РАЗРАБОТКИ
|
Развитие, деятельность, творчествоРазвитие, деятельность, творчество учитель высшей квалификационной категории учитель физики Козаченко Елена Олеговна Основная цель обучения – развитие учащегося. Под развитием ребенка в широком смысле слова понимают психические и физические изменения в его организме, переход в любых его свойствах от простого к сложному, от низших форм к более высоким. Если эту проблему рассматривать с точки зрения взаимоотношения обучения и развития, под развитием обычно понимают умственное развитие. Суть проблемы заключается в том, в какой мере умственное развитие ребенка зависит от обучения, а в какой степени от естественного развития его организма, от его созревания. Проблема соотношения обучения и развития и есть важнейшая методологическая проблема дидактики. Л.С.Выготский исходил из положения, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребенка обучают. Школьное обучение должно опираться не столько на существующие интеллектуальные свойства ребенка, сколько на те, которые еще отсутствуют, но для возникновения, которых уже имеются предпосылки. [5] Думающий учитель всегда опирается на взаимосвязанные дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, изучение программного материала быстрым темпом, ведущую роль теоретических знаний, осознание школьниками процесса учения, целенаправленную и систематическую работу над развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых. Содержание этих принципов раскрыто в трудах Л.В. Занкова. Но дидактические принципы являются только частью системы. Нельзя забывать и о других составляющих: целях, задачах обучения, содержании образования, типических свойствах методической системы, значения успеваемости обучения и развития школьников. Задачей обучения - предоставление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы и искусства. Важнейшими чертами современного обучения является ориентация на активное освоение учеником способов познавательной деятельности, личностную значимость образования, а также ориентация обучения на личность ученика, обеспечение возможности его самораскрытия, самореализации. Синтезируя программу и идеи развивающего обучения, в своей педагогической деятельности основной упор при раннем обучении физике я стараюсь делать на положительный эмоциональный эффект самостоятельного открытия новых сторон окружающего мира. Опыт работы показывает, что у детей сохраняется более высокий уровень интереса к изучению физики, чем при традиционной программе. Ученики готовы к более глубокому изучению базового курса, хорошо восстанавливая знания и умения, полученные ранее. В результате стандарт физического образования выполняется на более высоком уровне. Наша задача, задача учителей закладывает основные знания и навыки, учит мыслить и претворять свои идеи и идеи, учащихся в реальность. Мы, учителя, должны прививать интерес к предмету, это относиться не только к изучению физики, но и остальных предметов. Любой метод обучения предполагает цель его применения, деятельность по его осуществлению, средства для выполнения деятельности, которые могут быть предметными или интеллектуальными, знания об объекте деятельности, непременное достижение поставленной цели. Для достижения возникшей у ученика цели он осуществляет деятельность с помощью свойственных ему средств (предметных или интеллектуальных) над предъявленным ему содержанием. В ходе этой деятельности ученик усваивает изучаемое содержание и тем самым изменяется как личность – у него больше знаний в той же области, более совершённые навыки и умения, новые знания и новые умения, более глубокий интерес к учению, сдвиг в способности и т.д. [2] Творческое развитие личности – это гуманизация её духовного мира на базе взаимосвязанного развития духовных потребностей и способностей. Воспитание творческой личности как цель образования вытекает из самой природы детства, отрочества и юности. Рождается новая психология ребенка, которая характеризуется следующими чертами: интенсивным развитием аналитического мышления; высочайшей эмоциональной восприимчивостью к добру и злу; критической оценочной деятельностью ко всем явлениям окружающего мира; саморегуляцией поведения, которое заменяет внешнее регулирование поведение взрослыми; высокой адаптивностью к изменениям внешнего мира на основе творческого многовариативного поведения и творческой деятельности» способностью самостоятельно разрешать внутренние конфликты между жизненными планами и своими силами по их реализации. Прежде чем развивать творческие способности учащихся учитель сам обязан и должен быть готов к этому. На сегодняшний день существует очень много педагогических методик, которыми учитель может пользоваться, однако следует отметить что педагог не может пользоваться методами Шаталова, Ильина, Лысенковой как готовой моделью, так как чужой опыт нельзя трансформировать в целом, можно лишь на базе его создать свой , индивидуальный, т.е постоянное состояние педагога – это творческий поиск, поиск своих , личных форм , методов, способов обучения и воспитание с учетом всех ценностей, созданных педагогической наукой. Учителями не рождаются. И даже такие качества, как любовь к детям и к учительскому труду, можно воспитывать, за исключением, разумеется, тех случаев, когда молодого человека привлекает другая профессия. Вспомним мудрые слова А.С. Макаренко: «Мастерство воспитателя не является каким – либо особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить» [1]. Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний. Сущность познавательного интереса заключается в стремлении школьника проникнуть в познавательную область более глубоко и основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса. [6]. Учет запросов и потребностей школьников, большее разнообразие форм и средств работы позволяют учителю видеть, изучать и направлять познавательные интересы учащихся благодаря возможности проводить дифференцированную и индивидуализированную работу с ними. Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует формированию познавательных интересов учащихся, позволяет активизировать весь учебный процесс, придавая ему творческий характер, теснее связывая с жизненной практикой, пробуждая у учащихся потребность пополнять свои знания путем самообразования. История развития внеурочной работы по физике и технике, изменения её содержания и форм свидетельствуют о том, что этот вид школьной и внешкольной деятельности всегда отражал основные тенденции развития общества, уровень развития науки, и техники и производства. Он был направлен на выполнение актуальных задач образования и воспитания подрастающего поколения. [4]. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. В данный момент мы работаем с учащимися над темой «Развитие космоса». Целью является выявление и поддержка творческих учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников. Каждый из них работает над темой, которая им нравиться. В каждой работе используется современные информационные технологии. Основной аспект направлен на развитие и познания космоса, воспитание патриотического отношения к развитию российского космоса, ракетостроению. Приведу примеры работ учащихся 6 «А» класса, победители открытых городских научно-технических чтений, посвященных Всемирному Дню Авиации и космонавтики: работа Рогова Романа «Проблемы космических межпланетных путешествий и освоения космоса», Козаченко Татьяна «История развития русского космоса».Данные учащиеся являются победителями II Всероссийского конкурса «Байконур – Земля – Вселенная».За что были награждены поездкой в город Байконур для награждения; работа Погорелова Ильи «Ступени освоения космоса Российской космонавтикой», участник II Всероссийского конкурса «Байконур – Земля-Вселенная», лауреат четвертой международной конференции, проходившей в 2007 году в городе Калуге, выпущен двух томник, носящий название «Мы дети космоса», куда входит статья Погорелова Ильи (руководитель Козаченко Е.О.) В данной статье я хотела бы рассказать об одной из работ Погорелова Ильи «Ступени освоения космоса Российской космонавтикой». События представлены в пирамиде в хронологическом порядке снизу вверх. Исключение составляет верхняя ступень, посвященная основанию космодрома «Байконур». Это стартовая ступень запусков отечественных космических аппаратов.
Ответы
Поехали! Вопрос
Анализ работы привожу в виде таблицы. Только в деятельности закрепляются знания и развиваются творческие способности. Поэтому чем больше учителю удается организовать актов творчества, тем эффективнее будет учебный процесс, тем выше познавательная активность учащихся, тем качественнее приобретаемые ими знания. Литература
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены