РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Устный журнал «Удивительный мир В.Даля»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каменскохуторская средняя общеобразовательная школа

Районный этап областной Акции «Великий собиратель слов» (к 220-летию со дня рождения русского писателя, философа, лексикографа, этнографа Владимира Ивановича Даля (1801-1872) среди обучающихся и педагогических работников Климовского района 

Автор: Ковалева Людмила Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Каменский Хутор

1. Введение

Многие великие люди прославили нашу Родину. Одним из великих людей был В.И. Даль. Родина Владимира Даля – г. Лугань (ныне Луганск), что на Украине. Он оказался чутким и внимательным наблюдателем русского народа, слушателем мыслей русского духа, до глубины души влюблённый в русскую речь. Первый словарь В.И. Даля состоял из 34 слов кадетского жаргона, но гардемарином Даль был совсем плохим из-за морской болезни, зато внимательно записывал за матросами словечки и выражения. За всем народом записывал: и за ямщиком, который вез его через пургу; за раненными на поле боя, когда заканчивал хирургические операции и доставал тетрадь; за торгашами на ярмарке и мужиками в полях…

Актуальность работы.

Изучение наследия В.И. Даля является, безусловно, актуальным, так как он известен был многим: и своими исследованиями ученого, и военными подвигами, и тем, что был военным врачом. Помимо других разносторонних талантов Даля отличала какая-то подростковая страстная влюбленность в народ и его слово. И самая большая гордость для России в целом, это, конечно же, создание «Толкового словаря живого великорусского языка».

Цель: познакомить с биографией и творчеством В.И. Даля; на примере его любви к русскому слову повысить интерес к русскому языку и литературе; воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • Увлечь наследием В.И. Даля, обратить внимание на глубокое знание слова;
  • Развивать яркие образные представления на основе наследия В.Даля;
  • Закрепить сведения о малых жанрах русского народного творчества;
  • Приобрести опыт работы со словарем В.И.Даля;
  • Показать детям богатство русской речи, широту души простого человека;
  • Научить их вере в добро и справедливость.
  • Развивать эмоции и чувства у обучающихся.

Возраст: 7-8 класс (13-14 лет)

Предварительная подготовка.

Выбирается главный редактор и редколлегия, в состав которой входят ученики, работающие над отбором материала для мероприятия:

  • «Художники» (учащиеся заранее рисуют иллюстрации к сказкам В. Даля);
  • «Архивариусы» (работают с архивными и историческими материалами по сбору сведений о В.И. Дале и его творческом наследии, делают исследовательскую работу, подбирают сборники произведений);
  • «Народники» (делают выборку загадок, пословиц, поговорок, скороговорок);
  • «Актёры» (готовят инсценировку сказок);
  • «Программисты» (делают презентацию).
  • ведущий

Оформление зала: Зал стилизуется под эпоху 19 века.

На сцене портрет В.И. Даля, журнальный столик, на котором в старинном канделябре стоит свеча, чернильница с пером, «Полное собрание сочинений В. И. Даля» (1861 г.), «Толковый словарь живого великорусского языка» (1863 -1866 гг.), «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа» (1861 - 1862 гг.), сказки В.И. Даля, по периметру зала- иллюстрации к сказкам В.Даля, высказывания о В. Дале и самого лексикографа.

Высказывания о Дале В.И.:

  • «Далю и многое дано, и владеет он своим талантом мастерски» И.С.Тургенев
  • «Для того чтобы заслужить название народного писателя, нужен не столько личный, своеобразный талант, сколько сочувствие к народу, родственное к нему расположение, добродушная наблюдательность. В этом отношении никто, решительно никто в русской литературе не может сравниться с г. Далем». И.С. Тургенев
  • «Он любит простого русского человека. Как хорошо он знает его натуру! Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком». В.Г. Белинский
  • «Мы говорим о Дале как о человеке, который делом показал и доказал любовь к России как писатель». В.Г. Белинский

Афоризмы Даля:

  • «Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!»
  • «Как из полушек и копеек составляют рубли, так из крупинок прочитанного составляются знания»
  • «Отчизна – это зыбка твоя, хлеб насущный, вода животворная»

Ход мероприятия

(Звучит классическая музыка)

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы вспомнить имя талантливого всех отношениях лексикографа, сказочника, врача, да и просто замечательного человека В.И. Даля.

Это великий человек. Его имя стоит в ряду гениев, прославивших Россию. Изучение наследия Даля является, безусловно, актуальным, так как его творчество тесно связано в том числе и с нашей Брянщиной. В его словаре, несомненно, можно найти слова и выражения, присущие разговорной речи нашего края. И именно этому уникальному человеку посвящен выпуск нашего устного журнала.

Внеклассное мероприятие будет состоять из нескольких страниц, переворачивая которые, мы постепенно будем знакомиться с уникальным даром В.И. Даля. Итак…

(На экране проецируется тема внеклассного мероприятия, затем название страниц устного журнала)

Эпиграфом нашего устного журнала станут слова самого В.И. Даля: «Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!»

1 страница журнала «Биографическая»

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на страницах нашего устного тематического журнала, посвящённого жизни и творчеству знаменитого русского лексикографа, сказочника, собирателя пословиц и поговорок русского народа В.И.Даля.

Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку..

(На фоне спокойной классической музыки зажигается свеча, на экране появляется портрет В.Даля).

Выходят несколько учеников и начинают рассказывать биографию В.Даля, одновременно показывая презентацию

2 страница журнала «Пословичная»

Ведущий: Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей. Он сознательно использует строй простонародной речи, тон доверительной беседы. Он хотел дать народу полезные для него знания.

Вот, например, как выглядит «Таблица умножения» в изложении Даля:

  • Придет маслёна - будет блин, Одиножды – один.
  • Волга Дону пошире Дважды два – четыре.
  • Хлеб жнем, а сено косим, Дважды четыре-восемь.
  • Без закваски хлеб не месят, Дважды пять – десять.

Перед вами на столах лежат пословицы и поговорки, собранные В.Далем.

Ваша задача - найти начало и продолжение пословиц. (Предлагаются разрезные карточки)

Примеры пословиц:

  • Кто словом скор, тот ... (в деле не спор).
  • Ласковое слово - что ... (великий день).
  • Выпустил словечко - не догонишь ...(и на крылечке).
  • Слово не воробей, вылетит ... (не поймаешь).

Задание 1.2

Распределите данные пословицы на тематические группы (дети за столами распределяют пословицы по тематическим группам, затем сверяются со слайдом):

  • Мороз невелик, да стоять не велит.
  • Красна весна, да голодна.
  • Лето со снопами, осень с пирогами.
  • Ученье - свет, а неученье –тьма.
  • Век живи – век учись.
  • Слезами горю не поможешь.
  • Будет и на нашей улице праздник.
  • Несчастья бояться - счастья не видать.
  • Завьём горе веревочкой.
  • Лодырю всегда не здоровится.
  • Кто не сеет, тот и не жнёт.
  • Долог день до вечера, коли делать нечего.
  • Всякое дело мастера боится.
  • Труд человека кормит, а лень портит.

3 страница журнала «Скороговорочная»

Ведущий: В. И. Даль считал скороговорки не просто забавой. «Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре».

В старину скороговорку называли ещё «трещотка», «лепетун». Объявляем конкурс на лучшее произношение скороговорок. Ваша задача - научиться быстро говорить одну из скороговорок (сладкий приз)

  • Хохлатые хохотушки, хохотали ха-ха-ха-ха.
  • Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
  • Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  • Сыворотка из-под простокваши.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Летят три пичужки через три избушки

4 страница журнала «Загадочная»

Ведущий: Послушайте загадки, собранные В.Далем. Давайте попробуем их отгадать (за каждую отгаданную загадку – сладкий приз:)

  • Кланяется, кланяется – придет домой, растянется (топор)
  • Кочет голенаст, кланяться горазд (топор)
  • Мается, мается – придет домой, растянется (топор)
  • Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает (пила)
  • День спит, ночь глядит, утром умирает, другой сменяет (свеча)
  • Кто ни крещен, ни рожден, а правдой живет? (Безмен)
  • Боровище в черном хлевище (деготь в бочке)
  • Сухая пятница кости грызет (чесалка, гребень)
  • Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
  • Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)
  • Что растёт без кореньев? (Камень)
  • У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)
  • Белая кошка лезет в окошко. (Свет)
  • Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)
  • Сестра к брату идёт, а он от неё пятится. (День и ночь)
  • В воде родилась, а воды боится? (Соль)
  • Летит – воет, а сядет землю роет. (Жук)
  • По сеням и так и сяк, а в избу никак. (Дверь)

5 страница журнала «Словесная»

Ведущий. Что означают данные слова? (Кто точнее угадает, тот побеждает).

В помощь вам – словарь В.И. Даля:

  • Клёвый (хороший, пригожий)
  • Суседко (дедушка, домовой)
  • Фаля (простак, разиня)
  • Вёдро (ясная погода)
  • Длань (рука)
  • Желя (печаль, грусть)
  • Левретка (борзая собака)
  • Табун (конское стадо)
  • Кулебяка (длинный пирог из кислого теста с кашей, капустой или с рыбой)
  • Околица (граница, окраина деревни, села, посёлка)

6 страница журнала «Сказочная».

Ведущий: Ребята, классам было дано домашнее задание: сделать инсценировку сказок В.Даля. Давайте поприветствуем наших актеров.

(Дети показывают инсценировки сказок В.Даля).

7 страница журнала «Заключительная»

Ведущий Мы открываем последнюю страничку. (Показ презентации «Девять интересных фактов из жизни В.И. Даля»)

(Гаснет свеча)

Список литературы

  1. Бондалетов, В. Д. В. И. Даль и тайные языки в Рос-сии / В. Д. Бондалетов. – Москва : Флинта : Наука, 2004. – 456 с.
  2. Георгиева, Г. Великий труженик слова / Г. Георгиева // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 11. – С. 41–49; № 12. – С. 56–64.
  3. Даль, В. И. Матросские досуги казака Луганского / В. И. Даль. – Санкт-Петербург ; Москва : М. О. Вольф, 1902. – 422 с.
  4. Зинин, С. И. Владимир Иванович Даль: лингвистические заметки (к 200-летию со дня рождения) / С. И. Зинин // Русский язык в школе. – 2001. – № 5. – С. 95–100, 105.
  5. Мельников-Печерский, П. И. Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале / П. И. Мельников-Печерский // Литература в школе. – 2002. – № 1. – С. 9–17.

Электронные ресурсы

  1. https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-literature-v-7-klasse-v-i-dal-velikij-sobiratel-slov-4057323.html
  2. https://biographe.ru/znamenitosti/vladimir-dal/
  3. https://zen.yandex.ru/media/id/5c8f530909148900b5c9009c/dal--glavnyi-tolkovatel-russkogo-iazyka-5ce15538ea066d00c401d248
  4. https://motherstuder.livejournal.com/16147.html

Приложение 1

Биография В.И. Даля

В далёком степном Оренбурге, расположенном на границе Европы и Азии, накануне двухсотлетия со дня рождения великого поэта был установлен памятник двум нашим замечательным соотечественникам - А. С. Пушкину и В. И. Далю, которые встретились в этом уральском городе осенью 1833 года. По замыслу скульптора Даль запечатлен на одном пьедестале с Пушкиным. Такой чести удостаивались не многие. Послушайте рассказ об этом человеке удивительной судьбы, который сделал для прогресса российской науки и культуры. Владимир Иванович Даль родился 10 (22 - по новому стилю) ноября 1801 года в Лугани (ныне г. Луганск на Украине). Его отец. Иван Матвеевич Даль (от рождения носивший имя Иоганн Христиан), происходил, как свидетельствует формулярный список, из датских офицерских детей. Мать будущего учёного имела французское происхождение. Она свободно владела пятью иностранными языками, но дома все говорили по-русски.

Летом 1814 года Владимира и его младшего брата Карла родители отправили учиться в Петербургский морской корпус. В этом учебном заведении обучали иностранным языкам, математике, морским наукам и словесности. Обучение продолжалось около пяти лет. В Морском корпусе телесные наказания были в порядке вещей. Знания в учеников вколачивали силой. Какой же надо было обладать настойчивостью, увлечённостью, любознательностью, чтобы в тех неимоверно тяжёлых условиях, в которых жил и учился будущий лексикограф, овладевать науками и не утратить к ним интереса! Весной 1819 года Даль успешно сдал выпускные экзамены и получат назначение на Черноморский флот. Именно тогда, в морозном марте 1819 года, Владимир записал первое слово для толкового словаря.

Более шести лет мичман Даль служил на Черноморском флоте и на Балтике. В 1826 году он вышел в отставку и поступил в Дерптский университет (ныне Тартуский университет в Эстонии).

Владимир решил получить медицинское образование и стать врачом, как его отец. За что бы Даль ни брался - всё ему удавалось, потому что он обладал высочайшей самодисциплиной и целеустремлённостью. И в университете Владимир обучался весьма успешно. Вскоре Даль стал хорошим хирургом. Когда в 1828 году вспыхнула русско-турецкая война, Даль встретил её как настоящий патриот. Он досрочно защитил диссертацию и отправился в действующую армию. Во время военных походов Владимир Иванович спасал жизнь раненым солдатам, а в часы затишья пополнял запасы слов для словаря.

Когда завершилась война, Даль стал ординатором (врачом) Санкт-Петербургского военного сухопутного госпиталя. В свободное время он разбирал свои записи и сочинял литературные сказки. В 1830 г. В журнале «Московский телеграф» был напечатан первый далевский рассказ «Цыганка».

В 1833 году в жизни учёного произошли важные события: вышла первая книга В. И. Даля «Русские сказки», он женился на Юлии Андре и перевёлся в Оренбург чиновником особых поручений при губернаторе. В то же время, в сентябре 1833 года, совершал поездку в Оренбуржье А. С. Пушкин, с которым Даль познакомился в Петербурге в конце ноября - начале декабря 1832 года. Знакомство двух замечательных современников положило начало плодотворному творческому союзу. В Оренбурге Даль помогал Пушкину собирать исторические материалы о пугачёвском восстании. Вместе они побывали в Бердской слободе, бывшей ставке Пугачёва. Встреча с Пушкиным оказалась важнейшим событием для Даля: она определила всю его дальнейшую работу, он увидел конечную цель лексикографических трудов - словарь, которому посвятил свою жизнь.

В 1838 году скончалась Юлия Даль. Владимир Иванович был оглушён несчастьем, тосковал о жене. Участие в труднейшем Хивинском походе помогло ему пережить горечь разлуки. Даль женился вторично в 1840 году на Екатерине Соколовой и вскоре перевёлся в Петербург. В их большой и дружной семье было пятеро детей: сын Лев, который впоследствии стал замечательным художником, автором мозаичных панно в храме Христа Спасителя в Москве, и четыре дочери; Мария, Ольга, Екатерина, Юлия.

Летом 1841 года Даля назначили начальником особой канцелярии Министерства внутренних дел. Медицинское образование очень пригодилось ему на новом посту: он не понаслышке знал о нуждах больниц и сделал всё, что в то время можно было сделать для улучшения их работы.

Через восемь лет, в июне 1849 года, Даль стал управляющим удельной конторой в Нижнем Новгороде. Каждый год летом открывалась знаменитая Нижегородская ярмарка. На неё съезжались люди со всей России. Там Владимир Иванович записал сотни новых слов для словаря. Но учёному предстояло ещё выполнить и огромную работу по систематизации слов: подобрать точные толкования и расположить словарные статьи в алфавитном порядке.

Осенью 1859 года Даль подал прошение об отставке и вернулся в Москву. Здесь, в доме на Большой Грузинской, он провёл последние годы. В это время вышли «Полное собрание сочинений В. И. Даля» (1861 г.), «Толковый словарь живого великорусского языка» (1863 -1866 гг.), «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа» (1861 - 1862 гг.). Особую ценность для науки представляет толковый словарь, который содержит богатейший лексический материал: из 200 тысяч слов около 80 тысяч были зарегистрированы впервые.

Даль был единогласно избран почётным членом Академии наук в 1868 году. В молодости, следуя семейной традиции, Даль был лютеранином, а перед смертью принял православие. Умер Владимир Иванович Даль 22 сентября (4 октября – по новому стилю) 1872 года. Похоронили учёного в Москве на Ваганьковском кладбище. Лучшим памятником учёному стал его поистине бессмертный «Толковый словарь живого великорусского языка».

Работа над словарем потребовала от составителя словаря энциклопедических знаний. Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. Он понимал толк в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, судостроении, знал многие ремёсла. Он умел сколотить табурет, выточить на станке шахматы. Построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла, Даль знал 12 языков. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский и сербский, владел татарским, башкирским и казахским. Известно, что истинно талантливый человек талантлив во всём. Судьба В.И. Даля подтверждает это. Говорят, что перед смертью он позвал дочь и попросил: “Запиши словечко”.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены