РАЗРАБОТКИ
|
Формирование благоприятной психологической атмосферы на уроках иностранного языкаБлагоприятная психологическая атмосфера на уроках иностранного языка является важной составляющей успешного овладения учащимися предметом, а также является одним из условий удовлетворенности учеников процессом обучения в целом. Но стоит понимать, что благоприятная психологическая атмосфера является фактором, который требует от педагога постоянной работы. Так, главным критерием психологического пространства становится безопасная среда, то есть атмосфера психологического комфорта учащихся и педагога, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, именно в этой атмосфере исчезают барьеры, при этом снимаются психологические защиты, а энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество. Для активизации и стимуляции учащихся в процессе обучения иностранному языку существуют особые приемы создания благоприятной психологической атмосферы на уроке, мотивирующая функция которых состоит в том, чтобы с их помощью обеспечить стимулирование речевой деятельности учащихся и их учебной деятельности в целом, что также помогает учащимся раскрепоститься и вместе с учителем «творить» урок. Многие видные ученые, такие, как Б.М. Бим - Бад, Г. К. Гальскова, Л.В. Кузнецова, Е.И. Пассов и другие обращали свое внимание на важную проблему: создание благоприятного психологического климата на уроке. Cложившимся в коллективе взаимоотношениям эмоционально-психологическую окраску придают ценностные ориентации, моральные нормы и интересы членов коллектива. Эмоционально-психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, столь важного на уроке иностранного языка. С.П. Волкова, Е.Е. Соловцова выделяют следующие параметры благоприятной психологической атмосферы: гуманистическое отношение друг к другу, чувство удовлетворенности группой, эмоциональная включенность, сопереживания коллективным событиям, устойчивый положительный настрой, свобода и активность личности при выражении мнений и принятии решений. По мнению педагога А.Н. Лукошкина, психологической атмосферой учебного занятия является эмоционально-психическое состояние учащихся и учителя во время урока. Такое состояние может быть охарактеризовано как оптимистическое, если учащиеся не испытывают на уроке чувства страха, они уверены в себе и при этом им присуща сознательная дисциплина. Однако оптимистичный и благоприятный микроклимат урока не отменяет требовательность учителя по отношению к учащимся, а учащихся - друг к другу. В противоположность этому на уроке может быть создан нездоровый климат, который характеризуется неуверенностью учащихся, скукой, нервозностью, боязнью быть спрошенным. Стоит отметить, что подобная гнетущая атмосфера на уроке может вызвать психический стресс, влекущий за собой грубое нарушение дисциплины. Мотивация является важнейшим аспектом обучения, так как именно мотивация влияет на качество выполнения деятельности и влияет на ее результат. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. Существуют различные классификации мотивации к учебной деятельности, что является свидетельством отсутствия единой и общепринятой в психологической науке классификации. Однако, следует отметить, что большинство классификаций построены на разделении внешних и внутренних мотивов. Так, все мотивы учебной деятельности могут быть разделены на две большие группы. К первой группе мы отнесем мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и ее процессом реализации. К ним относятся познавательные интересы учащихся, потребность в интеллектуальной активности и приобретение новых знаний, навыков и умений – эту группу определяют как внутренние мотивы. Вторая группа рассматривает взаимоотношения ребенка с окружающей средой, а именно: потребность ребенка в общении с другими людьми, в оценке и одобрении другими, желание занять определенную социальную роль в общественных отношениях – это внешние мотивы. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что благоприятная психологическая атмосфера на уроке иностранного языка будет относиться к категории внешних мотивов и будет способствовать успешной самореализации учащихся. Однако возникает вопрос: как создать на уроке благоприятную психологическую атмосферу? Перед педагогом возникает сложная задача, решение которой может помочь учащимся в их самореализации на уроке. Впервые столкнувшись с подростками с низкой мотивацией к обучению, я постаралась начать именно с создания благоприятной атмосферы на своих уроках. Есть вещи, о которых мы не всегда задумываемся, но которые при этом оказывают влияние на учащихся. Вначале я проанализировала собственное поведение на уроке, и первое, что я изменила, это положение своего тела. Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от 55% до 80% информации. Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие учащихся, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их «открытию» на общение. Так, я перестала прятаться от учащихся за стол, стараюсь либо садиться напротив них, либо проводить урок стоя. Стараюсь не поворачиваться к учащимся спиной, перестала скрещивать руки на груди, стараюсь не скрещивать ноги. Образ учителя - «буки», явно не способствует созданию благоприятной атмосферы на уроке. Важно так же и то как учитель преподносит информацию, что бы избежать социального барьера между мной и учениками я немного изменила способ подачи информации. Теперь на уроке информацию преподношу с позиции «мы», а не «я» или «вы». Таким образом, учитель демонстрирует свою вовлеченность в учебный процесс, не отделяет себя от своих учеников. Но этого мало для создания благоприятной атмосферы на уроке. Так, на уроках с целью создания доверительной атмосферы между учеником и учителем, с целью повышения самооценки учащегося, я использую такой прием, как просьба о помощи. Многие темы способствуют созданию таких ситуаций на уроке. Так, в рамках темы «Gadget madness» можно попросить ученика, увлекающегося техникой, рассказать о каком-то современном устройстве. Или же в рамках темы «Walk of fame» попросить рассказать о каком – либо широко известном среди подростков музыканте или актере. Таким образом, учитель не только дает возможность кому-то из подростков проявить свои знания, но и демонстрирует свою заинтересованность в этих знаниях. При этом не стоит забывать, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Учителя и учащимся еще перед началом урока нужно настроиться на положительный настрой, снять эмоциональное напряжение, поднять настроение. Методист С.П. Волкова характеризует начало урока не только сообщением темы, плана урока, но и обсуждением организации учебной деятельности в ходе урока, отдельных этапов урока, совместным с учащимися формулированием целей и задач урока и способов их достижения, введением в атмосферу иноязычной речи, установлением контакта с учащимися и настрой на продуктивное общение. Для необходимой мобилизации языкового материала существует организационный этап урока, который соответствует заданной теме, и включает учащихся в языковую среду, что позволяет осуществить переход к содержательной части урока. Организационный этап урока может быть использован для создания благоприятной психологической атмосферы (эмоциональная разрядка, снижение усталости, повышение уровня внимания, установление контакта в группе). Для установления эмоционального контакта можно использовать игру с мячом. Учащиеся передают по кругу (бросают друг другу) мяч («Ball») и высказываются о («Feelings») своих чувствах, физическом и эмоциональном состоянии, настроении. Можно высказываться монологически, когда каждый ученик высказывается одной фразой, без комментариев и вопросов со стороны других участников игры; а можно - диалогически, если в ответ на высказывание последуют вопросы или комментарии. Используя игры, учитель всегда может оценить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть негативные ощущения. Этой цели может служить и игра с условным названием «Комплимент» (вербальное выражение положительных эмоций по отношению партнеру). Данное упражнение помогает установлению и поддержанию контакта, и как результат - достижение состояния готовности к общению; способствует установлению благоприятного психологического климата для дальнейшей коммуникации; влияет на изменение состояния, самочувствия, поведенческих установок. Обычный диалог формата: «Hello! How are you?» - не устраивает, так как ответы на поставленный вопрос могут быть отрицательно окрашены: «Not good! Awful!» Этот прием может быть использован и в качестве рефлексии в конце урока. В таком случае его задачей остается поддержание положительной мотивации, а на втором – подведение итогов урока, само- и взаимооценивание результатов работы, на третьем – повторение пройденного материала для подготовки к домашнему заданию. Игра «Комплимент» может иметь разные формы: 1. Комплимент внешности. Посмотри на своего партнера и скажи ему, как он сегодня выглядит, используй известные тебе прилагательные для описания внешности. Начни свое высказывание с обращения по имени. Используй модель: «Ты сегодня такой…!» - “You are so …!” 2. Комплимент-похвала. Скажи своему однокласснику, что у него хорошо получается. Используй модель: “I think you can … very well” 3. «Поделись радостью». Комплимент может относиться не только к процессу работы на уроке и общению с одноклассниками, но и к событиям жизни школьников. Интерпретировать это упражнение можно, используя известные учащимся глаголы. Это позволит актуализировать ранее изученную лексику, разговорные и грамматические конструкции. Например, «I’m so happy to visit our school concert with my classmates! And what about you?» 4. Комплимент-совет. Учащиеся могут посоветовать друг другу и даже учителю, как, например, можно провести выходные. Это позволит учащимся научиться вежливо выражать свои советы и рекомендации. С целью настроить учащихся на групповую работу, можно использовать игры на сплочение. Такие игры могут способствуют выработке чувства коллективизма, созданию условий для чувства эмоциональной поддержки, развитию самосознания учащихся, их ответственности за свою работу в группе и работу группы как единой команды. Так, например, можно использовать игру «Truth or lie» («Правда или ложь»). Она довольно - таки простая и заключается в том, что учащийся называет 3 факта о себе, а остальные ученики пытаются отгадать, какой из фактов - ложь. В процессе отгадывания учащиеся могут задавать вопросы. Такая игра помогает в отработке лексических единиц и грамматических структур. При этом мы создаем имитацию реальной коммуникативной ситуации. В процессе такой игры у учителя появляется возможность понять, какие лексические единицы или грамматические структуры вызывают затруднение у учащихся. В своем выступлении я привела примеры, всего нескольких способов создания благоприятной атмосферы на уроках иностранного языка, которая может поспособствовать успешной самореализации детей с низким уровнем учебной мотивации. Главным для учителя должно стать вовлечение всех учащихся в процесс обучения, создание ситуации успеха для каждого ученика. Стоит помнить, что каждый класс и каждый ученик индивидуальны, и не существует универсального набора приемов, которые всегда бы срабатывали. Учителю необходимо запастись терпением и внимательно следить за реакцией каждого учащегося на то или иное событие, т. к. именно индивидуальный подход поможет достичь успеха. В.С. Кирилина
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены