РАЗРАБОТКИ
|
Учитель - герой нашего времени?Ксения Николаевна Медведева Аннотация Каким надо быть учителю, в разное время регламентировалось разным мировоззрением, историческими событиями, задачами педагогики. Образ современного педагога — тема, которую обсуждают на государфственном уровне, поднимают в художественной литературе, в произведениях искусства, обсуждают на научных конференциях. Автор статьи ставит своей целфью обозначить те компетенции, которые должны быть присущи современному учителю. В ходе рассмотрения данного вопроса применялись такие методы исследования как наблюдение, систематизация, описание, сравнение. В результате исследования автор статьи приходит к выводу о том, что современный педагог обязан исполнять свой гражданский и профессиональный долг, не забывая об исторической миссии — воспитать нового гражданина, который будет жить после исторических преобразований, после ухода нескольких поколений учителей, родных и близких, после смены социально-исторического, культурного фона. Выводы, полученные в ходе исследования, являются следующими. Современный учитель органически сочетает в себе любовь к делу и к детям, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у них. Он должен как выявлять лучшие качества, которые есть в душе каждого ребенка, так и прививать положительные качества детям, ценить своеобразие каждого ребенка, чтобы, окончив школу, они стремились совершенствоваться и осознавали свое место в обществе, свое предназначение. Российский учитель всегда стремился уважать личность ребенка, укреплять его волю, открывать ему путь к познанию мира, воспитывать в нем способность принимать самостоятельные решения, прививать ребенку способность к творчеству, вырабатывать умение работать в коллективе. Ключевые слова: образ современного педагога, задачи педагогики, компетенции, воспитание гражданина. В каждую эпоху у общества складывалось свое представление о том, каким должен быть учитель. Автор данной статьи делает попытку обозначить основные черты образа современного учителя, который является не схемой, не идеализированным персонажем (игры, художественного произведения, приключенческого фильма и т.д.), не типизированной личностью со множеством недостатков и стандартным, часто минимальным набором профессиональных качеств (таким учитель предстает на форумах и в соцсетях, где педагогическую деятельность обсуждают непрофессионалы). Автор статьи обращает внимание на то, что современный педагог — это не личность с определенными, указанными в исследованиях, качествами. Это, прежде всего, личность развивающаяся, развивающая других, чувствующая изменения в мировоззрении общества, понимающая исторические реалии, во многом способная предвидеть развитие истории родного народа, интересующаяся взглядами на будущее Родины лучших её представителей во всех сферах жизнедеятельности. Современный педагог понимает, что важно не только самому быть высококвалифицированным специалистом — важно передать опыт следующим поколениям педагогов. Ведь чтобы выработать в себе хотя бы одну компетенцию из тех, которые перечисляются в исследованиях, необходимы годы практики, регулярной работы над собой. Поднять проблему формирования плеяды учителей, которые бы создавали семейные династии педагогов, школьные династии специалистов с преемственностью, которую бы называли легендарной традицией — вот небольшой вклад в круг современных научных проблем, на который автор статьи надеется. В ходе рассмотрения данного вопроса применялись такие методы исследования как наблюдение, систематизация, описание, сравнение. В настоящее время в профессионально ориентированной литературе отмечено более пятидесяти личностных качеств учителя, которые должны составить образ современного педагога. Помимо личностных качеств перечислены профессиональные качества учителя. Среди них особо выделяют:
От современного педагога ждут проявление индивидуальности, неординарности, реализации в полной мере творческого потенциала. Связано это не только с реформированием образования, но и с изменением общественных взглядов на личность педагога в целом (4). Попробуем определить компетенции, которые должны быть присущи современному учителю. Быстро меняющаяся геополитическая ситуация в мире, которая влечет за собой изменения во всех сферах жизнедеятельности, влияет на требования, которые предъявляет общество к индивиду. Это отражается на том, каким видят современного учителя:
На сегодняшний день обучение во многих школах нашего региона дистанционное. Это влияет на характер образовательного процесса и на специфику общения учителей и обучающихся в образовательном пространстве. Возрастает роль дисциплины и организованности в учебном процессе, обеспечении должной мотивации к обучению со стороны педагога. «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям», — говорил В. А. Сухомлинский (5). Учителю важно создать соответствующий микроклимат в классе при проведении онлайн-уроков. Это особенно актуально при дистанционном обучении в 1-х и 5-х классах. Важно сформировать у детей чувство уверенности в том, что учитель всегда откликнется, поддержит вовремя сказанным добрым словом, советом. Наставления со стороны учителя не должны быть категорическими. Современный учитель и в дистанционном формате воспитывает в детях доброжелательное отношение друг к другу, стремление к творчеству, силу духа. Педагогу необходимо способствовать осознанию обучающимися значения школы в их жизни и жизни общества в целом, роли знаний, ценности каждого жизненного мгновения, неповторимости личности на Земле. Современный педагог обязан исполнять свой гражданский и профессиональный долг, не забывая об исторической миссии — воспитать нового гражданина, который будет жить после исторических преобразований, после ухода нескольких поколений учителей, родных и близких, после смены социально-исторического, культурного фона. Учителя были героями всегда, ведь им приходилось решать современные педагогические задачи и прогнозировать результат образования на несколько поколений вперед. И сегодня историческая преемственность актуальна. Сегодня педагог стремится воспитать такого обучающегося, который способен быть участником поликультурного диалога не только современности, но и в историческом развитии, обучающегося, понимающего связь и одновременную равнозначность временных пластов такого диалога. Однако иногда современные юные граждане в погоне за модными веяниями, эталонами перестают интересоваться историей, культурой родного народа, теряя со временем веру в себя, теряя себя как личность. И здесь современному педагогу необходимо вовремя решить следующие задачи:
«Культура оказывается той формой исторического бытия, которая не исчезает одновременно с исчезновением цивилизации, а продолжает воплощать в себе смысловой универсум опыта общения, культурных контактов» (6), в том числе педагогов и их воспитанников в разные исторические времена. Профессионализм современного учителя играет важную роль в образовательном процессе. Помимо знаний по предмету, который преподаешь, методики преподавания данного предмета, знаний по психологии, любви к своей профессии педагог должен уметь научить детей самостоятельно находить необходимую информацию, приходить к научным открытиям, творить. Кроме того, «педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень» (7). Современный учитель органически сочетает в себе любовь к делу и к детям, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у них. Он должен как выявлять лучшие качества, которые есть в душе каждого ребенка, так и прививать полезные, положительные качества детям, ценить своеобразие каждого ребенка, чтобы, окончив школу, они стремились совершенствоваться и осознавали свое место в обществе, свое предназначение. Российский учитель всегда стремился уважать личность ребенка, укреплять его волю, открывать ему путь к познанию мира (8). Если быть учителем, то только таким: развивающим и развивающимся, создающим и созидающим, организованным и организующим, убеждённым и убеждающим. В наше время учитель должен быть совершенным. Л. Толстой говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель» (9). Вот неполный перечень качеств, присущих современному учителю. Конечно, какие-то качества будут появляться в этом перечне со временем, какие-то компетенции, возможно, станут неактуальными. Не стоит забывать также о социальном окружении педагога. Если общество не настроено на развитие себя самого, всех сфер жизнедеятельности страны, даже самые выдающиеся педагоги не воспитают поколения достойных граждан. Литература.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Как летом развивать речь ребёнка Консультация для родителей «Эффективный родитель. Ненасильственные методы воспитания детей» 5 способов испортить ребенку жизнь. Основные ошибки в воспитании детей Адаптация в детском саду. Советы родителям. Создание комфортных условий для приготовления домашних заданий |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены