Автор: Кузьмина Нина Владимировна
Ход праздника.
(Дети стоят за дверью)
Обращение к родителям.
Учитель:
Совсем недавно наши маленькие школьники впервые вошли в класс. Каждый день они знакомились с цифрами и буквами, и вот уже научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник, который у них называется «Азбука». И сегодня они пригласили Вас к себе на праздник. Поэтому у всех нас сегодня замечательное настроение! Встречайте своих первоклассников громкими аплодисментами!
(под музыку входят дети)
Монтаж стихов
1.Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.
2.А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
3.Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребятам сразу.
4.Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Песня «Буковки» на мотив музыки Р. Паулса «Бабушка рядышком с дедушкой…»
1.Праздник, праздник празднуем семьёй.
Праздник, праздник книжки золотой!
«Буковки, буковки!» - весело кричат
10 правнуков и 23 внучат.
Припев
Звуки согласные, гласные
Столько лет, столько лет вместе.
Звуки согласные, гласные
Дружно поют эту песню.
Звуки согласные, гласные
Столько лет, столько лет вместе.
Звуки согласные, гласные
Мы изучили все вместе.
В эту книгу с детства влюблены
Мамы, папы и, конечно, мы.
В праздник, в праздник книги дорогой
Ей желаем мы жизни молодой.
Припев
Учитель: Сегодня к вам на праздник придут сказочные герои. Кто же первый пришёл вы узнаете, отгадав загадку
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Кто герой ее — мальчишка. Буратино
Звучит музыка из кинофильма «Буратино»
Вбегает Буратино.
Буратино: Привет, ребята!
Узнал, что у вас сегодня праздник «Прощание с Азбукой», а я так люблю праздники! И вот я здесь.
А помните меня Мальвина учила писать?
Но я не был прилежным учеником и сейчас читаю и пишу плохо.
Но неужели вы так быстро научились читать и писать?
Дети: Научились.
Буратино: А, вы уже умеете читать! Тогда прочитайте, что написано на доске? (ХОРОМ)
"Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться”
Учитель: Вот с этими словами и прожили мы полгода в школе.
А теперь давайте обратимся к нашим гостям и покажем, чему мы научились за эти полгода.
Дети читают стихи.
1. Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший первый класс.
2. В класс несмело мы вошли.
Азбуку
На столах своих нашли.
3. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
4. Был наш путь не очень долгим
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
5. Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна.
Но зато читать – в полгода –
Научила нас она.
6.Нас учила азбука читать,
Слова на слоги разделять.
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык.
Буратино: Ладно, теперь я честно обещаю, что буду стараться и скоро научусь читать как вы.
Учитель: А теперь отгадайте другую загадку
Эту девочку мы знаем,
От всех кукол отличаем,
С голубыми волосами
И красивыми глазами,
Она вежлива была,
В домике в лесу жила
И учила Буратино,
Эта девочка-... (Мальвина.)
Звучит музыка
Входит Мальвина.
Мальвина: Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже научились читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная книга? Как же она называется?
Дети: АЗБУКА
Мальвина: А знаете ли вы, что в сказках порой случаются невероятные вещи? Так вот, как раз сейчас и произойдёт чудо (хлопает в ладоши).
- Раз, два, три.
Звучит музыка
Входит Азбука.
Азбука. Здравствуйте, мамы, здравствуйте, папы! Привет, девчонки и мальчишки! Как я рада снова встретиться с вами!
Я –Русская Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
Мальвина:
А в книгах этих есть про всё, про всё: про реки и моря,
И что у неба нет конца, и круглая Земля.
Про космонавтов, что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет тепло и газ.
Буратино:
Машинисты и ткачи, трактористы и врачи, лесорубы и шахтёры,
Космонавты и актёры, повара и кузнецы, водолазы и певцы…
Все когда-то в первый раз приходили в первый класс.
Все за партами сидели, все на азбуку глядели.
Учитель:
И не просто глядели, а серьёзно её изучали. Давайте сегодня ещё раз мысленно перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему же учила нас азбука.
С чего же началось наше путешествие по страницам азбуки?
Откроем первую страницу
1 страница «ЗВУКИ и БУКВЫ»
Азбука
Отгадайте , что это за звуки?
1.Они тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке ребёнка качать. (гласные)
Азбука
- Что мы знаем о гласных звуках? Какие буквы дают нам два звука? (Ё,Ю,Е Я)
- В каких позициях эти буквы дают нам два звука.
- Какие вы молодцы!
Азбука
Какая же будет следующая страничка?
2.Звуки эти согласны:
шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
но не хочется им петь. (согласные)
Азбука
А что вы знаете о согласных звуках?
(Среди согласных букв бывают Мягкие и твёрдые. А ещё бывают Глухие и звонкие. Парные и непарные)
Азбука
Молодцы, ребята!
Буратино: Я хочу с вами поиграть. Если гласный назову – ручками похлопайте, а согласный назову – ножками потопайте. (Буратино проводит игру)
А О В Г Р У Й М
Мальвина: А я хочу поиграть в игру на внимание. Вам нужно найти лишнюю букву и объяснить, почему вы так решили.
(На слайде 1 появляются буквы, дети сначала их правильно называют, а затем находят правильный ответ)
1) А О Б Я ([б ]- согласный)
2) И Е Я Ю ([и]- один звук)
3) Ц Ч Х Ж ([ ж]- звонкий)
Азбука
А сколько интересного и необычного мы узнавали на уроках обучения грамоте, когда буквы соединяясь друг с другом, открывали нам мир слов!
Давайте, попробуем собрать из букв слова.
Игра « Найди слово». Среди букв найди слова, которые обозначают школьные предметы.
ОВРУЧКАК (ручка)
БИБТЕТРАДЬИМ (тетрадь)
РУПЕНКАЛЬ (пенал)
ПАЛЬЦБОМГОЛ (альбом)
ЗУЧЕБИКНА (учебник)
Азбука: А кто знает, сколько букв в русском алфавите? (33)
Я загадаю вам о буквах загадки. Будьте внимательны.
1. Вот два столба наискосок,
А между ними поясок. (А)
2. Ты с этой буквою знаком:
Стоят 2 колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок. (И)
3. Эта буква так кругла,
Укатиться бы могла. (О)
4. На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3.(З)
5. С этой буквой на носу,
Филин прячется в лесу. (Ф)
Азбука: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете буквы.
Мальвина.: Буквы- значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё – (вместе) алфавит.
Песня Алфавит ( 33 родных сестрицы…)
Учитель: буквы построились в ряд. Сейчас они заговорят.
Проект «Живая Азбука»
1. Буква «А», буква «А»-
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света: «А» похожа на ракету.
2. Буква «Бэ» проснулась рано.
Буква «Б» - бочонок с краном,
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.
3. Словно букву «Вэ» Алёна
Держит трубку телефона.
4. «Гэ» - крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу. И в кочергу
Превратить я «Гэ» смогу.
5. Вот стоит. Дымок пуская.
Буква «Дэ» - труба печная.
6. На дворе – какая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Буква «Е» зато осталась.
7. «Е» и «Ё» - родные сёстры.
Различить сестёр непросто.
Но у буквы «Ё» две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
8. Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском,
Сноп соломы на меже
Превратится в букву «Жэ».
9. «Зэ» - не просто завитушка,
«Зэ» - пружинка, крендель, стружка.
10. На калитку посмотри,
Чем она не буква «И»?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
11. Ну-ка, лайки, лайте дружно,
Букву «Й» запомнить нужно.
Эта буква непростая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
12. Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква «Ка»
13. Алфавит продолжит наш
Буква «эЛь» - лесной шалаш.
14. Взявшись за руки, мы встали
И на «эМ» похожи стали.
15. Там я букву «эН» найду.
Где гамак висит в саду.
16. В старом дереве дупло
Ну совсем как буква «О».
17. На хоккее, на футболе
Буква «Пэ» - ворота в поле.
18. Буква «эР» - на мачте парус
Вдаль летит, небес касаясь.
19. Полумесяц в небе тёмном
Буквой «эС» повис над домом.
20. Молоток стучит: «Тук – тук,
Букве «Тэ» я старый друг.
21. «У» - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву «У».
22. Все мы знаем без подсказки:
Буква «эФ», как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
23. «Ха» - забавная игрушка,
Деревенская вертушка,
Ветру вольному подружка.
24. Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул,
Стал на «Цэ» похожим стул!
25. Да вы правильно решили:
«Че» мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
26. На что похожа буква «Ша»?
На зубья этого ковша.
27. Буква «Ща» поможет нам
Чистить зубы по утрам.
28. Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – «ъ» (твёрдый знак),
Чтобы не облиться.
29. Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква «ы»,
Все её мы знать должны.
30. Буква «эР» перевернулась-
«ь» (мягким знаком) обернулась.
31.
32. Над полями в синеве
Пролетела буква «Э».
Эта ласточка весной
Возвращается домой.
33. Чтобы «О» не укатилось,
Крепко столбиком прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква «Ю».
34. И сказала буква «Я»:
Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит-
Гол! Закончен алфавит.
Мальвина: Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Буратино;
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Прочтёшь любую сказку.
Азбука:
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”!
Учитель: И мы выполнили советы С.Я Маршака: успешно прошли этот путь от А до Я. И все научились читать!
2 страничка «Развлечение»
Мы попали на следующую страничку ,которая называется «Развлечение».
Как выдумаете что же здесь мы будем делать? Конечно же играть
Буратино: У меня стишочки есть с ошибками.
Вот проверю я ребят, найдут ли они ошибки?
1. Тает снег, бежит ручей.
На ветвях полно врачей.
(грачей)
2. Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
(чайки)
3.Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
(сом)
4.Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном!»
(капель)
5. Спят ночами утки.
В конуре иль будке.
(Не утки, а собаки спят в конуре).
6. Весною из берлоги.
Выходят носороги.
(Не носороги, а медведи).
7 . Воют волками метели.
В зимнем месяце апреле.
(Апрель не зимний месяц).
8. Хорошо в футбол играем,
Шайбы часто забиваем.
(Не шайбы, а мячи).
Молодцы!
Учитель: А сейчас настал час весёлых частушек.
Дети исполняют :
Частушки
1. Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи,
Мы сейчас отрапортуем
Про свои успехи!
2. Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид!
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
3. Мы читать все научились,
Вам не хвастаем, не врём,
И навеки подружились
С лучшей книжкой - Букварём!
4.Топни, ножка-нога,
Топни, правенькая.
Весь букварь я изучила,
Хоть и маленькая.
5. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу Вам алфавит
Без одной запиночки!
6.Звуки гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем -
Эти буквы мы поём!
7.Ах, ты бабушка моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда:
Букв лишь десять гласных.
8.Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!
9.Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в букваре
Кончились странички!
10 Ёлочки-сосёночки,
Колкие, зелёные,
Все ребята-первоклашки
В Азбуку влюблённые!
Учитель: Мы немного отдохнули , теперь нам пора двигаться дальше.
Вы учили в азбуке
Как писать и «а» и «ре».
И узнали, например,
Говорят не «ре», а «эр».
Посмотрите и послушайте весёлую песенку о том
как куклы учили Азбуку
Песня «На лугу уселись куклы»
3 страничка «Сказки» звучит музыка
Азбука:
На этой страничке нас встречают наши друзья - сказочные герои. Им нужна ваша помощь, ребята! В сказках перепутались названия, давайте попробуем их исправить.
Азбука:
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
4. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
5. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
6. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
7. Свеколка. (Репка.)
Учитель: А ребята сказки не только знают, но и могут показать сказку «Теремок» на новый лад
Сценка в стихах «Теремок- портфель» Слайд22
Азбука: Ай да первоклассники! Ну, какие молодцы!
"Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок".
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте.
Учитель: Вот и заканчивается наше путешествие.
Учебник закрывается, пора с ним попрощаться!
1 Потрудились мы немало,
Много слов мы прочитали,
Позади нелегкий труд,
Впереди нас книги ждут.
2 Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
3 До свидания, Азбука !
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.
Учитель:
Вы азбуку прочли до корки,
Вам по чтению - пятёрки!
Азбука научила вас многому. Давайте скажем нашему учебнику - Спасибо.
Азбука: А у меня для вас небольшой подарок. На память об этом празднике я хочу вручить вам книжки.
Азбука: Вот и пришла пора проститься
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать
Буратино и Мальвина: Путешествие это дело увлекательное, но нам пора обратно !
А путь обратно покажется ни таким длинным, если есть хорошая песня. Давайте все вместе её споём.
Заключительная песня «Дружба с букварём»