РАЗРАБОТКИ
|
Средства социально-культурной деятельности при гражданско-патриотическом воспитании детейМногонациональность Российского государства указывает на особую важность патриотического воспитания детей в стране. Также эта мысль нашла свое отражение в ФГОС, НО второго поколения и прописана в задачах современных образовательных учреждениях. Гражданско-патриотическое воспитание это целенаправленный процесс педагогического воздействия, влияющий на психику и физическое развитие личности, формировании её ценностных ориентаций, является одним из основных условий воспитания в детях патриота. Также под патриотизмом понимается гордость за достижения своей страны и знание ее культуры, желание сохранять ее культурные особенности и традиции, соотносить свои интересы с интересами страны, защищать свой народ [6]. Очевидно, что развитие России невозможно без духовного становления личности и формирования патриотического сознания. Ведь именно патриотизм основывается на таких понятиях как: «Любовь к Родине», «Отчизна», «Отечество». И эти понятия нужно закладывать как можно раньше в основу каждой личности. Анализируя научные исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Т.М. Масловой позволяют прийти к выводу о том, что детский возраст выступает наиболее благоприятным периодом для формирования патриотических чувств [3]. Изучение возрастной психологии позволяет с уверенностью утверждать, что возраст детей с 6 до 10 лет является наиболее благоприятным для формирования гражданско-патриотического сознания, так как дети в этом возрасте доверяют взрослому. Именно в этом возрасте они активно впитывают в себя знания, они очень отзывчивы и искренни в своих чувствах и еще не обременены различными заботами и проблемами. Знания и впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Именно поэтому гражданско-патриотическое сознание детей следует формировать, начиная с начальной школы. Образовательное учреждение, для сохранения своей современности и актуальности, выступает в роли главной движущей силы, которая сможет обеспечить социокультурную составляющую, а также формулировать и решать задачи развития личности. Так, особое значение в условиях многонациональности Российского государства приобретает проблема воспитания у детей чувства уважения к народам других национальностей, а также чувство любви к Отчизне. Как качество личности патриотизм развивается и формируется в процессе гражданско-патриотического воспитания. В этой связи, одной из основных задач образовательного учреждения выступает гажданско-патриотическое воспитание детей. Оно выступает в качестве многогранного педагогического процесса, а его основу составляет развитие определенно важных нравственных качеств, а также чувств. В случае недооценки патриотизма, который выступает в роли важной составляющей общественного сознания, это может привести к ослаблению духовных, социально-экономических, а также культурных основ развития общества и государства. Это указывает на то, что патриотическое воспитание выступает в качестве приоритетной задачи в общей системе воспитания детей. Целью формирования и воспитания гражданина-патриота является ориентация педагога на формирование личности, которая способна осознавать свою причастность к происходящим мировым процессам, к возможности решения социальных проблем. Патриотизм и гражданственность выступают в качестве необходимых для поддержания и совершенствования общественного устройства условий. В основе гражданственности лежит осознание личностью своих обязанностей и прав, а также способность их исполнять и отстаивать. Патриотизм предполагает возможность личности в критических ситуациях ставить общественные интересы выше своих собственных интересов. Образовательные учреждения являются важным общественным институтом. Так как обучение в образовательных учреждениях проходят все российские граждане, следует предположить, что в учебном процессе должны быть объединены не только общая интеллектуальная, но и нравственная, общегражданская и высококультурная жизнь детей. Стоит также подчеркнуть, что на сознание гражданско-патриотических чувств немаловажное влияние семья. Так можно выделить основные и самые результативные виды работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию: родительские собрания на темы: «Семейные традиции», «Семья - основа духовного и нравственного воспитания»; проведение совместных прогулок, экскурсий, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны; совместное участие в школьных акциях «Красота Родного края» [2]. В качестве основной задачи гражданско-патриотического воспитания детей выступает формирование у детей чувства самоуважения, проявляющееся через их любовь и уважение к друзьям и семье, через правильные поступки и чувство уважения к старшему поколению; умение правильно вести себя в обществе, то есть соответствовать общепринятыми нормами; формировать уважительное представление об окружении человека; воспитывать любовь к малой Родине через интерес к семейным историям и семейным традициям, уважение к прошлому родной страны и ее настоящему, а также воспитывать чувство ответственности за будущее страны. Исходя из обозначенных задач, выделяются главные направления гражданско-патриотического воспитания детей:
Подчеркнем, что детский возраст характеризуется как наиболее значимый период в социально-культурном развитии и воспитании. Именно в детском возрасте начинают активно усваиваться основные ценностные ориентиры, понятия добра и зла, красоты и уродства, чести и бесчестия, своего и не своего, постигая их общий смысл в социокультурном контексте. На сегодняшний день развития науки и практики ученые акцентируют внимание на решении сложных политических, социальных, а также научно – технических и экономических, экологических и иных задач, которые встают перед Россией. Сущностная основа полихудожественного подхода социокультурной деятельности предусматривает взаимодействие, интеграцию, комплексности используемых в воспитательно-образовательном процессе различных видов искусства и художественной деятельности с целью художественного, нравственного, а также эстетического развития и воспитания детей. Итак, в науке изучаются различные технологии социально-культурной деятельности формирования патриотизма детей. Однако наибольший интерес представляют художественно-образные технологии. Данный вид технологии выступает в качестве средства формирования отношения детей к действительности, его умственного и нравственного воспитания, и в конечном итоге формирования всесторонне развитой и духовно богатой личности. Дети начинают активно изучать окружающий мир, учиться жить в социуме, у них формируется самостоятельность мышления, развиваются познавательный интерес и любознательность. Рассмотрим основные блоки в контексте изучения художественно-образного воспитания:
Одним из видов технологий гражданско-патриотического воспитания детей может быть игра «Моя Россия». Она направлена на определение уровня заинтересованности детей к истории своей Родины [5]. Игра проводится в виде квеста по станциям. Класс объединяется в несколько команд и получает маршрутный лист. На каждой станции их ждет загадка, связанная с Россией. Пройдя все этапы, команды узнают различные факты из истории России об известных личностях, достопримечательностях и многое другое. А мотивационной составляющей является, конечно же, оценка полученных результатов за этот квест. В конце у детей должно получиться стихотворение о России. Благодаря этим технологиям, детей начинают изучать историю своей родины не только в образовательном процессе, но и в жизни. Ведь известно, как разнообразие в образовательных учреждениях влияет на психологический настрой детей на учебу, и чем больше инноваций будет применять педагог во время занятий, тем полнее и красочнее будут воспоминания об изученном материале. Безусловно, процесс формирования гражданско-патриотического сознания детей осуществляется эффективнее при введении в воспитательную систему гражданско-патриотического направления работы в коллективе по схеме: дети – педагоги – родители, не только в пространстве образовательного учреждения, но и при сотрудничестве с социумом, поэтому педагог должен в первую очередь поговорить с родителями, о том, как важно помогать детям изучать свою страну. Формирование гражданско-патриотического сознания детей ответственная и сложная задача. Но если будет использован систематический и планомерный подход, а так же разнообразные средства воспитания, то эта задача становится не такой уж непосильной. Общие усилия детей – педагога - родителей могут дать положительный результат и стать основным пластом для дальнейшего развития гражданско-патриотических качеств детей [7]. Таким образом, рассматривая патриотическое воспитание детей средствами социально-культурной деятельности, можно заключить, что накопленный педагогической наукой и практикой положительный опыт применения социально-культурных технологий, является целесообразным для формирования гражданско-патриотических позиций личности детей. Литература
OpenClipart-Vectors / pixabay.com
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Виды вредных привычек у детей и причины их возникновения Рекомендации для родителей детей первой младшей группы «Безопасное поведение детей раннего возраста» Рекомендации для педагогов, родителей по готовности будущих первоклассников к обучению в школе Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены