РАЗРАБОТКИ
|
Сценарий урока-обобщения по теме: "Память и ее виды" для учащихся 4 класса КРОАвтор: Синицына Юлия Александровна Цель: закрепить материал по теме «Память», повысить знания учащихся о процессе запоминания, для чего он нужен, какую функцию выполняет, какие виды запоминания бывают и т.д. П. (Педагог) Здравствуйте ребята! На нашем сегодняшнем занятии присутствуют гости из разных школ. Давайте поприветствуем их и начнем. П. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путешествие по островам «Памяти». На прошлых занятиях мы уже проходили все виды памяти, а в ходе сегодняшнего - еще раз вспомним и закрепим полученные знания. П. Давайте начнем с того, что узнаем, на чем же мы будем путешествовать. Для этого выполним первое задание (графический диктант – упражнение на развитие пространственной ориентации, мелкой моторики руки) П. Каждый из вас, по очереди выходит к доске и, следуя инструкциям, рисует по контуру изображение. П. Ну, что же у нас получилось? На чем мы отправимся в путь? Д. (Дети) На корабле! П. Молодцы, ребята! Но у каждого корабля есть свое название. И у нашего корабля оно тоже есть, правда кто-то его зашифровал, но у нас есть код, с помощью которого мы сможем прочитать шифровку – это второе задание (шифровка – упражнение, которое способствует развитию свойств внимания – переключения, концентрации, а также является показателем продуктивности работы ученика, скорости формирования у него новых навыков) П. Каждый из вас, по очереди выходит к доске и, следуя предложенному шифру, записывает буквы по порядку. П. Ребята, как же называется наш корабль? Д. «Синяя стрела»! П. Молодцы. Вы отлично справились с заданием. А что же нужно еще для того, чтобы отправиться в путь? Д. (перечисляют возможные принадлежности: компас, … , карта…) П. Конечно же, карта! Вы наверное не в первый раз путешествуете на корабле! (показываю карту, даю возможность рассмотреть, что на ней есть). На этой карте нарисованы острова, архипелаги, перешейки, а стрелочками указан путь следования. Давайте посмотрим, куда мы направимся сначала. Д. (ищут на карте первый остров). Остров номер 1 – остров «Пальчиков»! П. Посмотрим, где у нас остров под номером 1? Д. Вот он! П. На этом острове живут быстрые и ловкие пальчики. Чтобы наши пальчики были такими же, давайте потренируем их. Третье задание (пальчиковая гимнастика – для развития двигательной функции кисти). Замок П. Молодцы ребята! Смотрите, здесь есть для каждого конверт с именем и повязка на глаза. Четвертое задание (тактильная память – умение соотносить тактильную информацию с имеющимися знаниями). П. Завязывайте глаза. Каждому из вас я кладу на стол буквы, из которых вы должны сложить свое имя. Как вы думаете, кому будет труднее всех выполнять это задание? Д Наташе. П. Правильно. А теперь начинайте. (Каждый ученик выкладывает имя на столе). П. Давайте развяжем глаза и посмотрим, что же получилось у вас. Все справились? Д. Все. П. Куда же нам следовать дальше? Д. (смотрят на карту). Следующий остров № 2 – остров «Слухачей» П. На корабле всегда есть команда. Команда должна работать так, чтобы не подводить остальных, всегда прислушиваться друг к другу и поддерживать в трудную минуту. Мы с вами тоже команда. С помощью этого задания мы посмотрим на сколько мы можем друг с другом работать. Пятое задание (слуховая память (с использованием также зрительного анализатора, когда дети запоминают слово, делают они это зрительно) – развитие внимания, умения слушать, увеличение объема кратковременной памяти). П. Каждый берет кораблик, читает слово, запоминает его и кладет корабль на место. Затем мы с вами встаем в круг и первый человек, называет слово, следующий за ним повторяет его слово и называет свое и т.д. Всем понятно? (Если возникает вопрос, инструкция дается повторно). (Задание можно повторить несколько раз, как правило, такого рода упражнения нравятся детям и выполняют они их с удовольствием). П. Молодцы, хорошо справились! Мы - отличная команда! П. Давайте смотреть дальнейший маршрут. Д. (смотрят на карту). Следующий остров № 3 «Зоркий». П. На этом острове нам приготовили такое задание. Шестое задание - зрительное восприятие, развитие концентрации внимания, запоминания с использованием пространственной ориентировки. П. Сейчас я вам покажу табличку с различными картинками, ваша задача постараться не только запомнить эти картинки, но и то место, где они были изображены. Д. (Изучают таблицу в течение 20 секунд). П. Теперь я убираю эту табличку и вешаю чистую, на которой вы должны расставить картинки так, как они были расположены на первом плакате. Д. (Каждый называет по 2 изображения и прикрепляет их на то место, где запомнил) П. А теперь давайте сравним первую табличку с нашей. (Показываю первый плакат, а дети сравнивают, все ли верно). П. Все ли у нас правильно? (независимо от того, как выполнено задание, подбодрить и похвалить всех.) П. Куда мы плывем дальше? Д. (Смотрят на карту) Архипелаг «Отдыха»! (находят номер 4) П. Присаживайтесь на стульчики. На этом архипелаге мы немного отдохнем. Релаксация – способствует расслаблению, снятию напряжения. (Включается музыка с шумом моря и криком чаек – «Вы расслаблены, вас ничего не тревожит, вы слышите крик чаек, шум моря, такого же ласкового и спокойного. Ваше тело отдыхает и набирается сил. Сейчас я досчитаю до 3-х, на счет 3 вы откроете глаза бодрыми и сильными. Раз. Два. Три»). Д. (открывают глаза). П. Смотрите-ка, здесь кто-то наследил (пока идет релаксация надо разложить на полу следы с заданием седьмое задание – развития мышления на аналогии, необходимо найти аналогичную пару слову, что и в приведенном примере). Д. (Рассматривают следы). П. Ребята, давайте посмотрим, куда эти следы ведут? Д. (Смотрят на карту). На остров «Едаков и Нюхачей». П. Значит, нам надо покинуть наш корабль и отправиться дальше пешком. Но чтобы перейти на другой остров нам надо выполнить следующее задание – подобрать аналогичную пару слову, как на приведенном примере. (Тематика – морская). Д. (Выполняют задание вместе, читают и отвечают хором, объясняя, почему они так считают) П. Вот мы с вами на острове «Едаков и Нюхачей». Какие задания нам приготовили здесь? Восьмое и девятое задания – вкусовая и обонятельная память - умение соотнести свои вкусовые и обонятельные ощущения со знаниями об этих продуктах, умение следовать инструкции. П. Завязывайте глаза, а я буду давать каждому понюхать и попробовать различные продукты, а вы должны узнать, что это такое, но не говорить до тех пор, пока я не спрошу. Д. (нюхают (лук, апельсин, мыло) и пробуют (яблоко, соль и сахар) П. А теперь, скажите, что вы пробовали (нюхали)? Д. (каждый, по очереди, говорит, что попробовал и понюхал). П. (Открыть все продукты, которые предлагались детям) Посмотрите, вот то, что я вам давала нюхать, а это – пробовать. (Пока дети смотрят, надо разложить на полу камни и раковины со стрелочками) П. Ребята, мы с вами почти закончили наше путешествие, давайте посмотрим на карту, везде ли мы побывали? Д. (Смотрят на карту). На этом острове есть «Телеграф». П. Давайте передадим нашим близким и родным сообщение о том, что все у нас хорошо и скоро мы будем вместе с ними. Десятое задание – развитие фонематического слуха, умения слушать, сенсомоторной координации в системе ухо-рука, эмоциональный настрой на то, что необходимо сообщать родным о том, где ты находишься, чтобы они не волновались (межличностные отношения). П. Я буду отстукивать каждому ритм, а вы будете по очереди передавать наш текст. У нас 1-2-1 Д. (Отстукивают палочками такт, если допускается ошибка, необходимо еще раз повторить задание). П. Ну вот, наши родные и близкие теперь не будут волноваться! Молодцы! Смотрите, у нас появились стрелочки на камушках и на раковинах, которые куда-то ведут. Давайте взглянем на карту. Д. (Смотрят на карту). Стрелочки ведут к «Большой Земле», а на ней Клад. П. Смотрите-ка, а под стрелочками что-то нарисовано. Одиннадцатое задание – закрепление (с помощью зрительного анализатора) материала. Д. Нос, ухо, глаз, рука, язык. П. Как вы думаете, что они могут обозначать? Д. Наверное это виды памяти, которые мы изучили – слуховая, зрительная, тактильная, обонятельная, вкусовая (дети называют виды памяти и продвигаются к Кладу). П. Молодцы, ребята! Все виды памяти вспомнили! А где же наш клад? Уважаемые гости, нет ли у вас нашего клада? Вот он! П. Посмотрим, что же для нас приготовили? Здесь для каждого блокнот и ручка. Скажите пожалуйста, как они нам могу пригодиться? Д. Мы можем записывать в блокнот разную информацию, а потом, читать и вспоминать. П. Молодцы! Я надеюсь, вам эти подарки пригодятся! Спасибо вам за сегодняшнее занятие. До встречи. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Д. До свидания! Занятия с учащимися классов коррекции подразделяются мною на занятия по психологии и занятия коррекционно-развивающие с психологом. Данный урок, проходил как урок по психологии, но с элементами коррекционно-развивающего занятия. Всем известно, что около 90% информации усваивается человеком посредством зрения, что касается младших школьников, обучающихся в классах КРО, то у них преобладает наглядно-образное мышление - это объясняет использование в занятии зрительного анализатора, как помощника в запоминании и закреплении материала. Основной формой проведения занятий является игра. Именно игра помогает развивать и корректировать психические функции, а также имеет огромное значение в коррекции эмоционально-волевой сферы и становлении межличностных отношений. Когда волевой компонент в обучении отсутствует (так как мотивация к обучению у данной категории учащихся неустойчивая), то в данном случае наиболее приемлемой формой как раз и выступает игровая деятельность. У детей, обучающихся в классах КРО плохо развиты школьно-значимые функции, которые являются основной для успешного обучения и усвоения программного материала. Остановлюсь вкратце на каждой из них.
Для наиболее ощутимых результатов работы для коррекции и развития всех функций, которые требуют этого необходимо включать в работу по возможности большее количество анализаторов – слуховой, зрительный, кинестетический и т.д. Занятия с детьми проводятся в групповой и индивидуальной форме, в зависимости от необходимости коррекции и/или развития той или иной функции у каждого ребенка индивидуально. В большей степени, если это касается коррекции школьно-значимых функций, то работа идет в 2-ух группах, иногда – индивидуально (обычно это 1-2 человека из класса), если ведется работа по коррекции эмоционально-волевой сферы или развитию жизненных навыков, то ведется работа со всем классом. Групповая работа приобщает и сплачивает детей, а также помогает слабым ученикам в усвоении материала. В работе использую тренинг, ролевые игры, игры с куклой (ролевая), сказкотерапию (в большей степени, как диагностическую), стараюсь задействовать творческую сторону личности ребенка.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены