РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Урок мужества. Палагин С.В. – Герой нашего времени

Цели:

  • приобщать учащихся к историческому прошлому и настоящему нашей страны;
  • воспитывать чувство гордости за историю своей страны, уважения к людям, совершившим героический поступок;
  • воспитывать чувства патриотизма;
  • воспитывать любовь к Родине;

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды, презентация, портрет, карточки, видеоролики; толковый словарь;

Ход урока:

На доске:

  1. Кто такой герой?
  2. Можно ли сейчас в XXI веке стать героем?
  3. Какой человек может совершить подвиг?

I. Актуализация знаний.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас на нашем занятии. А начнём мы его необычно, с игры «Приветствие». Станьте в круг и посмотрите друг на друга.

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» щекой!
Скажем «Здравствуйте» спиной!
Скажем «Здравствуйте» словами
Скажем «Здравствуйте» плечом!
Станет радостно кругом!

Наша работа сегодня будет групповая. Каждая группа занимает свои места.

Давайте вспомним правила работы в группе.

  1. Говори тихо.
  2. Уважай своего товарища.
  3. Умей каждого выслушать.
  4. Не согласен – предлагай!
  5. Не перебивайте друг друга.
  6. Будь вежлив и сдержан.

II. Самоопределение к деятельности.

1 чтец:
Российской истории тысяча лет.
Немало в ней было блестящих побед.
Победы стране обеспечили славу,
За мужество, доблесть сынов и отвагу.

2 чтец:
Героям России живым и ушедшим
Я строки свои посвящу,
И подвигам вашим бессмертие вечно
Пред вами всегда мы в долгу!

Учитель: Прочитайте вопросы на доске. Давайте попробуем дать определение слову герой.
(высказывания учеников, и на экране появляется слайд с понятиями)

III. Основная часть.

1 чтец:
Издревле в России, рождались герои,
Во славу Отчизны на подвиг идя,
Немало имен помнит книга истории,
То гордость России, ее сыновья!

Учитель: Если обратимся к толковому словарю, то:

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. (обратите внимание на взаимосвязь слов - герой, подвиг)

А как вы объясните значение слова подвиг?

Подвиг - это самоотверженно героический поступок.

Поступок имеет большое значение в жизни человека, он может в какой то мере определить человека в целом: его отношение к окружающим людям, к друзьям, самому себе.
Давайте вместе подумаем над тем, что же такое поступок. Нельзя действия и поступки считать одним и тем же. Действия и поступки – разные вещи. Действия происходят постоянно, а иногда даже мы их не замечаем. А поступок – это как решающий шаг, это своеобразный выбор, который человек делает наедине с собой. Такой шаг бывает разным по своему значению, он всегда характеризует человека, говорит о его качествах характера. Не зря народная мудрость гласит: «Завтрашний характер в сегодняшнем поступке». И хотелось бы, чтобы вы, ребята, приняли близко к сердцу, что именно в каждом сегодняшнем поступке, вашем сознательном выборе решения, как поступить – закладывается завтрашний характер, а значит частичка героического самоотверженного поступка. Но совершить любой поступок, а тем более подвиг непросто, нужна воля, упорство человека, совесть.

Так кто же они - Герои Нашего Времени? Они живут среди нас, и мы порой даже не подозреваем о том, что это за люди. Они скромные, они не рассказывают о своих подвигах. Писатель Юлиус Фучик считает, что “Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества”.

Я думаю и вы согласны с его словами. Ведь героями не рождаются. В повседневной работе, в борьбе за достижение поставленной цели, в каждой большой и маленькой победе над своими привычками, природой рождаются качества, без которых не может быть настоящего героизма. Именно в преодолении трудностей рождаются мужество, куётся характер. Но настоящее мужество, героизм не могут быть самоцелью, и люди, совершающие подвиг, вовсе не думают о себе. И таких людей, совершающих героический самоотверженный поступок, т.е. подвиги немало в наше время.

Да, есть в наше время, в XXI веке, в жизни человека, молодежи, место подвигу, героическим самоотверженным поступкам.

С одним из таких героев мы познакомимся на нашем уроке.

Просмотр видеоролика «Наследники Победы»

Рассказы учащихся:

1 ученик: Сергей Вячеславович Палагин неоднократно представлялся к званию Героя Российской Федерации. Вскоре ему было присвоено воинское звание "подполковник". Продолжает службу в Российской армии. Награжден орденами и медалями.

  • Герой Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 года,
  • медаль «Золотая Звезда» № 818);
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени «с мечами»;
  • три ордена Мужества (1996, 2000 и 2002);
  • орден «За военные заслуги».
  • медали, в том числе:
  • медаль «За отвагу» (2006);
  • медаль «За боевые заслуги»;
  • медаль Нестерова;
  • медалями «За воинскую доблесть» (Минобороны) I (2002) и II (2001) степеней;
  • медаль «За укрепление боевого содружества»;
  • медаль «За отличие в военной службе» I, II и III степени;
  • Медаль «За службу в Военно-воздушных силах»;
  • Медаль «100 лет Военно-воздушным силам»;
  • Знак «За службу на Кавказе» от ФПС России.
  • Орден преподобного Сергия Радонежского III степени.
  • Медаль «За заслуги перед Ставропольским краем»;
  • другие награды, в том числе общественные.

2 ученик: Сергей Палагин стал Героем России в 2004 году. «Братишка». В годы «второй чеченской» такой позывной десантники дали вертолету командира экипажа Ми-8 майора Палагина. Часто в критической ситуации они просили прийти на помощь именно эту вертушку.

Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе майору Палагину присвоено звание Героя Российской Федерации. В 2004 году, офицер получил дополнительное образование, окончив с отличием обучение в Военно-Воздушной Академии имени Юрия Гагарина.

С 2014 года, подполковник Палагин Сергей Вячеславович находится в запасе. Живет в городе Краснодар. Состоит в Кубанском ВКО на должности помощника атамана Екатеринодарского РКО. Войсковой старшина. Является заместителем председателя Краснодарской краевой Ассоциации Героев. Ведет большую общественную работу среди ветеранов Кубани. Активно участвует в общественно-политической жизни, а так же в патриотическом воспитании молодежи, защите интересов ветеранских организаций.

3 ученик: «Сели на голову» Новолакский район Дагестана, 8 сентября 1999 года. Две недели назад отряды так называемой «Исламской миротворческой бригады» под командованием Басаева вторглись в Ботлих, а теперь дошли и сюда. Они хорошо укрепились на горе Экитебе, и поэтому штурмующий их позиции батальон десантников несет серьезные потери. В семь утра экипаж вертолета Ми-8, которым командовал майор Сергей Палагин, совершил боевой вылет.

Внизу – жесточайшее сражение. «Восьмерка», как называют Ми-8 военные, выпустила несколько ракет по позициям боевиков. К тому времени находившийся на земле смертельно раненный авианаводчик не только потерял много крови, но и, вероятно, ориентацию на местности (на поле сражения уже было много раненых). Четко выполнив поступившую команду: «500 метров южнее дымовой шашки», Палагин, летчик-штурман капитан Сергей Плетинка и бортовой техник старший лейтенант Антон Гловский оказались впереди атакующей цепи федералов, практически перед самым центром обороны бандитов. Винтокрылая машина села на «нейтралке», в полувыкошенном кукурузном поле, всего за восемьдесят с небольшим метров перед окопами противника. «Духи» подобной наглости не ожидали, и некоторые из них даже вылезли из окопов посмотреть, что ж это за «концерт» такой происходит?! Двух-трех минут замешательства хватило, чтобы Гловский выскочил из вертолета и принес одного раненого десантника. Но потом такое началось!..
– Боевики стреляли по нам, наверное, из всего, что только может стрелять. Если честно, то я от страха аж пригнулся, пытаясь спрятаться за приборной доской, – смеется сегодня Палагин. – А ее ведь чуть ли не гвоздем проткнуть можно. Когда «коэффициент обалдения» прошел и у нас, то я схватился за пулемет. Бил по «духам», пока не закончился боезапас. Десантники, увидев, в каком положении вертолет, кинулись в атаку, одна БМДэшка (БМД – боевая машина десанта) даже выскочила на позицию ближе к нам, но бандиты ее тут же подожгли. А Антоха (я глазам своим не мог поверить!) все бегал и таскал раненых. Парень тогда проявил безумную храбрость, вот кому Героя надо присваивать!
Возле «восьмерки» уже стали рваться мины, и она была, по сути, приговорена. И тут ей на помощь пришла одна из двух «двадцатьчетверок», находившихся в небе. Этим мощным боевым (напомню, Ми-8 изначально создавался как транспортник) вертолетом управлял экипаж Рефагата Хабибуллина. Несмотря на то, что боеприпасы уже закончились, его машина, словно мать-птица, пытающаяся отбить у кошки упавшего из гнезда птенца, бросалась на позиции «духов», отвлекая на себя их внимание. При очередном заходе «двадцатьчетверке» разворотило снарядом бок, и она с таким «ранением» просто чудом самостоятельно добралась до базы (кстати, сегодня Хабибуллин командует 393-й авиационной базой армейской авиации). Палагин, улучив момент, поднял Ми-8 и начал быстро уходить на малой высоте. Буквально через несколько секунд на то место, где только что стояла вертушка, упала мина. Удивительно, но когда Сергей Вячеславович уже на аэродроме осмотрел свою «восьмерку», то вместо ожидаемой схожести с дуршлагом обнаружил следы всего лишь от двух пуль и нескольких минных осколков. Это после такой-то мясорубки!

4 ученик: «А для кого-то «Дикая птица»

Однако работа экипажа в тот день не закончилась – бой ведь продолжался, появлялись новые раненые. Тогдашний командующий СКВО генерал-полковник Виктор Казанцев лично поставил перед экипажем задачу на очередную эвакуацию солдат и офицеров. На сей раз Ми-8 должен был действовать без прикрытия. Палагин решил разведать, где находится позиция минометной батареи противника. Засечь ее удалось на юго-западной окраине селения Гамиях по вспышкам орудий. Это было в тылу бандитов. С предельно низкой высоты майор и его ребята нанесли огневой удар всем комплексом имевшегося у них вооружения, буквально разметав батарею боевиков. «Антоха Гловский там сильно постарался, на одном дыхании выпустил пулеметную ленту из 250 патронов, – вспоминает Сергей Вячеславович. – Зашли с тыла, «плюхнулись» в полукилометре от переднего края обороны «духов», похватали наших раненых пацанов – и в госпиталь. В этот вылет враг машину все-таки «нашпиговал» железом, но мы посмотрели – дотянуть до Каспийска сможем, а там уж «подлечат», подлатают. Экипаж Палагина эвакуировал 18 тяжелораненых военнослужащих, уничтожил три минометных орудия и 15 бандитов. Кстати, в этот же день неутомимый Ми-8 выполнил еще один полет для выброса десанта. Во время выполнения боевой задачи, тем не менее все, что положено, было сделано, а координаты зенитчиков передали артиллеристам. Те свою работу тоже сделали на «отлично». Увы, подвиги на войне и чиновная трясина несовместимы. Так и случилось в 1999-м. За бесстрашие и способность пожертвовать собой ради спасения жизней боевых товарищей генерал-полковник Казанцев дал команду представить Палагина к звезде Героя России, а Плетинку и Гловского – к ордену Мужества. Однако из всего экипажа лишь летчик-штурман Сергей Плетинка получил орден Мужества, да и то через два года, а остальные – ничего. Впрочем, как бы это высокопарно ни звучало, не ради наград воевали вертолетчики. Их подвиги по достоинству оценила «крылатая пехота», бойцов которой не раз спасало воздушное судно Палагина. Десантники окрестили его машину «Братишкой». Очень часто в критической ситуации они просили прийти на помощь именно эту вертушку. А сепаратисты прозвали Ми-8 Палагина «Дикой птицей». И еще они нередко грозили ему в эфире разными карами, но русский офицер на это внимания не обращал, продолжая хладнокровно выполнять свою работу.

– С позывным, красовавшимся на борту, связана еще одна история, – улыбается Палагин. – С этой надписью я пролетал полтора года, и вдруг командующий ОГВ на Северном Кавказе генерал-полковник Валерий Баранов приказывает ее убрать. Я взмолился: не губите! А мне в ответ – дескать, о тебе ж забочусь, ведь «пасут» «Братишку» боевики. Если хочешь, своим приказом это слово разрешу внутри кабины написать!

Позывной Сергея Вячеславовича стал поистине легендарным. Известный певец Александр Маршал в 2009 году посвятил его экипажу одну из своих песен, где есть такие слова: «Озверев, умалишенно, били черти его влет, только, как заговоренный, был проворен вертолет! Сквозь обстрел проскочит мышкой, не теряя высоту, с яркой надписью «Братишка» на простреленном борту». Маршал с нынешним подполковником никогда не виделись, но герой песни не исключает, что такая встреча когда-нибудь состоится. (Прослушивание эпизода песни)

https://youtu.be/LWLYyBIRjnI

5 ученик: «Над пропастью в огне»

Впрочем, чтобы рассказать о таком человеке, как Сергей Палагин, одной песни, как и публикаций в разных газетах и журналах, все-таки мало. А сам он повествует о сотнях чьих-то спасенных жизней, о виртуозном «вождении» винтокрылой машины не очень охотно и, как мне показалось, несколько стесняясь внимания к собственной персоне ( «Ну, столько всякого было... Разве все упомнишь?). Мол, и не герой он вовсе, а рядовой труженик неба. А документы, которые готовились в 2004-м для представления его к высокому званию, помнят многое. Я был просто потрясен: что ни день, то подвиг! Реальные дела, абсолютно все сопряженные с риском для собственного существования, зачастую десятки (!) боевых вылетов в сутки. В общем, «столько всякого было», что ни на одного, а сразу на целый взвод Героев хватит.

Вот хотя бы такая история. 19 декабря 1999 года в районе населенного пункта Каталы Шаройского района разведгруппу спецназовцев окружили боевики. Наши бойцы, по сути, попали в настоящий капкан. Майору Палагину было приказано эвакуировать разведчиков под прикрытием боевых вертолетов. Он вышел в заданный квадрат, начал совершать посадочный маневр. Это казалось практически невозможным. Во-первых, противник вел очень плотный огонь, а во-вторых, площадки для приземления не существовало. Точка, куда нужно было сесть, представляла собой... скалистый гребень с почти километровым обрывом с обеих сторон.

И, вы думаете, Палагина это остановило? Как бы не так! Майор «прискалился» только на левое колесо, удерживая вертушку над пропастью. В течение 17 минут (!), пока разведчики, отстреливаясь, поднимались на борт, машина балансировала над обрывом. Экипажи других вертолетов прикрывали эвакуацию наших ребят огнем. А затем командир воздушного судна вновь проявил чудеса изобретательности и необычайной смелости. Он «бросил» перегруженную машину в пропасть и благополучно вывел ее по дну ущелья на малой высоте, доставив 19 спецназовцев в расположение части.

6 ученик: «Санрейс»

Или еще случай спустя всего четыре дня. Тогда федеральные войска блокировали населенный пункт Каталы, где закрепились бандиты. А на фланге находилось высокогорное селение Кенхи, в котором, по разведданным, готовились к обороне полторы сотни вооруженных мужчин, попавших под влияние ваххабитов. Но жизнь есть жизнь, и как раз в этот момент дочери одного из старейшин приспичило рожать. У молодой женщины было слабое здоровье, и без квалифицированной медицинской помощи она могла погибнуть вместе с еще не родившимся ребенком. Старейшины обратились за помощью к федеральным силам, но выставили условие: вертолет должен прийти без прикрытия боевых машин. Риск был огромен. А вдруг сочувствующие ваххабитам не смогут удержаться от соблазна уничтожить или захватить вертушку?

И все же экипажу Палагина была поставлена задача совершить санитарный рейс. «Братишка» прошел через ущелье, контролируемое боевиками, и умудрился сесть в горной теснине на берегу речки. Пока роженица и сопровождавшие ее родственники размещались в машине, вертолетчики ожидали огневого удара или нападения в любую минуту. К счастью, обошлось. Будущую мать доставили в районную больницу, где она в тот же день родила мальчика. Может быть, именно этот случай перетянул на сторону России еще вчера собиравшихся воевать с федеральной армией мужчин? Кстати, до сих пор в селении Кенхи помнят русских летчиков, спасших чеченскую женщину.

7 ученик: «Генный уровень»

На свет Сергей появился в Саратове, а потом вместе с родителями переехал в Ашхабад, столицу тогдашней Туркменской ССР. Жили в нескольких километрах от гражданского аэродрома, поэтому для пятилетнего Палагина, как и для его друзей, соседских пацанов, не было лучшего времяпрепровождения, чем встречать и провожать самолеты, досконально изучать все авиасвалки, где можно было разжиться какими-нибудь мелкими деталями воздушных судов. В 1981-м состоялся еще один переезд, но в пределах Туркмении – в Безмеин. А там базировался авиационный гарнизон. Так что небом и крылатыми машинами Сергей серьезно «заболел» еще в детстве. Он перечитал все книжки о знаменитых советских летчиках, а с одной из своих героинь Мариной Поповой, служившей во время Великой Отечественной войны в авиационном полку легендарной Валентины Гризодубовой, даже лично встречался в Москве. Когда уже сам стал Героем.

В 1982 году Сергей, как говорится, надел солдатские сапоги, став учащимся Республиканской специальной школы-интерната в Ашхабаде, где занимались углубленным общевойсковым обучением. Наряду с обычными учителями здесь были и командиры взводов – сержанты. Позже восемь из них ушли воевать в Афганистан, живыми вернулись только трое, и то с ранениями. Практически все выпускники школы, как правило, поступали в военные вузы, а те, кто не сумел, отправлялись в Афган. Сергей стал курсантом Саратовского высшего военного училища летчиков, после окончания которого в 1990-м служил в авиационных вертолетных частях Группы советских войск в Германии. Оттуда в 1993 году был направлен в 487-й вертолетный полк, дислоцировавшийся в Буденновске. Палагин уверен: ему повезло на учителей «по жизни», ведь, например, в том же Ашхабаде или Саратове примерами для подражания являлись профессиональные военные, прошедшие Афганскую войну.

– Я понял очень важную вещь, – говорит Сергей Вячеславович. – Нельзя приказать человеку совершить подвиг. Готовность к нему, скорее всего, проявляется где-то на генном уровне. Если внимательно проанализировать российскую историю, то можно увидеть, что наш народ всех завоевателей через себя пропустил, переломал и выкинул. И нередко победы являлись следствием такого разгрома, что целые цивилизации просто превращались в пыль. А Россия как стояла, так и стоит! И в немалой степени именно за счет таких вот пацанов, как тот же Антоха Гловский, которые балагурят, хохмят, дурачатся, но в годину опасности не раздумывая становятся на защиту Родины.

Учитель: Подвиг может совершить человек, который понимает, что такое совесть, честь и долг. Самый большой подвиг состоит в том, чтобы всегда оставаться верным своим убеждениям, своей мечте, уметь отстаивать свои убеждения, бороться за эту мечту. Есть подвиг, как вспышка , как яркий факел, но есть и другой подвиг, внешне не броский, повседневный. И длится он не секунды, минуты, а недели, месяцы, годы. И проявляется в самоотверженном труде, требующем от человека высочайшего напряжения духовных и физических сил, нередко сопряжённого с опасностью, риском. Подвиг – это мера добра, любви, внутренней честности перед собой и людьми. В разные времена понятие о подвиге были различными:

В рабовладельческом строе героями считали полководцев, которые покоряли другие страны, завоёвывали рабов, обогащали господствующий класс.

В эпоху феодализма – это смелый рыцарь, в совершенстве владеющий оружием, жестокий и доблестный в бою, до конца верный своим союзникам и друзьям.
Буржуазия создаёт своих героев – это решительные купцы-мореходы, пересекающие океаны и хорошо владеющие оружием, наёмные капитаны, полупираты-полуразбойники, добывающие своим хозяевам новые земли, новые богатства.

Фашистская мораль при подносит нам куда более страшный облик: человек-зверь, убивающий «по праву сильного» всех, кто слабее: женщин, детей, стариков. В этом «герое» нет ничего человеческого. Сильным он оказывается лишь со слабыми, а в трудных условиях становится жалок и отвратителен.

Трудно переоценить героизм советских людей, идущих в авангарде человечества. Героизм этот лишён блеска и проявляется в буднях жизни. Подвиги совершали наши юноши и девушки, строя в далёких сибирских необжитых районах новые горда, и подвиги эти заключались в будничном труде по вырубке леса, постройке бараков… Холод, перебои с продуктами, скупой отдых в неуютных бараках, где с потолка капала вода – всё это буднично и неприглядно. А тем не менее, в этих буднях совершался трудовой героизм – люди работали не по принуждению, а по зову своих сердец.

5. Работа по группам:

- Запишите черты характера, которыми должен обладать герой.

Обмен мнениями.

IV. Подведение итога занятия.

1 чтец:
Богатств всех в мире не нажить
И всех наград не заслужить,
От всех невзгод не убежать
И всех побед не удержать.
Но, если званья Человек
За свой ты удостоен век,
И в годы трудные не сник
То, значит, ты всего достиг.

Учитель:

- И в заключение урока, подводя итог сказанному, необходимо понять, раз есть место подвигу в жизни человека, значит, были, есть и будут герои. В России учреждено почетное звание - Герой Российской Федерации - высшее почетное звание в Российской Федерации, знак особого отличия; присваивается за услуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига.

Заставьте себя добросовестно учиться и работать, приобретите трудовые навыки - это тоже путь к подвигу! Не огорчайтесь, если вам сразу не представится случая совершить что-то необычное. Сумейте сделать так, чтобы будничное, повседневное дело горело в ваших руках – и рано или поздно вы совершите подвиг!

Просмотр видеоролика-обращение Палагина С. В. к детям.

V. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу.

  • Какова была цель нашего занятия?
  • Ребята, как вы думаете, мы достигли этой цели?
  • А что мы делали для её достижения?
  • Как вы считаете, полезна была информация, которую вы получили сегодня и с кем бы вы могли ею поделиться?

Попробуйте оценить себя и свою работу на уроке.

На доске круг от солнышка, а у меня жёлтые и зелёные лучики: жёлтый лучик, значит, урок понравился, вы получили интересную информацию; зелёный лучик — было не интересно, не было никакой полезной информации. Возьмите лучик, соответствующий вашей оценке и прикрепите к кругу.

Посмотрите, какое замечательное получилось солнышко.

Ребята, вы сегодня все молодцы. Спасибо за урок! Спасибо за слаженную работу и помощь.

ПОДГОТОВИЛА:
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ СОШ № 6 Х. ТЕЛЬМАНА
УМАРОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

Используемая литература:

  1. Календарь школьных праздников. / Авт.-сост. С.И.Лобачева, К. В. Щиголь, О. Е.Жиренко. – М.: 5 за знания, 2006.
  2. Внеклассные мероприятия в начальной школе. / Авт.-сост. С. А.Болотская и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. «Я познаю мир» Детская энциклопедия: история. / Составители Чудакова Н.В., Громов А.В., Москва, ТКО «АСТ», 1995.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.vampodarok.com/congrad.php?filterid=128&sort=top
  2. http://poiskm.com/song/6117257...fitseri-Ot-geroev-bilih-vremen
  3. http://vk.com/heroes_of_the_time, http://вектор-успеха.рф/stuff/70-1-0-5799,
  4. http://ahuman.ru/geroicheskie-postupki-v-nashej-zhizni/,
  5. http://library146.ucoz.ru/publ/o_podvige_i_geroizme/1-1-0-9,
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены