РАЗРАБОТКИ
|
Как решается проблема связи обучения и развития в психологии развития?Педагогическая психология - одна из главных отраслей психологии в целом. Среди объектов исследования находятся разнообразные аспекты, в том числе и особенности взаимосвязи между обучением и развитием. Данной проблеме посвящено много научных трудов как отечественных, так и зарубежных деятелей психологии и в первую очередь педагогики. Среди последних можно назвать Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, С.Л. Рубинштейна и многих других. Все они пытаются дать ответы на такие вопросы, как суть и особенности развивающего обучения, его влияние на ребенка и так далее. Результаты исследований позволяют с большей эффективностью организовывать педагогический процесс, планировать коррекционные и диагностические мероприятия. Корректное решение проблемы соотношения обучения и развития ребенка также даст возможность подбирать более эффективные диагностические и коррекционные методы. Связь обучения и развития одна из актуальных проблем психологии развития. С.Л. Рубинштейн писал, что «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя определенную концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог, заключает в себе и определенную теорию обучения». Проанализировав все существующие направления в решении этой проблемы, можно четко выделить три основных подхода:
Они были описаны в прошлом веке Л.С.Выготским в его труде «Педагогическая психология». Для того чтобы выделить единственно правильный подход, необходимо рассмотреть каждый из них. Основным разработчиком этой теории является Ж.Пиаже, также ее придерживался и развивал в своих работах В.Штерн. Суть ее заключается в том, что развитие и процесс школьного обучения происходят независимо друг от друга. Конечно, для того чтобы начать получать какие-либо знания школьных дисциплин, ребенок должен пройти определенные циклы развития. Они являются следствием не обучения, а внутренних процессов. Лишь после того как у него будут полностью сформированы определенные функции, педагог может обучить его тем или иным навыкам, предусмотренным школьной программой. И результат обучения зависит от способностей ученика, то есть от того, насколько высоким является его уровень. Его разработчиками были такие известные деятели как У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж.Уотсон и многие другие. Они считали, что оба эти процесса происходят параллельно, как бы вытекая один из другого. То есть в процессе обучения ученик развивается, а непосредственно развитие предполагает приобретение навыков и знаний, то есть обучения. При этом сама суть обучения состоит в том, чтобы развивать ребенка. С целью доказательства данной теории психологи и педагоги приводили простые примеры из практики обучения школьным дисциплинам. Так, изучение грамматики неизбежно ведет к приобретению умственных навыков, математики – интеллектуальных привычек, что является важным этапом развития. Данная теория создана на основе объединения первых двух. Ее адептами являются такие деятели психологии и педагогики как К.Коффка, Г.Костюк, Н.Менчинская и так далее. Согласно данному подходу, развитие само по себе предполагает два различных процесса: обучение и созревание. Соответственно, они происходят параллельно и тесно связаны между собой, что в свою очередь предполагает взаимное влияние. Так ход обучения отражается на созревании ребенка и наоборот. При этом в отличие от идеи о первенстве развития, данная теория гласит, что они полностью равнозначны. При этом созревание предполагает возможность обучения тем или иным навыкам, а познание нового и приобретение определенных знаний стимулирует развитие, открывает новые возможности. Данная взаимосвязь может меняться по мере взросления человека и прохождения им определенных этапов. Л.Выготский отмечал, что развитие – процесс, гораздо более широкий, чем обучение, поэтому они не совпадают. Как подтверждение данного утверждения приводился пример практического применения приобретенных знаний. Так, ребенок, освоив тот или иной навык, самостоятельно находит ему гораздо больше применений, чем было ему продемонстрировано. Соответственно развитие, простимулированное в ходе обучения, существенно опережает последнее, делая как бы на несколько шагов больше.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены