РАЗРАБОТКИ
|
Интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования в контексте этического воспитания младших школьниковИнтеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования в контексте этического воспитания младших школьников Образование в начальной школе невозможно без обращения к ценностям и смыслам, которые, на наш взгляд, являются его ядром и основным компонентом. Эта мысль базируется на следующем логическом рассуждении. Ценностные представления о должном относительно своего «Я», нормах отношений с окружающим миром и людьми определяют приоритеты человека, которые, в свою очередь, формируют его смысложизненную стратегию, проявляющуюся в конкретных поступках. Необходимо подчеркнуть, что основа любого поступка – ценностно – смысловое решение, которое обладает «внутренними» функциями: самооценки, самоопределения, самопознания, саморегуляции. С их помощью человек выступает как субъект требований к самому себе, устанавливает, определяет и регулирует свою нравственную позицию, отношение к людям, культуре, образованию. Таким образом, ответ на вопрос «Как жить?» напрямую зависит от ответа на вопрос «Что ценить?» В связи с этим можно привести слова Н. Новикова: «Человек не может быть счастливым, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть; корыстолюбие заставляет его домогаться чужого, а честолюбие и ненависть лишают душевного покоя». Значит, для того, чтобы сделать наших детей счастливыми, необходимо научить их тем нравственным основам, которые помогут им выстоять в современном обществе, научат строить гармоничные отношения с окружающими. Осознавая значимость и необходимость обращения в образовательном процессе к ценностно – смысловой сфере личности, на практике мы столкнулись с проблемой- «долгожителем»: недооценкой педагогами необходимости осуществления интеграции урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования в организации непрерывного этического воспитания младших школьников.
Для решения вышеназванной проблемы в нашей гимназии в рамках реализации модуля «Основы светской этики» был разработан учебно – методический комплекс «Этическая азбука. Тропинки к сердцу» для младших школьников, в основу которого положены концептуальные идеи этического воспитания А.И. Шемшуриной. Целью данного комплекса является создание условий для включения ученика в процесс осознания и переживания вечных истин как субъектно – значимых, устойчивых жизненных ориентиров. Особенностью комплекса является то, в нем органично сплетается урочная и внеурочная деятельность. Обсуждение нравственной проблемы не ограничивается только этическими занятиями, а в результате деятельностного подхода осуществляется «проживание» учащимися конкретных жизненных ситуаций через этический диалог, написание авторской сказки, выполнение заданий по изобразительному искусству, и, наконец, создание и презентация коллективного творческого продукта – мультфильма. Учебно – методический комплекс состоит из двух программ: программы внеурочной деятельности этической направленности «Тропинки к сердцу» и программы дополнительного образования художественной направленности «Прекрасное порождает доброе». В программе внеурочной деятельности «Тропинки к сердцу» выделено 15 тем, каждая из которых посвящена формированию и развитию определенного качества человека, влияющего на этику взаимоотношений с окружающими.
Каждое занятие начинается со сказки на определенную тему. Это своего рода завязка, толчок к рассуждению. Особенностью всех сказок является то, что их содержание всегда содержит нравственную дилемму, решить которую помогает этический диалог. Свет в классе приглушается, учитель зажигает свечу, звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь». - Однажды, много лет назад, на землю опустилась Сказка, Только что вылупившийся птенец не хотел выходить из дома. Все другие новорожденные утята выходили плескаться в реке, но этот утенок уродливый и темный, не отходил от матери. В конце концов, терпение у матери закончилось, и она заставила его присоединиться к остальным утятам. Но они сказали ему: «Ты не похож на нас, ты некрасивый. Уходи, пока цел, не мешай нам играть». Никто не хотел с ним водиться, никто не пытался его защитить. Бедный утенок не знал, что делать и куда спрятаться. Он ужасно стеснялся, потом, что был не такой, как все. Каждый новый день был хуже предыдущего. Братья и сестры говорили ему: «Хоть бы ты куда-нибудь делся». - Объясните причины того, что никто не любил утенка. Случалось ли вам попадать в похожую историю? Что вы испытывали при этом? В грусти и тоске уплыл утенок о родных мест, решив, что никто и никогда не будет дружить с таким уродом, как он. Однажды, он проплывал мимо дома, где жили женщина, кот и курица. Они-то и утешили бедного утенка, и он остался жить с ними. - Какие качества помогли женщине, коту и курице принять и утешить утенка? - Как вы думаете, какими словами нужно закончить сказку? Чему научился утенок? Что помогло ему сформировать в себе эти качества? Толерантность – способность принимать мир и живущих в нем людей такими, какие они есть, со всеми их особенностями, различиями, умение понимать и уважать их непохожесть. - Проявлять эти качества очень трудно. Умение принимать людей такими, какие они есть, уважать их не за внешние данные, а за внутреннюю красоту дано не каждому. Но этому нужно учиться. Каждый привносит в этот мир что-то свое, и от этого он становится только лучше! Логическим продолжением занятий по этике являются занятия в изостудии по программе «Прекрасное порождает доброе», на которых дети продолжают постигать нравственные истины, но уже другими, изобразительными, средствами. Содержание программы построено таким образом, что ребенок шагает по определенной лестнице чувственного развития, шаг за шагом, рассматривая реальный мир, окружающий его, мир самого человека. Ценностный ряд программы: красота природы, животных, птиц, окружающего пространства, внешняя и внутренняя красота человека. Сказке отводится одна из ведущих ролей. После ее прочтения педагог выводит обучающихся на этический диалог по нравственной проблеме, обозначенной в литературном произведении. Затем нравственные понятия, ценности, установки закрепляются через творческие задания по изобразительному искусству. Приведем пример фрагмента занятия в изостудии на тему: «Толерантность» Дети слушают сказку М. Скребцовой «Улыбка Бога». Следующим шагом в работе является создание собственной сказки на заданную тему, ведь создание нового – неотъемлемая часть детской жизни. Лучшие произведения обсуждаются, редактируются, а затем ложатся в основу сценария для создания мультфильма. Над его созданием трудятся все: кто-то рисует героев фильма, кто-то – занимается озвучиванием, кто-то обеспечивает техническую реализацию проекта. И вот наступает торжественный момент – презентация результатов собственного труда. В течение года нами создано 4 мультфильма по темам: «Толерантность» - «Кто самый главный», «Радушие» - «Веселая прогулка», «Отзывчивость» - «Как зебра потеряла полоски», «Порядочность» - «Какая птица главная». Таким образом, интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования позволяет младшим школьникам несколько раз возвращаться к решению одной и той же нравственной проблемы, «проживать», пропускать через себя поступки героев, приобретать социально – нравственный опыт поведения в определенной жизненной ситуации.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены