РАЗРАБОТКИ
|
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культурыНа сегодняшний день самая большая опасность, которая может нас настигнуть - это не развал экономики и даже не изменение в политической системе, а разрушение личности. Материальные ценности доминируют над духовными у детей складывается искаженное, неправильное представление о доброте, о милосердии, заботе о близких. Уровень детской преступности не перестает возрастать, и это связано, прежде всего, агрессией и жестокостью, которая вызвана обществом. Дети отличаются от взрослых своей наивностью, эмоциональностью, духовной незрелостью. Не исчезает проблема разрушения института семье. У детей формируются анти родительские и анти семейные ценности. Данная ситуация еще раз доказывает, что работа по духовно-нравственному воспитанию детей необходима и актуальна. Духовно - нравственное воспитание в нашем понимании - это базовая характеристика личности, проблема обретения ею смысла жизни. Но ее решение осложняется недостаточностью теоретической разработки и, самое главное понимание сути «духовности» и «нравственности». Духовность, как отмечает Петракова Т.И., описывается как проявление «человеческого в человеке» [9]. Духовность выражается в том, что она облагораживает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией это все относится к высшему дару души человека, что присутствует изначально в нем. В некоторых работах исследователей выделяются такие особенности духовности, как ее отношение к субъективному миру человека, идеальность. Духовность понимается как высокое, высшее, конечное к чему стремится человек. Она является предметом человеческих стремлений, сосредоточение его души, стремление к отобранным целям. Научное понимание духовности связано с направленностью человека к: общечеловеческим ценностям и духовной культуре как ориентирам самореализации; выбору духовности как определенного способа существования индивида; высшим ценностным основам конструирования личности; сознательной устремленности к совершенству в процессе культурного развития, в накоплении и реализации духовного опыта; высшей степени нравственного воспитания, пронизывающей весь воспитательный процесс. Из выше перечисленных показателей можно сделать вывод, что духовность понимается как объединенная характеристика личности, основа которой является духовные ценности, взаимодействие с окружающим миром и самим собой. Так же духовность можно понимать как готовность и способность к саморазвитию и самосовершенствованию в ходе взаимодействия с материальной и духовной культурой общества. Особенность народной культуры заключается в том, что она имеет такие функции как познавательную, культурную, развлекательную, развивающую и другие, которые выступают главными компонентами в формирование личности. Особое значение имеет связь духовности и нравственности. В религиозном понимании эти два понятия неразделимы, так как, как отмечает Сушанский А.С.: «В христианстве нравственное чувство человека слилось в нераздельное с религиозным, вследствие чего и нравственное учение должно быть основано на религии» [5]. Духовно - нравственное развитие личности определяется Концепцией духовно-нравственного развития, и воспитания личности гражданина России в ней говорится, что духовно-нравственное воспитание рассматривается как педагогический организационный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, который имеет сложную иерархическую структуру [6]. Этими ценностями обладает многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, религиозные объединения. Патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество все это в концепции рассматривается как равноправные категории. Петракова Т.И. воспринимает духовно - нравственное воспитание как итог организованного, целенаправленного внешнего и внутреннего воздействия педагога на духовную и нравственную сферу личности, которая является системой ее внутреннего мира. Исследователь считает, что объектом духовно - нравственного воспитания является сердце человека, его главная задача научение сердца любви. Чтобы у ребенка сложилось правильное представление и отношение с миром необходимо знать определенную систему ценностей, а именно это Бог, истина, добро, любовь и красота. Проанализировав статью Юлдашева М.Б. «Духовно - нравственное воспитание школьников» рассматриваются такие актуальные вопросы, как духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения, т. к. в современных условиях развития общества это имеет огромное значение. Автор указывает на необходимость формирования в личности системы нравственных ценностей, моральных принципов, толерантности, уважению к окружающим, доброте, сочувствию. Так же автор отмечает, что школьники - наиболее уязвимая часть общества, которая требует наивысшего внимания со стороны родителей, педагогов, общества. Только воспитывая подрастающее поколение на положительных примерах, прививая духовно - нравственные ценности, можно воспитать полноценного гражданина, личность и человека [13]. Младший школьный возраст более чувствительный для гражданского воспитания, духовно - нравственного, эмоционально-ценностного развития и отсутствие всего этого сложно будет пополнить в дальнейшем. В детстве ребенок лучше запоминает и переживает все то, что он пережил и это отличается сильной психологической устойчивостью. Основной задачей начальной школы выступает задача формирование основ гражданского самосознания и ценностей, если эта задача не будет выполнена, то у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и недостаточного воспитания семьи может сложиться «путаная» идентичность и моральный релятивизм. Так же важно помнить, что процесс образование не направлен на развитие высокого уровня нравственной воспитанности. В человеке воспитанность это качество личности, которая выражается в поведении человека и его отношении к другим. Доказательство этому Ушинский К.Д. писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [12]. Условия для формирования духовно-нравственных качеств младших школьников выступает приобщение к истокам народной культуры. Вопросы народной культуры освещали в своих работах Некрасова М.А., Пухов А.В., Бахтин М. [8]. Обращение к опыту духовно - нравственного воспитания личности осуществляли многие отечественные и зарубежные педагоги, и психологи. Это Бердяев Н.А. [1], Выготский Л.С. [4], Ильин И.А. [7] и др. Народная культура понимается как устойчивая разновидность культуры, в основе которой лежат стабильные, крайне медленно эволюционирующие нормы, ценности, принципы, предписания и модели группового поведения, определяющие все стороны жизнедеятельности конкретного сообщества людей [10]. Они освящены религиозной и мифологической символикой, имеют характер «святынь», бережно охраняют и воспроизводятся из поколения в поколение. Народная культура универсальна, и по содержанию традиционная культура доступна, проста, наглядна, понятна. Составляющими традиционной культуры выступают: легенды, мифы, обычаи, обряды, предания, фольклор, способы общения, формы повседневного быта, хозяйственная деятельность, воспитание детей [11]. Сухомлинский говорил, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем, отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [2]. Нравственным человеком можно считать только тогда, когда ведет себя нравственно в силу внутреннего побуждения, когда в качестве контроля становятся его убеждения и взгляды. Такие качества должны соответствовать их привычкам поведения и стать частью нравственного воспитания. Источниками нравственности выступают традиции, светские заповеди, морали, в зависимости от культуры определяются нормы и правила поведения. Нравственное воспитание делится на несколько групп – это деятельность детей, природа, художественные средства и мир, где живет ребенок. Поэтому от выбора методов и форм обучения зависит успех к приобщению народной культуре [3]. Отличительная черта народных традиций является то, что они находятся в мире, где постоянно что-то изменяется, а они остаются неизменными веками и столетиями в результате этого они носят народную мудрость, нравственные ценности и опыт. Выполняют культурную, развлекательную, познавательную, развивающую функцию, они являются основой центром в духовно-нравственном воспитании младшего школьника. Изучение культуры всегда актуально, так как это относится к духовному миру ребенка, к настоящему и будущему. В процессе обучения во внеурочной и внеклассовой работе происходит духовно - нравственное воспитание. Дети участвуют в разных играх, эстафетах, акциях, парадах. Для того чтобы сформировать разносторонне развитую личность необходимо проводить народные праздники, они используются в качестве сильного педагогического средства. Потому что тематика и содержание праздника имеют нравственную направленность, дети получают радость и веселье от происходящего. Приобщение детей к народной культуре осуществляется на таких предметах как «основы религиозных культур и светской этики», литературном чтении, музыке, изобразительном искусстве, технологии. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятника, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитание душ, а не только передачей знаний», - говорит Лихачев Д.С. Что бы образы народного искусства оказали хоть какое-то влияние, несмотря на высокие художественные особенности все будет зависеть от умения педагоги и, конечно же, родителя, что бы они смогли пробудить интерес к народной культуре. В результате этого нужно много читать специальной литературы по истории, фольклору, культуру быта, лучше и подробнее различные виды народного творчества. Таким образом, приобщение к истокам народной культуры положительно влияет на духовно - нравственное воспитание младших школьников. Список литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Дополнительные способы стимуляции речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья Список учебных принадлежностей для учащихся 4 класса. Советы родителям, заинтересованным в успешной сдаче экзаменов своими детьми Рекомендации для родителей детей первой младшей группы «Безопасное поведение детей раннего возраста» |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены