РАЗРАБОТКИ
|
Система работы по социализации сельских учащихся и молодежи
Автор: Н.И. Шустова,
директор ГБОУ СОШ п. Масленниково м.р. Хворостянский Самарской области
Как, чем и, главное, с какой целью занять ребёнка в школе? В ГБОУ СОШ п. Масленниково Хворостянского района Самарской области этот вопрос не вызывает затруднений! Здесь вопросу социализации школьников и молодёжи уделяется особое внимание, организуются социальные практики, школьники принимают активное участие в благотворительных акциях, в разработке и реализации социальных проектов по благоустройству школы, близлежащих сёл и района. Ребята стремятся осваивать различные социальные роли, получают практический опыт общественно значимой, гражданской активной деятельности. Школа является сельским образовательным социокультурным центром восьми близлежащих сёл Хворостянского, Безенчукского и Приволжского районов Самарской области. Такое географическое положение и удалённость от районного центра стали объективными предпосылками преобразования в центр социализации учащихся и молодёжи. Коллектив школы увидел необходимость в том, чтобы взять на себя заботу о формировании здорового образа жизни населения, сохранении здоровья обучающихся, развитии информационного пространства, одарённости детей, формировании инновационной кадровой политики на селе и т.п. Для обеспечения системы социализации учащихся у школы имеются все возможности: подвоз учащихся на все виды занятий осуществляется автобусами, выполняется соответствующий здоровьесберегающий режим работы школы, включающий организацию горячего питания, работу медицинского кабинета и кабинета релаксации. Есть хорошая ма-териально-техническая база: спортивный, тренажёрный залы, стадион, технические мастерские, музыкальные инструменты, оборудование и техника для организации начальной профессиональной подготовки, развитая информационная среда школы (мобильный и 2 стационарных компьютерных класса, Интернет, локальная сеть, медиатека, телерадиостудия, технический центр). А самое главное, есть высококвалифицированный педагогический коллектив, не равнодушный к проблемам сельского образования, развития индивидуальности ребёнка, совмещающий работу в основном и дополнительном образовании. Наши педагоги не только ведут уроки по предметам, но и руководят работой детских творческих объединений в качестве педагогов дополнительного образования. Особенностью сельской школы является то, что школьный коллектив - это одна большая семья, которая проводит вместе не только отведенное на уроки время, но и практически всё оставшееся свободное. Еще одна деталь нашей системы - личный пример педагогов. В нашей школе хороший мужской состав, что оказывает благоприятное воздействие в социализации личности ребёнка и уравновешивает женское и мужское воспитание. Несмотря.на то, что состав учеников многонационален, в школе не бывает конфликтов на национальной почве. Классные руководители - помощники родителям - являются защитниками интересов детей и выполняют роль социальных педагогов, стремясь обеспечить защиту прав ребёнка, качества его обучения и воспитания. В основе системы социализации - воспитательная система школы, имеющая давние традиции. Например, традиционный праздник «По секрету - всему свету», подводящий итоги учебного года. На этот праздник приглашаются родители, благотворители, организации, которые сотрудничают со школой, представители социума и многие другие почётные гости. Это объединяет школу и местное сообщество, помогает в установлении партнёрских и сотруднических отношений. Самое главное, что буквально каждый ученик получает заслуженную награду за успешную деятельность в каком-либо направлении: будь то учёба, спорт, общественная активность, творческая деятельность, или социальное проектирование и волонтёрство. Одной из важнейших задач стратегии развития Масленниковской школы по социализации школьников и молодёжи на селе является личностное и профессиональное самоопределение ее учащихся, формирование ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации личности в современном быстроменяющемся мире. Это осуществляется посредством выявления и развития лидерских качеств через организацию ученического самоуправления, различного вида способностей через развитую систему дополнительного образования детей. Школа является центром дополнительного образования во второй половине дня, где дети обучаются эстрадному вокальному пению, театральному искусству, хореографии, игре на музыкальных инструментах, научно-техническому и декоративно-прикладному видам творчества и др. В системе социализации молодёжи и учащихся школы есть еще две особенности, влияющие на этот процесс: воспитание через воспитуемых и воспитание в мелочах. Дети Масленниковской школы - полноправные её хозяева. Школьное ученическое самоуправление даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою необходимость в общем деле, внося посильный вклад в решение именно тех проблем, которые можно решить самим школьникам. Они смело берут на себя ответственность и управляют своей школьной жизнью, активно вводя соревнование по классам в различных видах деятельности. Самообслуживание закрепленных за каждым классом территорий, дежурство, работа «Зелёного патруля» по озеленению школы и её территории воспитывает у учеников бережное отношение ко всему, что создано и сохраняется их руками. Школьная телерадиостудия «Перемена» освещает все стороны школьной жизни и близлежащего социума. На районном телевидении выделено эфирное время для трансляции наших передач для близлежащих сёл. Ученический пресс-центр выпускает газету «Перемена» и готовит информацию для школьного сайта, развивается научное общество учащихся «Перспектива». Трудовая социализация учащихся и молодёжи опирается на традиции, которые бережно сохраняются в этой школе. Первая в области производственная бригада была создана именно здесь по инициативе бывшего директора, Народного учителя СССР Николая Семеновича Борисова, чьё имя носит школа. И сегодня школьный коллектив старательно поддерживает эту традицию. Так, учащиеся выращивают экологически чистые овощные культуры, которые дополняют меню школьной столовой в течение всего года. Родители рады - дети получают качественное питание и навыки приусадебного хозяйства, что так необходимо в сельской местности, где каждая семья имеет огород, палисадник, земельный участок. Продолжая традиции политехнического образования, педагогический коллектив создал программу, ставшую победителем регионального смотра экспериментальных программ «Школа - центр Карьеры личностного и профессионального самоопределения сельских учащихся и молодёжи» которая одобрена Министерством образования и науки Самарской области и включена в работу экспериментальных площадок. Анализ требований к качеству школьного образования показал, что родители ожидают от школы содействия их детям в различных формах социализации на селе. К тому же сельскому хозяйству требуются квалифицированные кадры. Поэтому школа считает главным научить своих выпускников адаптироваться к современным условиям жизни, как в городе, так и на селе, быть мобильными, активными и востребованными. Она способствует осознанию учащимися принадлежности к судьбе малой родины, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь на селе, достойную человека. Мы считаем, что необходимо дать старшеклассникам возможность получить основы профессии в период обучения в старшей школе, чтобы к моменту окончания школы у выпускников уже была в основе соответствующая специальность. К тому же родителям очень важно, что их дети не покидают родные сёла и обучаются параллельно с основной программой. Необходимо отметить, что на нашей базе можно также осуществлять переподготовку кадров, что также актуально в период безработицы на селе. Являясь многоуровневым, многофункциональным учебным заведением и гибко реагируя на конъюнктуру рынка труда, школа призвана стать территориальным учебно-производственным комплексом, центром социально-экономического и культурного развития близлежащих сёл. В настоящее время социальный заказ учащихся, родителей и сельской молодёжи связан с необходимостью получения профессии водителя автотранспорта и уже ведётся соответствующее обучение. В дальнейшем учащиеся по желанию могут освоить основы дизайна и ремонта жилых помещений современными средствами, специальность оператора фрегатов, пчеловода и многие другие. Даже продолжив своё образование в высших и средне-специальных учебных заведениях, наши ученики смогут использовать полученные профессиональные навыки для финансовой поддержки, так необходимой студентам и учащимся. Социализация школьников вне уроков происходит в предпрофильной и профильной подготовке учеников с выходом на профессиональное самоопределение через широкий выбор предлагаемых факультативов, спецкурсов, курсов предпрофильной подготовки. Гражданско-патриотическое самоопределение реализуется на базе школьного учебно-музейного центра: уроки с внедрением музейной педагогики, экскурсии, активное соци-альное взаимодействие в рамках партнёрской программы «Содружество». Реализуется программа «Здоровое поколение.ru», созданная авторским школьным коллективом: работают спортивные секции, ученическая медицинской служба, введены часы здоровья на свежем воздухе, применяется ароматерапия, музыкотерапия и т.п. Результативность системной работы по социализации учащихся и молодёжи подтверждается победами в конкурсах различного уровня: от международного до муниципального. Коллектив школы не собирается останавливаться на достигнутом. Новые задачи ставит школа для своего развития. И основой этой работы всегда была и будет система социализа-ции, объединяющая содружество учеников, учителей, родителей и сообщества. Это, наверное, и есть ключ к успеху!
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены