РАЗРАБОТКИ
|
Дети-девианты: наши дети, наши проблемы, заботы и радости (из опыта работы в специальной школы для детей и подростков с девиантным поведением)Более 15 лет я проработала в необычной школе, название которой было следующее: казенное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение Воронежской области для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением «Аннинская специальная общеобразовательная школа». В школе жили, учились и воспитывались подростки, совершившие общественно-опасные деяния и преступления. К сожалению, школа прекратила свое существование. Начну с того, что школа имела давнюю историю, которая началась в далеком 1919 году, когда в бывшем имении князя Барятинского были созданы детский городок и детский дом для беспризорников. С 1943 года школа функционирует как колония для малолетних правонарушителей и находится в ведении НКВД. Новый этап в развитии наступил в 1965 году. Постановлением Совета Министров РСФСР колония преобразована в специальную школу – интернат для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания. В 2002 году Учреждение переименовано в государственное областное образовательное учреждение «Аннинская специальная школа для детей и подростков с девиантным поведением». Школу переименовывали несколько раз, и в 2015 году наше образовательное учреждение переименовано в казенное специальное учебно–воспитательное общеобразовательное учреждение Воронежской области для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением «Аннинская специальная общеобразовательная школа». За вековую историю как много судеб, очень много историй.. Воспитанники в школе были разные: от Коми и Чувашии до родного Воронежа и области, разных социальных слоев, разных школ. Да и «подвиги» у всех разные: от мелких краж и разбоя до тяжких и особо тяжких преступлений. Мало кто из воспитанников рос в благополучной семье. Были дети из интернатов, но больше всего из неблагополучных семей. Вот приводят тебе в класс такого подростка, ершистого, часто ненавидящего весь мир, особенно мир взрослых, с устойчивой отрицательной мотивацией к учебе. Что делать, с чего начать? Признаюсь честно, что не люблю читать личные дела воспитанников, потому что в них чаще всего все отрицательное: плохие характеристики ребенка, семьи, описание правонарушений и преступлений во всех красках, подробностях. Но на деле часто оказывается все не совсем так. Например, везут в школу будущего воспитанника и с ужасом предупреждают, что предстанет перед нами просто страшный подросток, неуправляемый и социально опасный, с которым никто не мог справиться несколько лет. Мы всегда относимся к таким характеристикам с долей сомнения, потому что на деле оказывается перед нами нормальный мальчишка, только с искалеченный судьбой, никому не нужный, социально и педагогически запущенный, но с которым можно постепенно найти общий язык и поладить. Как это сделать? Способов много, но есть один, и он на 100% беспроигрышный, испытанный годами. Полюбить такого подростка, подростка, от которого отмахнулись почти все, пустить его в своё сердце и душу. Это трудно и легко одновременно. Если не получается полюбить ребенка, который смотрит на тебя первое время как на врага, то и работать в такой школе педагог, даже самый заслуженный и опытный, просто не сможет ни морально, ни физически. Наши ребята, дети-девианты, тонко чувствуют фальшь и неискренность, поэтому мило улыбаться, говорить правильные слова, но в душе бояться и ненавидеть- не получится! Общаться менторским тоном - еще хуже! Очень многие подростки, попадающие в такую школу, не видели, к сожалению, нормального и искреннего отношения к себе взрослых, они пережили и предательство взрослых, и часто смерть родных на их глазах, пьянство и весь ужас социально неблагополучной семьи. Чего греха таить, таких «трудных» подростков в обычной школе просто побаиваются и не трогают ни одноклассники, ни педагоги. Поэтому педагоги никогда не вспоминают прошлую жизнь подростка, не упрекам, а стараются просто идти вперед! Очень важно дать такому подростку понять, что он не изгой, не чужой не только мне, но и всем работникам школы, что я его не игнорирую, принимаю таким, какой он есть, не боюсь, что я в него верю! Еще для работы с такими детьми очень необходимо одно человеческое (даже не педагогическое) качество- это хорошее, здоровое чувство юмора! Без шутки нам никуда! Это ребята всегда принимают, и любой конфликт можно так уладить. Мальчишки у нас сразу попадают в водоворот школьной повседневной жизни, школьных забот и событий, им просто не дают покоя: они заняты на всех уроках, делают домашнее задание (чего раньше не делали практически никогда), убирают территорию школы, свои спальные места, с удивлением обнаруживают, что могут петь, быть в роли ведущего на концерте, в роли актера, участвуют в олимпиадах по предметам, что могут научиться выпиливать из дерева удивительные вещи, выращивать овощи в теплицах и шить для благотворительных мероприятий мягкие игрушки, а еще не только участвовать в спортивных соревнованиях, но и отчаянно бороться за честь школы и почти всегда побеждать! Еще ребята часто с неподдельным интересом узнают и осознают, что не курить- это классно, что без сигарет жить спокойнее и легче. Мы не твердим им день и ночь о вреде курения, у нас просто никто не курит, разговоров об этом нет, и проблемы не существует вот уже много лет. Конечно, бывает всякое в нашей жизни, иногда хочется плакать от бессилия, иногда злишься, кричишь, но ты понимаешь, что работать нужно и что вряд ли когда-нибудь поменяешь своих «трудных» на любых других. Ну а когда твои бывшие воспитанники находят тебя в социальных сетях и пишут: «Как я Вас искал! Мне столько нужно рассказать», а еще присылают первые фотографии своих малышей, - это победа! Я жила и работала не зря!
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены