть небольшая группа из моего первого выпуска приходит в наш класс. Мы часто видимся и в повседневной жизни и нам всегда есть о чем поговорить. Второй мой выпуск тоже был особенным. Я знала их с 1-го класса, потому что работала с ними в группе продленного дня. Их первым учителем был мужчина. Он работал с ними на уроках, а я – после уроков. И ребята говорили так: «Если школа наш второй дом, то Сергей Федорович – наш второй папа, а Елена Михайловна – наша вторая мама». Когда они пришли в 5-й класс, и я стала их классным руководителем, то мы просто продолжили нашу совместную жизнь в школе. Эти мои ученики были очень активными. Всегда с большим желанием принимали участие во всех школьных делах. Часто побеждали в разных соревнованиях, особенно спортивных. Помню, я как-то сетовала на то, что не все гладко у моего класса с учебой (это было в 11 классе). Одна из учениц ответил мне: «Ну не будет у нас отличников и медалистов. Но зато мы выигрываем на всех соревнованиях. Мы – команда!». И она была права. Всегда ли главное учеба? Главное уметь проявить и реализовать свои возможности, научиться быть членом общества, коллектива, суметь быть в команде. У них, моих ребят выпуска 1997 года, это хорошо получалось. Они умели заразить своей энергией параллельный класс, и тот почти в полном составе приходил к нам на классный час, чтобы поспорить или придумать интересное выступление на очередном школьном вечере. А уж придумывать номера и выступать мои ребята любили: то танец шуточный поставят, то басню переделают и инсценируют, то целую поэму сочинят. Например, на Новогоднем вечере показали спектакль под названием «Горец – 97», в котором с Дунканом Макклаудом стихами изъяснялись Дед Мороз, Снегурочка, Кикиморы, Леший. А мне досталась роль очаровательной Бабы Яги. В этом классе я скорее была координатором действий моих учеников и подсказчиком. Приходя на Вечер встреч, они редко задают вопросы. Чаще рассказывают о своей жизни, своих успехах, своих семьях. Наверное, потому, что в школьных стенах, в своей команде единомышленников получили ответы на главные вопросы и вышли в жизнь, чтобы продолжать реализовывать себя. Надеюсь, я смогла чем-то в этом им помочь. Знакомство с ребятами из третьего моего выпуска началось, когда они были еще третьеклассниками. Зная, что это будет мой класс, я приходила к ним на уроки и классные часы, присматривалась и долго беседовала с первой учительницей об особенностях мальчишек и девчонок, с которыми мне предстояло прожить маленькую жизнь длинной в 7 лет. Конечно, после этих встреч я немало узнала о них, но в первый год все равно было нелегко. Во-первых, потому что среди моих подопечных было немало сложных ребят, пожалуй, даже конфликтных; во-вторых, в 5-й класс пришли ребята из другой школы. Важно было сделать так, чтобы уже слаженный в начальной школе дисциплинарный коллектив сохранился, не пошатнулся под влиянием «новеньких» или того стресса, который переживают все пятиклассники, переходя из начальной школы в среднее звено. Но у меня в решении этой задачи оказались надежные единомышленники – первая учительница ребят и большая часть их родителей. Такое бывает редко, но мне повезло. Все 7 лет родительский актив был рядом. Мы работали единой командой, радуясь в праздники и справляясь с трудностями. Когда переходный период был преодолен и между нами установились отношения взаимопонимания и поддержки, началась настоящая школьная жизнь, в которой мои питомцы проявляли себя с разных сторон, часто приятно удивляя. Чем же запомнился мне этот класс… Он сочетал в себе некую житейскую мудрость и самостоятельность моего первого выпуска; энергию, фантазию и командный дух второго выпуска, а еще добавили уважение к знаниям и умение учиться. Конечно, у нас не раз возникали проблемы и сложности, но они как-то быстро затухали в общем потоке интересной жизни. Решая все школьные вопросы сообща, ребята быстро определились на своих местах в классном коллективе, и я, почти всегда знала, кто мне поможет в том или ином деле. 7 лет жизни этот мой выпуск держал меня в боевой форме и не давал скучать. Ребята откликались на любое предложение. Когда школа проводила очередную экологическую акцию по озеленению поселка, мои ученики (тогда семиклассники) решили посадить 18 сосенок – по одной на каждого в классе. И потом следили за ними, ухаживали, спорили – чья лучше растет. Не всем деревцам удалось выжить, но большая часть и сейчас тянет свои иголки к солнцу в парке поселка. Очень ответственно класс относился к шефству над комплексом «Памятные камни», посвященным памяти погибшим землякам в годы Великой Отечественной войны. Занимались уборкой территории, посадками, даже спорили с представителями поселковых служб – какие цветы лучше посеять. И обязательным было участие в Почетном карауле и возложении венков в День Победы. За эту работу ребята стали героями статьи в районной газете. Так класс отблагодарил Панин А.М. – один из активнейших жителей нашего поселка, который тоже все 7 лет помогал мне работать с моими учениками. Любимым видом отдыха были туристические походы. Обязательно с ночевкой. За 7 лет не было ни одного начала лета, чтобы мы не отправились куда-нибудь с рюкзаками. Мои хитрецы, участвуя в каких-нибудь школьных состязаниях, всегда просили за победу приз от меня. И этим призом была лишняя ночевка в походе. Ну, разве можно было им отказать! И когда наступали первые июньские дни, на походную тропу выходили и ребята, и родители. «Походный папа» - этот титул придумали мои подопечные и удостоили им папу, который не изменял их походной страсти все 7 лет. Несмотря на занятость, он оставлял свои дела, взваливал на плечи рюкзак, проводил бессонные ночи у костра и, по-моему, был очень этому рад. А еще у нас был концертный папа, потому что, когда класс во время Фестиваля солдатской песни выходил на сцену, без него и его гитары просто невозможно было обойтись. Мы часто встречались с интересными людьми, любили разговаривать на разные темы, делиться своими интересами. И во всем мы были вместе. Каждый в общую жизнь вносил свой посильный вклад. Но не слишком ли лакированная картина получается? Прямо – идеальный класс!.. Нет. Конечно, проблемы у нас были не только в начале пути. Случались и драки, и разбитые стекла, и слезы из-за прозвищ, и сложности первой влюбленности, и прогулы, и конфликты. И не одну ночь я провела бес сна, мучаясь вопросом: все ли правильно я делаю? Нелегкой была ситуация, когда в 10 классе к нам пришло сразу 8 учеников не только из другого класса, но и из другой школы. Появился коллектив в коллективе со своими правилами, не желающий чувствовать себя ущемленным, пытающийся диктовать свои условия. Я всерьез тогда испугалась, что классный коллектив расколется, появятся группки, начнется раздор. Но мы выбрались из этой ситуации. Помогли и мои ребята, и родители. Мы провели общее собрание. Да и не собрание это было, разговор «по душам». Появилась возможность высказаться и выслушать. К счастью, ребята услышали и друг – друга, и нас – взрослых. Класс справился с проблемой. И еще один момент в нашей школьной работе смущал меня. Мои ребята – очень активные, выдумщики и организаторы в классной жизни, постоянно, не без интереса, принимавшие участие во всех школьных делах, не участвовали так же активно в ученическом самоуправлении школы. Проблемы общие обсуждали, идеи предлагали, но не изъявляли желания возглавить хотя бы одну структуру в Ученическом комитете школы. Возможно, они чувствовали себя самодостаточными в своем небольшом коллективе, и для них была важнее честь класса. Когда одноклассница участвовала в районном конкурсе «Ученик года», и надо было ехать на финальный этап группе поддержки, нам не удалось найти транспорт для этой поездки. Можно было отказаться - транспортные трудности. Но нет, ребята дружно решили ехать рейсовым автобусом, хотя не всем просто было оплатить поездку из собственного кармана. И ведь поехали! И пусть 1-е место нам не покорилось, но класс вернулся домой довольный, с чувством выполненного долга. Что они защищали в первую очередь: честь школы или честь класса? Но ведь класс - частица школы… Они всегда любили школу. Любят ее и сейчас. Но класс они любили больше. Возможно, так и должно быть. Ведь, прежде всего, класс – их родной коллектив. Он давал то, что было необходимо в их юношеской жизни. С этим своим классом я жила общей жизнью. Не только советовала, помогала, координировала. Я вместе с ними создавала жизнь класса, выполняла часть общего дела: ходила в походы, сажала деревья, пела на сцене, «болела» до хрипоты на соревнованиях. Трудный 5-й класс остался далеко позади, а усилия того периода принесли свои плоды. Я благодарна и ребятам, и их первой учительнице, и их родителям за то, что у нас сложился замечательный класс, который радовал и успехами в учебе. В 2006 году школьные стены покинули 6 медалистов. Когда во время Выпускного бала мои девчонки и мальчишки кружились в вальсе, я смотрела на них и думала: как же быстро они повзрослели и какими красивыми стали! И как же трудно было с ними расставаться! Я с теплотой вспоминаю и первый, и второй свои выпуски. Но именно с третьим я в полной мере осознала и трудности, и радости того, что значит быть классным руководителем. Знакомиться с учениками моего четвертого выпуска уже по традиции я начала, когда они учились еще в начальной школе. Практика предыдущих лет показала: на сколько легче работать с детьми, помогать им привыкнуть к новым условиям школьной жизни в среднем звене обучения, если они хоть чуть-чуть знакомы тебе. Чтобы составить себе представление об особенностях каждого ребенка я снова много беседовала с первой учительницей, приходила в гости к ребятам и даже вела уроки истории. Но все же процесс нашего знакомства продолжался и в 5-м классе, когда мы уже вместе строили нашу школьную жизнь. Причем, не только я узнавала все больше нового о своих ребятишках. На одном из классных часов мы вели разговор об увлечениях. Мои пятиклашки притащили в класс фотографии, поделки, разные коллекции; рассказывали о рыбалке, походах, о любимых животных, о значках, марках, этикетках. Времени одного урока нам не хватило и мы долго еще после звонка обсуждали увлечения друг друга. Когда подводили итог нашего разговора, одна девочка сказала: «Я о некоторых ребятах узнала так много нового!». И мы продолжали взаимное знакомство еще не один год… Да, пожалуй, все 7 лет до их Выпускного бала. Из начальной школы ребята принесли с собой свой особый коллектив, очень доброжелательный и достаточно сплоченный. Я с удовольствием наблюдала, как рассудительно они умеют принимать решения. Днем рождения класса, например, они, не раздумывая, выбрали тот день, когда получили свою первую грамоту за командное участие в общешкольном кроссе. Тогда на беговую дорожку вышел весь класс: и вчерашние четвероклашки, и «новенькие» ученики. Объяснили свой выбор ребята просто: наградили же весь класс – значит, мы родились. И потом каждый год, в первых числах октября мы отмечали День рождения класса. Отмечали по-разному: походами в лес или в кино, чаепитием с пирогами, экскурсией или поездкой в центр развлечений. Но всегда это было весело. Ребята четвертого моего выпуска всегда очень любили играть. Даже когда они стали старшеклассниками, они на наших праздниках все время устраивали какие-нибудь конкурсы или шуточные состязания. Причем, любой новый конкурс неприменно должен был опробовать каждый ученик. Призы за победы их абсолютно не интересовали. Им интересно было испытать свои силы. Проигрыш не огорчал никого. Они продолжали познавать себя и свих друзей, и очень были увлечены этим процессом. Мои ребята действительно были очень веселыми, увлекающимися и любознательными детьми. В школе они всегда были отзывчивыми помощниками. Если надо что-то перетащить, погрузить, отремонтировать, провести праздник, выступить на утреннике у малышей, подготовить презентацию для конференции, мои - в первых рядах. Им учиться иногда было лень, а вот участвовать в разных мероприятиях они очень любили. И у них это неплохо получалось. А еще они были великолепные спортсмены. Три кандидата в мастера спорта по вольной борьбе! Их беда, как мене кажется, была в том, что им не хватало полноценного общения. Что я имею в виду?.. Будучи детьми своего времени, ученики моего четвертого выпуска много времени проводили за компьютером. Чтение книг, разговоры о проблемах и их решении, размышление о важном в жизни, об истинных ценностях – это не было на первом месте в их юношеском существовании, в общении со сверстниками. Я им часто говорила: «Ребята, мне вас искренне жаль! Вы в своем времени потеряли больше, чем приобрели!» И они понимали меня. Во всяком случае, задумывались над моими словами. А на классных часах очень часто просили: «Давайте просто поговорим». И мы говорили. Говорили обо всем: учебе, проблемах отцов и детей, особенностях отношений между юношей и девушкой, об ответственности в жизни, или просто о моде, о фильмах и о ценности шпаргалок в школьной жизни. По-моему, это и есть доказательство нехватки нормального полноценного общения. Но я уверена, что энергия, любознательность, рассудительность помогут моим ребятам заполнить этот пробел. В прошлом году мой последний четвертый выпуск попрощался со школой. И хотя мы частот видимся и обмениваемся телефонными звонками, я очень скучаю по ним, как и по всем остальным своим питомцам. Четыре выпуска… Четыре моих класса… Проведенные с каждым годы – целая жизнь. Когда они уходят из школы, на какой-то момент наступает ощущение пустоты. Потом приходят новые ребята, пустота постепенно заполняется, наступает новый этап работы... Жизнь вместе с классом продолжается. Конечно, каждый учитель, каждый классный руководитель, вспоминая своих учеников, задает себе вопрос: не напрасны ли были все мои усилия? Часто задаю себе этот вопрос и я. И после долгих размышлений отвечаю: наверное, не напрасны. Потому что большинство из моих ребят нашли свое место в жизни, состоялись как личности. Потому что родители новых ребятишек просят, чтобы я взяла их класс. А еще приятно, что из каждого моего выпуска кто-то стал учителем или воспитателем. Быть классным руководителем – значит отдавать себя работе полностью. Как можно измерить определенной ставкой или количеством часов в неделю все переживания за своих учеников, помощь в решении их проблем, бессонные ночи. 24 часа – вот продолжительность рабочего дня настоящего классного руководителя. Наградой за такой труд становится только радость от маленьких и больших побед своих детей, а еще слова родителей: «Спасибо за моего ребенка». Вот тогда понимаешь, что жизнь на этой земле ты проживаешь не зря.
Всего комментариев: 10
1
• 16:25, 28.08.2013
2
• 16:28, 28.08.2013
3
• 11:23, 04.09.2013
4
• 13:58, 08.09.2013
5
• 14:23, 08.09.2013
6
• 16:28, 09.09.2013
7
• 17:48, 09.09.2013
8
• 16:58, 10.09.2013
9
• 17:29, 19.09.2013
10
• 19:15, 22.09.2013
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены