РАЗРАБОТКИ
|
Коррекция агрессивного поведенияТема: «Коррекция агрессивного поведения детей» Воспитание детей требует самого Будем различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия – общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность – намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. Само агрессивное действие – это поведение ребенка, которое направлено на причинение вреда другим людям. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т.п. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинении вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и так далее. Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от лёгких, непреднамеренных и случайных до тяжёлых и умышленных. Агрессия – это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда другим. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах, неумышленные удары на спортплощадках, зато оно определенно подходит для рукоприкладства, прямых оскорблений, в том числе, и «невинных» - дёрганий девочек за косички, ущемляющих достоинство «дразнилок» и «прозывалок». Школьной агрессией назовем всякое умышленное действие учителей и подростков, причинившее душевную или физическую травму другим. Агрессивностью в той или иной степени страдают все люди. Умеренная агрессивность – качество скорее положительное, чем отрицательное. Что было бы, если бы все люди вдруг оказались « безумными», вялыми, пассивными и плаксивыми, неспособными отстаивать свои права, не умеющие с кулаками встать за правое дело? Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы. Путь развития агрессивных наклонностей и агрессивного поведения достаточно хорошо изучен - от мелких незаметных пакостей к большим и жестоким действиям. Неотреагированный маленький поступок упрощает попытку совершения крупных нарушений. Агрессивность, развивающаяся в начале как легкие словесные обиды, перерастает в дальнейшем в тяжелые физические оскорбления. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с агрессивным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Вторая считает агрессию естественной реакцией организма на состояние невозможности достижения цели, исполнения желаний. Но агрессивность в мире нарастает как снежный ком. Удивительно, что люди, видя и понимая, что из порочного круга нет выхода, кроме примирения, ничего не делают, чтобы изменить страшную зависимость. В результате зло накапливается, усиливается, уничтожает людей. Дети втягиваются в этот круговорот с пеленок, перенимают манеру агрессивного поведения еще до того, как учатся соображать. Ежедневная жизнь постоянно демонстрирует модели агрессивного поведения в семье, окружающей действительности, средствах массовой информации. Стоит ли удивляться, что наши дети агрессивны: они ведь только воспроизводят то, что видят вокруг себя. В развитии детской агрессивности проявляется тот же закон, что и в развитии всех других форм отклоняющегося поведения: от внешнего к внутреннему, а затем от внутреннего к внешнему. Сначала изменения во внешней поведении приводит к внутренним переменам, и закрепляют их, а потом уже внутренние установки начинают определять поведение. Связь эта может формироваться в обратном порядке, если ребёнок уже имеет ген зерна агрессивности. Что влияет на детскую агрессивность? Ее провоцирует несколько факторов:
Расшифровка генома человека подтвердила, что все свойства родившегося ребенка зашифрованы в генном коде, в том числе и склонность его родителей к агрессивному поведению. Конечно, это не означает, что ребенок автоматически становится агрессивным, но предпосылки отклоняющегося поведения он имеет в своей наследственности. Кроме биологической существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой молодой человек активно осваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает. Среди агрессивных случаев на первом месте боль. Атакующее поведение в ответ на боль является типичным для всех животных. Жара также является сильным источником агрессивного поведения. Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха, его высокая температура также провоцируют агрессивное поведение. Теснота, скученность усиливает агрессивное поведение. Поэтому так часто и легко вспышки гнева, брани и оскорблений в переполненном транспорте, местах массового скопления людей. Провоцирует агрессивное поведение и массовая культура. Все исследования подтверждают: нет большего зла в современном мире, чем телевидение и пресса, возбуждающие низменные инстинкты людей. Установлено, что наблюдение детьми насилия по телевизору:
На агрессивное поведение наших детей значительное влияние оказывают их игры с оружием. Получая игрушечный пистолет или нож, ребенок получает и установку по их применению. Известно, что агрессивное возбуждение и поведение нарастает в группах. Группы – сильнодействующие возбудители. То, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он может сделать и, скорее всего, сделает. Групповое давление относится не только к наиболее сильным, но и наиболее значимым. Причины и виды агрессивности:
Раздел 3. Сегодня остро стоит проблема борьбы с повышением агрессивности в обществе. Напряженность, условия жизни отражаются и на школьных отношениях. Агрессивностью заражены многие учителя. От педагога, сосредоточенного на ежедневных бытовых проблемах, постоянно пребывающего в состоянии повышенного стресса, тревожного, закомплексованного, нельзя ожидать заботы об учениках, внимательного, гуманного отношения к ним. Исследования постоянно подтверждают, что агрессивность педагогов, конфликтность в школе растут. Среди причин повышенной агрессивности и конфликтности педагогов в первую очередь следует выделить: повышение количества отклонений в нравственном и эмоциональном здоровье детей, что не может не отражаться на здоровье учителей, их отношениях с учениками, увеличением числа детей с задержкой развития, низким уровнем интеллектуальных способностей, слабой памятью. Эти дети требуют повышенного внимания, индивидуального подхода, что тоже отражается на эмоциональном состоянии учителя, резкое снижение уровня жизни, низкая заработная плата, неадекватная объему и трудности педагогического труда, субъективные причины повышения агрессивности учителей есть их индивидуальные особенности, склонность к конфликту, врожденная агрессивность, психологический климат в семье и коллективе, комплексы, индивидуальный стиль поведения, уровень общей культуры и многое другое. Большую озабоченность исследователей вызывает повышенная тревожность и агрессивность педагогов, отражающаяся не только на взаимоотношениях с учениками, но и на общем климате школьной жизни. А от микроклимата учебного заведения, «духа школы», как известно, зависит очень многое и прежде всего то, как сложатся у ребенка отношения со школой, учителями. Проблема агрессивности чрезвычайно острая и решается она, комплексом продуманных мероприятий, начиная с возрождения престижности воспитания, роли учителя в обществе и кончая повышением требований к кандидатам на учительские должности, обследованием их нравственных, психических и физических качеств. Видя агрессивные намерения ученика, его готовность перейти к действию или само начало акта жестокости или насилия, учитель будет:
Признаки агрессивности:
Для изучения особенно трудных случаев, общей эмоциональной запущенности, психических отклонений могут быть назначены консультации с врачами, педагогические консилиумы, психиатрические экспертизы. Во всех случаях диагностирование проводится так, чтобы дети не могли догадаться, о чем именно хочет узнать учитель. В.А. Сухомлинский напоминал педагогам, что нельзя обнажать недостатки ребенка, надеясь, что он сам сможет критически оценить свое поведение и изменить его. Работа по ослаблению агрессивного поведения, изменению агрессивных состояний и ориентации для учителя трудная и кропотливая. Итак, вы накопили достаточно представлений об уровне агрессивности своих учеников, ранжировали их по силе проявления этого качества и выделили группы детей:
Детей не агрессивных или со слабо выраженной агрессивностью отличают конформизм, неумение постоять за себя, повлиять на других. Некоторые считают, что недостатком и предлагают коррекцию для таких детей, как воспитание «бойцовских» качеств, без которых прожить трудно. Многие родители открыто призывают своих детей быть более жесткими, когда их обижают. Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, распоясанность, несдержанность. Общаясь с таким ребенком нужно быть, подчеркнуто мягким, сдержанным, терпеливым, всем своим видом показать, что прекрасно понимает внутреннее состояние маленького драчуна: ведь, терроризируя других, он нередко страдает сам от собственной упрямости, несдержанности. Учитель должен почувствовать внутренние переживания ребенка, показать ему, что будет трудно справиться собственными силами, что педагоги, родители, друзья – его союзники. Ребенок должен почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, что нужно избавится от плохих поступков. В этом ему правила, которые предлагает учитель, а именно:
Раздел 6. Для того чтобы помочь учащимся, которые имеют склонность к агрессивности, можно использовать следующие рекомендации:
Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей и учителей. Раздел 7. Во время беседы учитель предлагает детям вспомнить случаи, когда они были оскорблены, напуганы и унижены. Выяснит, что тогда случилось, почему это произошло, и подумает вместе с детьми, что нужно было сделать, чтобы избежать подобных происшествий. Он выделит и разовьет мысль о том, что понять переживания и поступки других людей не позволяет нам гордыня, душевная черствость, безразличие, желание отомстить, причиненная боль, чувство гнева, оскорбления, желание всегда и во всем быть правым, ревность, зависть. Всегда нужно стремиться понять, почему так поступает другой человек, и лишь потом начинать действовать. В них воспроизводятся реальные ситуации, которые были уже пережиты детьми, или ситуации, которые предположительно могут возникнуть в будущем. Главная цель – научит детей правильно вести себя. Наиболее ценными будут те варианты решений, когда ребенок сам находит правильный выход из ситуации, совершает обдуманный выбор. Разыгрывание ситуаций: если учитель видит, что кому – то необходима помощь, он предлагает детям проявить чуткость: написать открытку, посетить этого ребенка, позвонить ему по телефону и сказать приятные слова или просто сделать что-нибудь приятное. Когда детей этому учат, они растут отзывчивыми, внимательными, знают, как поступать, как выразить свои чувства или внимание. Особенно значимы эти проявления, когда они идут от самих детей. К сожалению, очень редко учат детей чуткому, внимательному, доброму отношению к другому, потому они растут агрессивными, невоспитанными. Чтобы действовать правильно, нужно не только хотеть, но и знать, что, как и когда нужно делать. Особенно важно научить детей преодолевать сопротивление другого. Агрессивность некоторых ребят учитель должен ослаблять, поручая им заботиться о домашних животных. Хорошо, если ребенок расскажет в классе, как он ухаживает за своим любимцем, почему нельзя плохо относиться к животным. Важно чтобы он сам себя услышал. 4. Упражнения. в коррекции агрессивного поведения они могут приобретать различные формы – действовать по образцу, выполнения правил, изобразительной и физической деятельности. Трудные упражнения вначале должны быть посильными. Цели: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения. Процедура: ведущий доводит до сведения участников следующую информацию: «в каждом человеке от природы заложена агрессивность. Однако люди используют её по разному. Одни, чтобы созидать, и тогда агрессию, напор можно назвать конструктивной энергией. Другие, чтобы уничтожать или разрушать, и тогда агрессия деструктивна. Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости. Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба. Поэтому, чтобы понимать, что с нами происходит, очень важно распознать свои агрессивные импульсы и направлять их в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим». Далее участникам предлагается проанализировать свое поведение и ответить на следующие вопросы:
Упражнение 2. Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности. Сначала ведущий рассказывает притчу: «Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по новому, не нанося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камнями, таскать её за хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал: Цель: коррекция отрицательных эмоций, отработка умений воздействовать друг на друга. учитель будет использовать только те средства влияния на детей, которые не вызывают их внутреннего сопротивления. Начиная антиагрессивную коррекцию учитель, должен помнить: у агрессии два конечных результата - либо она вознаграждается и тогда получает свое дальнейшее развитие, либо не приносит успеха, подавляется и тогда формируется неагрессивный стиль поведения. Поставив ученика в такие условия, где нежелательное поведение не приветствуется, а нормальное поощряется, учитель может достигнуть быстрых и радикальных улучшений. Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно агрессивны. Что будет делать с таким учеником учитель? Если связь «подзатыльник- действие» уже сформировалась и стала прочной, другого выхода нет. Но нужно помнить, что сила «взрыва» должна быть адекватной прочности связи. Педагог, владеющий методикой замещения агрессивных переживаний, обучит ей детей. Это эмоциональная разрядка посредством внешнего выражения эмоций и заместительных действий. Учите детей, когда они в ярости, давать выход гневу на неодушевленные предметы: пусть они бьют палкой по забору, колотят чучела, бросают камни в злых великанов. Если ребенка распирает от ярости, мы должны открыть клапан. Во всех наблюдениях дети становились менее агрессивными, когда их агрессивное поведение игнорировалось, а неагрессивное - поощрялось. Учитель, упреждая детскую агрессивность, покажет детям, как нужно снимать накапливающуюся злость.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены